Время чтения ~ 24 минуты

Пенсии в СССР — право рабочего класса

В жизни каждого из нас есть периоды, когда мы не можем приносить пользу обществу. В это время возникает острая нужда в поддержке, не в последнюю очередь — материальной. Кем мы становимся? Обузой? Для кого-то — да, но не для прогрессивного человечества, которое более ста лет назад взяло на себя ответственность за судьбу трудящихся.

Ещё до этого К. Маркс и Ф. Энгельс в требованиях Коммунистической партии в Германии писали:

Государство гарантирует всем рабочим средства к существованию и берет на себя попечение о неспособных к труду.

О том, каких же пенсионных прав добилась страна рабочих и крестьян, и пойдёт речь в данной статье.

Как правило, с момента смены власти берёт своё начало переходный период. Для того, чтобы страна не погрузилась хаос, прежние законы продолжают действовать, пока идёт процесс их отмены (если нужно) и разработки новых. Временное правительство не стало уничтожать царскую систему пенсионного обеспечения. Этап становления советской власти на территории бывшей Российской империи — не стал исключением.

«Мир насилья» был большим, его разрушение требовало времени и усилий. И даже такой важный вопрос, как пенсионное обеспечение, по сравнению с землёй и войной оказался на втором плане. Принимались декреты, временно улучшавшие царскую пенсионную систему, но в рамках понятия той социальной справедливости, принципы которой были изложены В.И. Лениным в мае 1917 г. в Материалах по пересмотру партийной программы. Они заключались в полном социальном страховании рабочих «для всех видов потерь трудоспособности, именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы и др.».

Первым шагом стал Декрет от 8 (21) ноября 1917 г. «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев». Размер выплат был увеличен на 100%. Для борьбы с социальным расслоением среди пенсионеров 11 (24) декабря был введён порог ограничения предельной суммы пенсий — 300 рублей. Если назначенные ранее, как правило, служащим на высоких постах, пенсии превышали эту сумму, то основания её назначения подлежали проверке, и если человек заслуживал уважения со стороны рабоче-крестьянского правительства, то пенсия сохранялась, но в максимальном размере. Стоит упомянуть и о тесно связанных с пенсиями пособиях для безработных, которые были введены в тот же день. А уже 22 декабря 1917 г. (4 января 1918 г.) все рабочие получили право на выплаты по случаю болезни, родов, смерти (на погребение). Данные нововведения были основаны на принципах обязательного государственного страхования, а расходы, снятые с плеч работников, — возложены на работодателей и государственный бюджет.

Для охраны прав трудящихся 23 марта 1918 г. был установлен государственный контроль за всеми пока ещё действовавшими в это время видами негосударственного страхования.

Существовавшие до Октября пенсии для офицеров, оставивших службу по случаю болезней, приобретённых во время её прохождения, ран и иных повреждений, Декретом от 7 августа 1918 г. были распространены на солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии. А при их смерти — на вдов, которые с тремя и более детьми получали 3/4 оклада, с одним или двумя — 2/3, бездетные при наличии инвалидности — не ниже 15%. Круглым сиротам, не достигшим 17-летнего возраста (а также достигшим, но увечным и не способным к труду) полагались пенсии в следующих размерах: если сирота был один — половина оклада бывшего военнослужащего, двоим — 3/4, а троим и более полагалась полная сумма. Но существовало и ограничение. Если у кого-то из перечисленных помимо пенсии был доход выше прожиточного минимума, то выплата не полагалась. Если ниже, то пенсия компенсировала эту разницу. 10 октября данный Декрет был дополнен положением, давшим право на пенсию родственникам по прямой восходящей линии (родителям, бабушкам и дедушкам), а также братьям и сёстрам, их детям, если они становились круглыми сиротами, являлись нетрудоспособными и ранее находились на иждивении служащего. Через полгода это право было распространено на членов семей солдат и матросов в армии при царях и Временном правительстве.

31 октября 1918 г. ознаменовалось принятием Положения о социальном обеспечении трудящихся. Оно распространило пенсии на рабочих, утративших трудоспособность с наступлением старости.

