Время чтения ~ 12 минут

Пенсии в Российской империи

Мы живём в период реакции. Посредством правового выражения своей воли класс эксплуататоров продолжает грабить обычных людей — пролетариев. В данный момент происходит лишение нас одного из важнейших достижений трудового народа — всеобщего пенсионного обеспечения.

Для ведения прогрессивной классовой борьбы нужны знания. А знание уходящей в глубь веков истории развития института пенсий в данный момент представляется одним из наиболее актуальных.

Современная буржуазная пропаганда рисует идеальный образ царской России настолько яркими красками, что отвлечённый читатель искренне не понимает — зачем нужно было разрушать передовое государство, обеспечивавшее своё население необходимыми благами человечества, в том числе и в области пенсионных прав. О том, какими именно были эти права и пойдёт речь в данной статье.

Сегодня пенсией принято называть ежемесячные денежные выплаты, устанавливающиеся в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, потери кормильца или по иным основаниям в целях компенсации дохода.

Её прообраз был введён Петром I в отношении военнослужащих.

Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем в поле служить было невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, а без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Також чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали.

Первопроходцами стали морские офицеры. В 1720 году царь Пётр утвердил Морской устав, дающий не имеющим других доходов отставным офицерам (а также их вдовам и детям, хотя и в меньшем размере) право на ежегодно получение годового оклада жалования.

Само понятие пенсии впервые упоминается в именном указе Петра II при обеспечении пенсионами вдов иностранных военнослужащих. Пенсион в переводе с французского означает платёж.

Елизавета Петровна распространила социальное обеспечение по старости на старший и высший командные офицерские составы сухопутных войск, а при наличии плохого состояния здоровья, ранений и увечий — на средний и младший составы. А уже Екатерина II утвердила пенсии за выслугу лет, которая составляла 32 года для морских офицеров, 35 для статских (гражданских) служащих. Одним из основных условий для назначения пенсий было — отсутствие средств к существованию.

Пенсионы того времени в значительной степени носили неденежный характер. Он мог выражаться в праве пожизненного проживания в госпитале, монастыре, позднее — богадельне.

Немало в пенсионном обеспечении военнослужащих сухопутных войск сделал Александр I, в том числе и Указом от 16 сентября 1807 года «О произвождении Штаб и Обер-офицерам, уволенным от службы за ранами и увечьем, полного по смерть жалования, и об учреждении для нижних чинов и рядовых инвалидных домов». Названным высшим чинам пожизненный пенсион назначался при невозможности продолжения военной службы. Затем эти положения были распространены и на морских военнослужащих.

В указе от 9 ноября 1816 года «О призрении вдов и сирот, оставшихся после умерших от ран военных чинов» царь отмечает:

С прискорбием видел Я при обозрении некоторых Губерний, что вдовы, сироты и матери Офицеров, умерших от полученного во время войны увечья, испрашивают себе пропитания. Лишённые способа к существованию, они имеют полное право взывать к Отечеству, для спокойствия коего пожертвовали мужьями, отцами и детьми, и просьбы их заслуживают всякого внимания; но, вероятно, быв в разные места приносимы, не всегда оне удовлетворяются, или не во время, особенно же в отсутствие Мое из Столицы. Сострадая о сих несчастных Я дал уже просьбам вдов направление через Комитет Министров, а участь сирот и матерей признаю полезнейшим вверить Комитету, пекущемуся об изувеченных воинах…

Данный отрывок наглядно показывает основную отличительную черту имперского пенсионного обеспечения — сословный характер. Ведь система статской и военной служб была доступна лицам, как правило, имеющим дворянское происхождение.

Но несмотря на это в офицерские ряды проникали простолюдины, лишь малая часть из которых могла дослужиться до личного или потомственного дворянства. Так вдовам, детям-сиротам и матерям, не живущим с дохода от крепостных, приходилось просить милостыню для дальнейшего существования. И дабы не уронить престиж военной службы, Александр I обеспечил близких родственников офицеров материальной поддержкой. Что же касается остальных, то государь не сострадал ни обычным рядовым, отслужившим свой рекрутский срок, ни их вдовам, детям-сиротам и родителям, отдавшим своих супругов, родителей и сыновей для зашиты Отечества. Отечества, которое не давало им право взывать к нему в трудный час.

6 декабря 1827 года был принят указ императора Николая I, утвердивший «Общий устав о пенсиях и единовременных пособиях», который привёл в порядок большой объём пенсионного законодательства. Пенсии же стали назначать пожизненно, т.е. вне зависимости от здоровья и наличия средств к существованию, а все расходы осуществлялись за счёт казны. Исключение составили заслуженные статские чиновники, которые «служа с усердием и лишались сил от трудом, понесённых в прехождении их должностей, не имеют средств к приличному себя содержанию». С весьма значительными изменениями он просуществовал вплоть до 1912 года.

Затем появились и льготные пенсии. Так «Полная пенсия» назначалась за 35 лет «безупречной» службы. Прослужившим от 30 до 35 лет определялось 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет — 1/3 полного оклада, равного жалованью по чинам. Позднее эти сроки были изменены. ½ оклада назначалась за 25 лет службы (новый минимальный срок выхода на пенсию). К небезупречной службе относилось: как лишение или ограничение прав состояния (общее обозначение сословных прав, политических и гражданских), так и исключение со службы или отрешение от должности.

