Время чтения ~ 6 минут

Чёрная пятница как симптом чёрной чумы

Самое дорогое у человека — это жизнь.
Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы
не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Николай Островский. «Как закалялась сталь».

Отгремели неофициальные, но близкие многим людям ноябрьские праздники «Чёрная пятница» и «Кибер-понедельник». Пять лет назад, когда в России впервые прошла эта акция, приходилось объяснять нашему человеку, что же это за «зверь» такой. А сегодня не встретить того, кто не слышал бы про этот день и про связанную с ним истерию (правда, общество не вспоминает Чёрный четверг, Чёрную пятницу, Чёрный понедельник и Чёрный вторник биржевого краха 1929 года, когда началась Великая депрессия). Одни с радостью участвуют в этом балагане, другие кичатся отстранённостью, с упоением наслаждаясь безумными роликами в интернете. Никто не отрицает мизантропию и гедонизм потребительского блаженства, но мало кто задумывается над настоящими причинами и следствиями этого явления.

Любой человек, даже не интересующийся философией, знаком с выражением «общество потребления». Все знают, что общество это основано на бесконечном индивидуальном потреблении массовых благ и зародилось оно в лоне капитализма, чёрной чумы человечества (к слову, серая чума — есть оттенок чёрной).

Мы заражены этой болезнью.

Ты есть то, что ты ешь. (Гиппократ)

Все блага, поглощаемые человеком можно разделить на два типа: физические (материальные) и метафизические (духовные).

Последствия материального потребления людям, даже с клиповым мышлением, наблюдать намного проще. Им достаточно оглянуться вокруг. Миллионы брендов одинаковых и безликих вещей сегодня — это производство тонн хлама и мусора завтра. Мы покупаем ворох одежды и аксессуаров на один раз. Сломался утюг или телевизор — на свалку! Вышла новая модель телефона — срочно приобрести! И так далее, перечислять можно без конца.

Физически мы потребляем не только те отбросы, за которые отдаем (бывает, немыслимые) деньги. Мы бездумно расходуем ресурсы нашей планеты: вырубаем леса для печати рекламных буклетов или создания бетонных парковочных пустынь, загрязняем реки и моря для изготовления упаковки или одноразовых безделушек. Больше половины вырабатываемого человечеством мусора образуется прямо на месте добычи или выпуска продуктов, а треть материалов, составляющие само изделие, выбрасываются после единственного использования. Всё в итоге отправляется на помойку, и, в конце концов, сама Земля в неё же и превращается. Экономика общества потребления создана для увеличения капитала, а не для сохранения здоровья человека и планеты.

По данным ООН, население мира составляет 7,5 миллиарда человек. 16% населения проживает в Европе и Северной Америке — в экономически развитых странах.

Соответственно, 84% людей находятся в странах «второго» и «третьего» миров, и беспощадно эксплуатируется для утоления бездонного аппетита первых. Представьте, что будет, если общество потребления выйдет за рамки «цивилизованного» мира?

Заметить результаты метафизического потребления тоже не составляет труда для внимательного человека. Современный мир завален информацией: просматривая новости в интернете, люди читают лишь заголовки, а не статьи; в социальных сетях у большинства пользователей более сотни подписок, генерируемый «контент» которых невозможно полностью «употребить». Да чего рассуждать, технологии наподобие Big Data сами говорят об объёмах данных и вариантах их использования.

Взглянем на «киноискусство». Многие возмущенно задаются вопросами: «Почему сейчас снимают такое говно?», «Почему столько много идиотских блокбастеров?», «Где настоящая драма (или комедия)?». Даже авторское кино скатилось в банальный рефлексирующий эпатаж. Создатели фильмов стремятся к славе и деньгам, что немного не соответствует целям настоящего кинематографа. Как и всё — кино теперь бизнес и развлечение, уже не искусство.

В эпоху потребления товаром становится всё — здоровье, образование, деятельность человека. Уровень потребления индивида показывает его статус, цену. В итоге — сам человек становится товаром.