При диктатуре пролетариата социальному «обеспечению подлежали все без исключения лица, источниками существования которых является только собственный труд, без эксплуатации чужого».

На начальном этапе к ним относились лишившиеся трудоспособности и не имевшие заработка. Нужно указать, что под старостью понималась установленная врачом утрата трудоспособности в связи с возрастом.

Рабочие подлежали социальному обеспечению независимо от характера и длительности труда, а также от того, работают ли они в государственных, национализированных, частных, акционерных, общественных предприятиях, учреждениях или хозяйствах, у отдельных лиц или самостоятельно. В случае отсутствия работодателя (артели, ремесленники, сельские хозяева) взносы удерживались с самих трудящихся. Трудоспособные члены семьи работников, которые вели домашнее хозяйство, страховались на общих основаниях — взносы платил глава семьи. Чуть позднее эта мера была отменена.

Все собираемые средства поступали в созданный единый Всероссийский фонд Социального обеспечения. 26 апреля 1919 г. все кассы (пенсионные, эмеритальные, сберегательно-вспомогательные) были ликвидированы, а их средства переданы Комиссариату пенсионного обеспечения. Так начала свою работу единая государственная пенсионная система. Что касается назначенных ранее пенсий (при царе и Временном правительстве), то они подлежали пересмотру в соответствии с вышеупомянутым Положением, и если не соответствовали его правилам, то отменялись.

Целью пенсионного обеспечения первого в мире социалистического государства являлось — «доставление средств к существованию лицам, лишившимся основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы». Они исчислялись исходя из установленной Народным Комиссариатом Труда (наименование ведомства на тот момент) минимальной, нормальной и максимальной тарификации для местности, где проживал получатель.

Процент нетрудоспособности прямо влиял на размер выплат. Так, при частичной утрате трудоспособности они назначались для лиц: утративших от 15 до 29% трудоспособности в размере 1/5 полной пенсии; от 30 до 44% — в размере 1/2 полной пенсии; от 45 до 60% — 3/4; свыше 60% — полный её размер.

Декретом от 28 августа 1919 г. были введены пенсии по потере кормильца семьи трудящихся. Теперь выплаты могли получать несовершеннолетние (до 16 лет) и нетрудоспособные, коими считались утратившие трудоспособность свыше 60%, а также занятые уходом за детьми до 12-летнего возраста члены семьи.

Не были забыты и люди, «имеющие особые заслуги перед Рабоче-Крестьянской Революцией в борьбе с мировым империализмом и буржуазно-помещичьей контрреволюцией, а равно в деле социалистического строительства и партийной работы». Они приобретали право на персональную пенсию в случае инвалидности. В случае смерти — выплаты могли получать родственники. Позднее такие пенсии стали назначаться за особые заслуги в области профессиональной деятельности, науки, искусства и техники.

Такая работа в жесточайших условиях Гражданской войны и иностранной интервенции дала свои результаты. В 1918 году на социальном обеспечении находилось 105 тысяч пенсионеров, в 1919 — 232 тысячи, в 1920 уже один миллион.

Одной из составляющих ликвидации безграмотности было пенсионное обеспечение работников народного просвещения. В 1925 году берёт своё начало досрочный выход на пенсию для педагогов после 25 лет трудовой деятельности. Первыми стали учителя 1 ступени (начальная школа и приравненные к ней) как сельских, так и городских школ, работники культурно-просветительных учреждений в сельской местности: библиотекари, педагогический персонал детских домов и др. Затем в этот перечень должностей добавили преподавателей техникумов, учителей 2 ступени (девятилетняя школа и приравненные к ней) и т.п. Пенсия за выслугу лет была распространена на медицинских и ветеринарных работников в сельских и рабочих посёлках. В стаж, дающий право на пенсию, включались и дореволюционные периоды просветительской деятельности, но при наличии советского. Затем досрочная пенсия продолжила охватывать другие профессии: агрономов, научных работников в высших учебных заведениях, работников детских домов, лётчиков и пр.

Следующим этапом в развитии пенсионного законодательства Советского Союза стало утверждение в 1930 году Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Впервые в истории нашей страны люди получили право на пенсию по старости, т.е. независимо от состояния трудоспособности в каждом конкретном случае. Ими стали «рабочие следующих отраслей промышленности: горной, металлической (в том числе электропромышленности), химической, текстильной, полиграфической, стекольно-фарфоровой, табачно-махорочной; б) рабочие железнодорожного и водного транспорта». Пенсионный возраст для мужчин, проработавших по найму 25 лет, составил 60 лет, для женщин (при условии 20 лет работы) — 55 лет. Пониженный 50-лентний возраст устанавливался для лиц, работавших на подземных работах в горной промышленности не менее 10 лет при общем стаже в 20 лет. Считалось, что к установленным возрастам люди тех или иных профессий «вырабатывали» свой трудовой ресурс.

Не стоит забывать, что государственное страхование на ранних этапах носило строгий классовый характер. Пенсионному обеспечению не подлежали лица, принадлежавшие к эксплуататорскому классу, занимавшие определённые должности при царском строе и при белых правительствах (командные посты, служившие в полиции и жандармерии), воевавшие в белых армиях и контрреволюционных бандах, а также служители религиозных культов. Также правом на пенсию не пользовались и бывшие работники советского аппарата, лишённые права занимать должности в государственных органах в результате «чистки» или приговора суда.

Сегодня может показаться странным, но развитие советской системы пенсионного обеспечения не было эдаким победным шествием социализма с введением всё большего количества прав. Иногда пенсии тем или иным категориям работников и вовсе отменялись. Определённый период времени сохранялись и, по нашему мнению, пережитки царского пенсионного обеспечения. Так в начале 30-х годов у вышедших на пенсию за выслугу лет, но продолжавших трудовую деятельность, её размер уменьшался настолько, чтобы пенсия вместе с заработком не превышала средней месячной заработной платы пенсионера за последние 12 месяцев до назначения пенсии. Но оставшиеся работать на должностях, дающих право на досрочную пенсию, получали половину пенсии независимо от суммы заработка. Размер самой пенсии составлял половину от средней зарплаты за последний год. Другой пример очевидного ухудшения положения граждан — военнослужащие. Если срок выслуги начсостава в середине 20х составлял 20 лет, то в июне 1941 года (до начала ВОВ) он составил уже 25.

Тем не менее, основанная на социальной справедливости пенсионная система не позволяла иметь чрезмерно высокую пенсию даже заслуженным работникам — Героям Труда. Её размер после 1935 года не мог превышать 500 рублей.

1937-й год, когда, по заявлениям современной буржуазной прессы, происходили немыслимые массовые репрессии, затронувшие чуть ли половину страны, ознаменовался снятием ограничений в праве на пенсию для лиц, ранее лишённых избирательных прав в связи с социальным происхождением и «прошлой» деятельностью. Исключение составили ограниченные в правах по решению суда.

Накануне Великой Отечественной войны осуществлялось повышение социальной защищённости военнослужащих и их семей. В частности, право на пенсию стали иметь находившиеся на иждивении погибшего или пропавшего без вести военнослужащего родственники: мать и отец при достижении ими 55 и 60 лет соответственно, инвалиды I и II групп независимо от возраста. Им пенсия выплачивалась в полном размере независимо от заработка.

В начале войны для мобилизации всевозможных трудовых ресурсов пенсионерам, вернувшимся на производство, сняли ограничения в отношении размера пенсий. В период «всё для фронта, всё для победы» они получали выплаты в полном размере.

Несмотря на катастрофические последствия самой страшной за всю историю человечества войны, огромные людские потери и колоссальные разрушения, советское правительство не слагало взятых на себя пенсионных обязательств. Как раз наоборот — пенсиями обеспечивались всё более широкие слои населения, занятые в тех или иных видах производства и общественно-полезной деятельности.