Зависимость от (капиталистической) иглы

Потребитель — это наркоман, ему всегда мало, он не может насытиться, и соответственно — остановиться. Что же заставляет нас терять человечность? Подсаживаться на иглу «удовлетворения потребностей»?

Ответы на эти и прочие вопросы дают нам Маркс, Энгельс и другие мыслители.

Человек — существо социальное, он бы не выжил в дикой среде, не достиг бы вершин в одиночку. Но в капиталистическом обществе, где господствует лозунг «человек человеку волк», кульминации достигает не объединение в единое целое, а отчуждение. По Марксу, собственное деяние человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой. Отчужден мир человека — отчужден и сам человек в своем мире. Капиталисты и их прислужники навязывают народам фальшивые прихоти и нездоровые аппетиты к ним. Пропагандируется культ удовольствия. Люди перестают быть хозяевами своих желаний, своей жизни.

Помимо внутреннего отчуждения, прекращается близость среди людей. Продавцу холодильников или автомобилей выгодна не одна семья, а индивиды, отдельные мужчина и женщина. Буржуазная пропаганда делает успехи — популяризируются легкомысленные и беспорядочные связи. Поверхностные знакомства заставляют человека чувствовать себя одиноким, а когда человек в печали, ему можно продать ненужный товар, обнадёжив ложью о его чудодействии.

Постоянное поглощение приводит к нужде большего количества денег. Вот юный и полный сил менеджер из провинции впадает в депрессию из-за невозможности вести образ жизни, какой наблюдает у любимого блогера в Instagram. Поборов стресс, молодой человек переезжает в столицу и работает круглые сутки (проявляется нехватка квалификации и образования), лишь бы осуществилась мечта — свой модный аккаунт, которому бы завидовали миллионы таких же страдальцев. А вот сверстник менеджера — талантливый художник. Он занимается нудным подбором шрифтов для сайта крупной госкорпорации, в погоне за деньгами жертвуя своими способностями и временем. Он и есть тот блогер. Интересно, они счастливы?

Потребительство и преследование подставных целей являются эскапизмом, бегством от острой реальности. Поглощение благ позволяет индивиду попасть в вымышленный, продиктованный продавцом и рекламой, мир, где можно почувствовать себя значимым и достойным уважения.

Капитализм — это не сборище сговорившихся дяденек, которые решили охомутать людей ради своих прихотей и наживы. Капитализм — это рабство человека перед деньгами. Разрастающийся капитал требует большего производства и сбыта продукции, а увеличение количества производства ведёт к увеличению искусственных потребностей, опирающихся на низменные, мнимые аппетиты. Как свободный рынок неминуемо приводит к появлению монополии, так и капитализм приводит к бесконечному потреблению, пожиранию обществом самого себя.

Выход

К сожалению, наш мир — мир ненависти, алчности и шкурничества, мир индивидуализма и соперничества. Жить так, чтобы жизненный уклад, диктуемый обществом, не отражался на нас — невозможно, общественное бытие определяет общественное сознание. Мы потребители, уничтожающие себя и планету. «Загнивающий и разлагающийся капитализм» — не пропагандистская метафора, а пророчество, предупреждение Маркса.

Данная статья не представляет собой аналитику, пытающуюся охватить все стороны темы, она — призыв к размышлению и к действию. Невозможно полностью отказаться от губящего природу потребления (вспомним, как часто мы выбрасываем мусор из дома), но можно потреблять рационально как материальные, так и духовные блага. У нас есть знание и совесть. Наш разум не замутнён мещанскими и буржуазными идеями. Осознавая самоубийственность такого существования, желая уберечь родных и близких, будущее поколение и человечество в целом, мы должны бороться с капиталистической гидрой. Только при изменении общественного строя, при переходе от капитализма к социализму и коммунизму, появляется возможность избавиться от чёрной чумы. Люди прекратят отчуждаться от себя и от плодов своей деятельности, не зачахнут в луже собственных отбросов, не сожрут друг друга в эйфории соперничества. Человек станет в полной мере богатым — свободным. Свободным выбирать способ времяпрепровождения, радоваться жизни, развивать свой ум. Перефразируя Маркса, богатство — это свободное время.

Коммунизм — это единственно верный путь человечества.