Деятельность советского правительства активно освещалась в официальной прессе. В связи с этим показательно высказывание семидесятилетнего слесаря В.Е. Мухина, опубликованное в журнале «Коммунист» от 13 мая 1956 г.: «В 1917 году я участвовал в штурме Зимнего дворца. Тогда же мне выпало счастье беседовать с В.И. Лениным. Помню, как он говорил, что в нашей стране трудящиеся будут жить так, как они никогда и нигде не жили. И вот сейчас сбываются его слова». В конечном итоге процесс расширения пенсионного права закономерно привел к введению системы всеобщего пенсионного обеспечения.

14 июля 1956 года был принят Закон «О государственных пенсиях», в преамбуле которого указано:

В Союзе Советских Социалистических Республик право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни является одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и закреплено Конституцией СССР. Пенсионное обеспечение гарантируется созданным в СССР социалистическим строем, в условиях которого навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком, безработица и неуверенность трудящихся в завтрашнем дне. Пенсионное обеспечение в Советском государстве осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств. Успехи в развитии социалистического хозяйства, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии Советского Союза, позволяют в настоящее время осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения.

Обобщив десятки ранее изданных нормативно-правовых актов, Закон 1956 г. стал единым для рабочих и служащих, военнослужащих, получивших инвалидность при выполнении государственных или общественных обязанностей, а также члены семей перечисленных при потере кормильца. С системой расчёта пенсий по старости можно ознакомиться в статье 13.

Закон принимался не без трудностей, в партии и правительстве шли дискуссии. Л.М. Каганович, в то время председатель Государственного Комитета по труду и заплате, в своих воспоминаниях писал:

При обмене мнениями в Президиуме Хрущев набросился на меня за предложенные слишком большие, по его мнению, ставки пенсий… Он сказал, что предложения Кагановича государство не выдержит. Его гнев еще более усилился, когда я ему возразил: «Государство — это не ты. У государства найдутся резервы для пенсионеров».

Несмотря на заявленное в обращении Президента РФ к гражданам от 29 августа 2018 г. обсуждение повышения пенсионного возраста в рассматриваемый период, советская власть распространяла снижение возраста выхода на пенсию на всё большее количество профессий: для мужчин и женщин, работавших в тяжёлых условиях труда — 55 и 50 соответственно, во вредных — 50 и 45. Для оценки масштабов мы предлагаем читателям самим ознакомиться с Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах». Список № 1 — вредные условия труда (позднее — особо тяжёлые и особо вредные), Список № 2 — тяжёлые условия труда (позднее — тяжёлые и вредные).

История развития пенсионного законодательства, как и любого другого, очень разнообразна. Постоянно происходили изменения, правки, отмены прежних и принятие новых актов. Справедливости ради стоит указать, что и в Советском государстве применялись «непопулярные меры» в области пенсий. Так, работники просвещения и здравоохранения в связи с повышением заработной платы были лишены права на получение пенсии за выслугу лет при продолжении работы на «льготных» должностях. А те из них, кто имел стаж работы более 25 лет, стали получать зарплату по сумме, превышающую прежнюю заработную плату и пенсию. Другой пример — отмена введённого в 1959 году досрочного пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства (агрономов, зоотехников и других, направленных на руководящие должности людей).

Зато в 1961 бывшие члены артелей промысловой кооперации и их семьи получили право на пенсию наравне с рабочими и служащими.

Трудящиеся колхозов не относились ни к одним, ни к другим категориям. Данная производственная форма оказывала материальную помощь своим нетрудоспособным и бывшим членам. Практиковалось и назначение пенсий за счёт колхозных средств. Однако Законом от 15 июля 1964 г. государственное пенсионное обеспечение было распространено на членов данных объединений.

Число пенсионеров росло. Этому способствовал как рост численности населения, так и расширение круга лиц, имеющих право на пенсию. Так, в 1941 году пенсии получали 4 миллиона человек при численности населения более 194,1 миллиона (цифра за 1940 год). В 1961 — 21,9 млн. человек при населении в 216,3. В 1966 — 32 при 232,2 млн., т.е. почти 14% населения страны — каждый 7 гражданин СССР. В 1980 — это уже был почти каждый пятый.

С развитием плановой экономики, увеличением количества пенсионеров повышались и расходы. Если на пенсионное обеспечение, социальное страхование и т.п. в 1961-1970 гг. было направлено 3,7 млрд рублей, то уже в 1971-1980 гг. — 9,5 млрд рублей.

В советские времена, как и сейчас, предпринимались меры, стимулирующие пенсионеров продолжать работу на производстве. В 1964 году немалое количество профессий давало право на получение 50% размера пенсии без оставления прежней работы. В 1969 этот процент был доведён до 100, что охватывало всё больше различных видов общеполезной деятельности.

Пенсионные права советских граждан продолжали свое непрерывное развитие. В 1967, когда, согласно популярной ныне исторической оценке, начался период «застоя», возраст выхода на пенсию по старости был снижен для: военнослужащих, ставших инвалидами — на 5 лет, работниц предприятий текстильной промышленности — на 5 лет, членов колхозов с 65 до 60 и 60 до 55 для мужчин и женщин соответственно, женщин (членов колхозов), родивших и воспитавших до 8-летнего возраста пятерых детей — с 55 до 50 лет. Снижение было осуществлено и для работников Крайнего Севера — 55 и 50 лет.

На заре «гласности» и «демократизации», одновременно с ещё сохранявшейся инерцией улучшения пенсионного обеспечения граждан, начались процессы по переводу пенсионной системы на «рыночные рельсы». Это и отдельное регулирование права на пенсию для прообраза современных индивидуальных предпринимателей, и дополнительное страхование, в том числе и за счёт личных средств работника, и увеличение страховых взносов с колхозов, и создание Пенсионного фонда СССР, ставшего самостоятельной финансово-банковской системой, не входящей в бюджет страны, и возвращение взимания страховых взносов с самозанятых граждан.

Последним коренным изменением пенсионного законодательства Советской России стало принятие 15 мая 1990 г. Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Он установил единые нормы для всех граждан нашей страны. Были введены такие понятия как трудовые и социальные пенсии.

Понятием «трудовая пенсия» охватывалось большинство ранее существовавших пенсий, но добавилась ещё и пенсия лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста. При отсутствии права на трудовую пенсию (нет необходимого трудового стажа) назначалась социальная пенсия: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; лицам, достигшим определённого возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; детям — в случае потери кормильца; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.

Одновременно данным законом «перестроечное» правительство распланировало постепенное снятие финансовых расходов с Пенсионного фонда, и перекладывание их на предприятия и организации. Так, начиная с 1991 года льготные пенсии по Списку № 2 должны были финансироваться ПФ СССР в 1991 на 50%, а к 1996 году это участие должно было свестись к нулю.

В заключении стоит отметить, что на пенсионные права граждан оказывали влияние не только принципы социалистического строительства, развитие экономики, войны, но и чрезвычайные происшествия. Например, произошедшая 26 апреля 1986 г. авария на Чернобыльской АЭС побудила принять масштабные меры для дополнительной поддержки пострадавших граждан. Пенсии не стали исключением. В зависимости от периода проживания в конкретной зоне радиоактивного поражения пострадавшие получили право досрочного выхода на пенсию.

Именно осуществлённая в Перестройку активная смена экономического базиса породила постепенное сложение государством с себя пенсионных обязательств. Это, на наш взгляд, и есть корень нестабильности нынешней пенсионной системы. Системы, работающей в условиях отсутствия глобальных войн, что разительно отличается от первых десятилетий существования Советского государства, когда строители коммунизма старались не допускать намеренного ухудшения материального благосостояния советского народа даже в самые тяжёлые периоды жизни государства. Того самого, которое обеспечивало своим гражданам веру в завтрашний день. Государства, чей пример вынудил оставшиеся буржуазные правительства в других странах пойти на уступки рабочему классу. Государства, с разрушением которого произошёл регресс социальной защищённости трудящихся по всему миру.

О некоторых пенсионных достижениях социализма, теперь отобранных вернувшимся к власти классом эксплуататоров, мы поговорим в следующей статье.
 

Дмитрий Данильченко о пенсиях в Российской империи — https://pbd.su/агитпечь/пенсии-в-российской-империи-право

Источники

Нормативно-правовые акты

  • Декрет от 8(21) ноября 1917 г. «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев» // Собрание Узаконений. 1917. № 2, ст. 25.
  • Декрет от 11(24) декабря 1917 г. «О прекращении выдачи пенсий, превышающих 300 рублей» // Правда (вечерний выпуск). 1917. № 37, 15 декабря.
  • Положение ВЦИК и СНК от 11(24) декабря 1917 г. «О страховании на случай безработицы» // Известия. 1917. № 225, 14 ноября.
  • Декрет от 23 марта 1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального (то есть обязательного государственного) страхования» // Собрание Узаконений. 1918. № 30, ст. 397.
  • Декрет Совета Народных Комиссаров от 07 августа 1918 г. «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии и их семейств» // Распубликован в № 168 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 8 августа 1918 г.
  • Декрет Совета народных Комиссаров. Положение о Социальном Обеспечении трудящихся. 31 октября 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, С. 1249-1259.
  • Декрет Совета Народных Комиссаров от 26 апреля 1919 г. «Об отмене старых пенсий и о пенсионном удовлетворении старых пенсионеров» // Распубликован в № 90 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 29 апреля 1919 г.
  • Декрет СНК РСФСР от 21 января 1919 г. «О распространении действия декретов о пенсионном обеспечении красноармейцев и их семейств на некоторые категории военнослужащих» // Собрание Узаконений, 1919, № 2, cт. 20.
  • Декрет СНК РСФСР от 16 июля 1920 г. «О пенсиях лицам, имеющим особые заслуги перед Рабоче-Крестьянской Революцией» // Собрание Узаконений. 1920. № 66, ст. 300.
  • Декрет СНК РСФСР от 16 февраля 1923 г. «О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед Республикой» // Декреты Советской власти. Т. X. Август–сентябрь 1920 г. — М. : Политиздат, 1980., С. 318.
  • Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 25 г. сентября 1929 «О пенсионном обеспечении медицинских и ветеринарных работников в сельских местностях и рабочих поселках за выслугу лет» // «СЗ СССР», 1929, № 63, ст. 582.
  • Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию 13 февраля 1930 // «СЗ СССР», 1930, № 11, ст. 132.
  • Постановление СНК РСФСР от 16 марта 1930 г. «О введении в действие Положения об обеспечении пенсиями за выслугу лет работников высших учебных заведений и научных учреждений РСФСР, преподавателей рабочих факультетов и приравненных к ним школьных работников» // «СУ РСФСР», 1930, № 16, ст. 200.
  • Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23 апреля 1931 г. «Об изменении законодательства о пенсионном обеспечении работников просвещения, медицинских и ветеринарных работников за выслугу лет» // «СЗ СССР», 1931, № 26, ст. 202.
  • Постановление ЦИК СССР № 14 СНК СССР №672 от 23 августа 1931 «О порядке уплаты взносов на социальное страхование» // «СЗ СССР», 1931, № 54, ст. 349.
  • Постановление СНК СССР от 31 июля 1937 г. № 1230 «Об отмене ограничений в пенсионном обеспечении для лиц, ранее лишавшихся избирательных прав» // «СЗ СССР», 1937, № 49, ст. 205.
  • Постановление СНК СССР от 16 июля 1940 г. № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» // «СП СССР», 1940, № 19, ст. 465.
  • Постановление СНК СССР от 28 июля 1941 г. № 1901 «О сохранении пенсий за пенсионерами, вернувшимися на производство» // «СП СССР», 1941, № 17, ст. 335;
  • Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1956, № 15, ст. 313.
  • Постановление Совмина СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» // СПС КонсультантПлюс.
  • Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» // «СП СССР», 1960, № 1, ст. 2.
  • Постановление Совмина СССР от 27 июля 1959 г. № 876 «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и войск Министерства внутренних дел СССР, а также их семьям» // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5430.htm (дата обращения: 02 сентября 2018 г.).
  • Постановление Совмина СССР от 1 марта 1961 г. № 186 «О пенсионном обеспечении бывших членов артелей промысловой кооперации» // «СП СССР», 1961, № 5, ст. 34.
  • Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10 июля 1963 г. № 763 «О признании утратившими силу постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с прекращением назначения пенсий за выслугу лет работникам сельского хозяйства» // «СП СССР», 1963, № 14, ст. 145.
  • Закон СССР от 15 июля 1964 г. № 2688-VI «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // Правда. – 1964. – 16 июля.
  • Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» // «Свод законов СССР», т. 2, С. 288-2, 1990 г.
  • Постановление Совмина СССР от 26 февраля 1964 г. № 175 «О повышении материальной заинтересованности пенсионеров в работе на производстве» // «СП СССР», 1964, № 3, ст. 17.
  • Указ Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 г. № 1909-VII «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения» // «Ведомости ВС СССР», 1967, № 39, ст. 520.
  • Постановление Совмина СССР от 31 декабря 1969 г. № 995 «О мерах по дальнейшему повышению материальной заинтересованности трудоспособных пенсионеров по старости в продолжении работы после назначения пенсии» // «СП СССР», 1970, № 2, ст. 13.
  • Постановление Совмина СССР от 11 сентября 1979 г. № 862 «Об утверждении Перечня категорий работников, имеющих право на получение в период работы пенсии по старости» // «СП СССР», 1979, № 24, ст. 154.
  • Постановление Совмина РСФСР от 17 октября 1985 г. № 456 «О материальном обеспечении инвалидов и престарелых граждан, не получающих пенсии» // «СП РСФСР», 1986, № 5, ст. 33.
  • Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» // «Ведомости СНД СССР и ВС СССР», 1990, № 23, ст. 416.
  • Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 15 августа 1990 г. № 818 «Об организации Пенсионного фонда СССР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1990, № 30, ст. 415.
  • Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // «Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению», М., «Экономика», 1992.
  • Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст. 699.

Литература и периодические издания

  • Н. Б. Арнаутов. Развитие системы советского среднего образования в 1920 – 1930-е годы // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. 2010. Том 11, выпуск 1. С. 111 – 118.
  • Государственные пенсии в СССР : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 713 – Трудовое право / В. А. Ачаркан ; Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства. – М.,1969. – 32 с. // URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=2939#_ftn3 (дата обращения: 27 августа 2018 г.).
  • Каганович Л.М. Памятные записки рабочего, коммуниста-большевика, профсоюзного, партийного и советско-государственного работника. М.: Вагриус, 1997. – 570 с.
  • Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х – 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право. 2013. № 1. С. 47 – 51.
  • Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956 — 1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2016. № 4. С. 49 – 54.
  • К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 5, 643 с. // URL: http://www.informaxinc.ru/lib/marx/05.html (дата обращения: 10 сентября 2018 г.).
  • Левшук М.В. Формирование и развитие советских государственных органов пенсионного обеспечения в период 1917 – 1922 гг. // Социальное и пенсионное право. 2017. № 2. С. 52 – 55.
  • Ленин В.И. Материалы по пересмотру партийной программы // Полное собрание сочинений. – М.: Издательство политической литературы, 1969. – Т. 32. С. 135 – 162;
  • Мидонова Е.А. Оптимальное сочетание интересов государства и личности в пенсионном обеспечении педагогических работников. // «Право и политика». 2007. № 8.
  • Народное хозяйство СССР в 1980 г.: Стат. ежегод. НЗО ник/ЦСУ СССР.—М.: Финансы и статистика. 1981. – 583 с.
  • Сухоруков М. Социальная работа в России // Социальная защита. – 1995. – №7. – С. 122 – 128.
  • Тютюнов Н.В. История формирования отечественной системы пенсионного обеспечения военнослужащих. Социально-экономические науки. 2012. С. 91 – 97. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-otechestvennoy-sistemy-pensionnogo-obespecheniya-voennosluzhaschih (дата обращения: 1 сентября 2018 г.).
  • Чирков С.А. Пенсионное обеспечение ученых: история и современность // СПС КонсультантПлюс. 2015.