Не стоит забывать и об ограничении в правах женщин. Это проявлялось и при приеме на государственную службу — предпочтение отдавалось лицам мужского пола. Женщин принимали на службу с ограничениями и только по некоторым ведомствам: почтово-телеграфному, учебному, медицинскому и путей сообщения. И, как следствие, для подавляющего большинства прекрасной половины населения царской России пенсионы были недоступны.

В процессе развития законодательства право на пенсион стали получать более широкие слои служащих: священники и гражданские чины при войсках, военных и морских учреждениях; пограничные чины; чины пожарных команд; сёстры милосердия и работники просвещения.

Но царские власти не испытывали воодушевления от постоянно растущих государственных пенсионных расходов. Так с 1828 года по 1868 число пенсионеров и сумма пенсий (расходы казны) увеличились в 6 раз. Средний же размер пенсионных выдач за этот период остался практически неизменным. Если в 1828 году пенсия составляла 41% получаемого служащим жалования, то в 1867 году — 29%. Стремительно росло число пенсионеров: в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 — на 2,5 служащих, а в 1868 — на одного служащего!

В такой «неблагоприятной» ситуации самодержец дал чёткий указ — ограничить данные расходы. Одновременно с их сокращением стали создаваться эмеритальные кассы (от лат. emeritae — заслуживаю). Они формировались за счёт обязательного отчисления участниками 6% из получаемого денежного довольствия. Первопроходцами, испытавшими на себе данную систему снова стали морские офицеры в 1856 году и сухопутные в 1859. Примечательно, что первые поначалу не почувствовали на себе данного материального давления, так как к их жалование было увеличено на 30%. Минимальный стаж для получения пенсии такого вида в размере 3/12 от жалования равнялся 5 годам, а для получения выплат в полном объёме — 35. Назначалась она дополнительно к государственной и выплачивалась: до смерти, если служащий вышел в отставку; до выхода замуж, если назначалась его вдове; детям-сиротам до совершеннолетия. Эмеритальные кассы регулировались четвёртой книгой III тома Свода законов Российской империи и по началу были поддержаны государственной казной. Каждая из них имела свой устав. По своей природе они стали прообразом современных накопительных пенсий (только вот без «заморозок»), посредством которых государство сняло с себя часть социальных функций, переложив их на самих служащих. Сама же эмеритура вводилась постепенно, от ведомства к ведомству. Сначала для высших чинов, а затем для низших. Данный процесс занял полвека. Тем временем инфляция постепенно «поедала» образовывающиеся накопления.

Процесс «оптимизации» социальных затрат привёл Россию к существенному отставанию от промышленно развитых стран в части пенсионного обеспечения. Так Г.П. Дегтярёв приводит следующие данные:

К началу 1870-х годов стало очевидным, что обеспечение выходящих на пенсию россиян является трудноразрешимым вопросом. Россия расходовала на пенсии менее 4% своих доходов, тогда как общее число расходов на пенсии в иностранных государствах в среднем доходило до 6%. Среди 20 западных стран Россия в это время занимала 15 место, уступая, за исключением Австрии, всем передовым державам.

В продолжении сокращения пенсионных расходов было предложено, что служащие сами должны обеспечивать свое существование, а государство должно заботиться только о тех, кто по причине болезни и иных несчастных случаев не мог заботиться о себе самостоятельно. Эта идея понравилась эмеритуре, так как толкала делать отчисления в кассы». Поэтому при Александре III под опекой государственного пенсионного обеспечения снова остались лишь те, кто не мог зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. Проверялась нуждаемость в государственной пенсии, если таковой не было, то она не назначалась.

Эти и другие меры, принятые царизмом, не справившимся с возложенными на себя социальными обязательствами, «облегчили гнёт» казны. «Освободить» её и вовсе планировалось введением страховых пенсий.

Однако сегодня имевшиеся недостатки преподносятся совершенно в другом ключе. Например: «сложившаяся в XIX веке в Российской империи система правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих, включая военнослужащих, была наиболее передовой, прогрессивной и детализированной в сравнении с другими государствами Европы».

Не лишним будет упомянуть и о правовой природе института пенсий. Не так давно протоиерей Алексий Чаплин заявил:

Когда пенсия потеряла нравственное значение «милости» со стороны государства к своим гражданам и была провозглашена неотъемлемым правом каждого человека, она стала носителем некой печати богопротивности.

В какой именно момент пенсия потеряла своё «нравственное» значение — священнослужитель не уточнил. Предположим, что речь идёт о праве на пенсию для абсолютного большинства граждан СССР в 1964 году. По поводу утверждения пенсии как права у исследователей имеются разные мнения. Как было показано выше — милостью государя она была в первой половине XVIII века, так как назначалась исключительно по велению монарха. Затем, как утверждает Г.П. Дегтярев, к середине XIX столетия пенсия уже признавалась как право человека, отдавшего значительную часть своей жизни службе обществу. Именно эта идея и была положена в основу новой редакции Пенсионного устава в 1853 году. Н.В. Тютюнов отмечает, что в конце XIX века активно обсуждался вопрос, что такое пенсия: милость правительства или неотъемлемое право служащих при соблюдении соответствующих условий. Возобладала идея — пенсия есть милость правительства только в исключительных, уважительных случаях, а право служащего на пенсию — во всех остальных. К исключительным случаям относилась персональная пенсия, назначаемая именными указами императоров за особые заслуги перед царским правительством. Поэтому если пенсия и стала носителем «печати богопротивности», то уж точно задолго до Октября, ещё при русском царе и главенствующей в то время РПЦ.

На рубеже веков пенсионное обеспечение рабочих, крестьян и прочих слоёв населения оставалось вне поля деятельности государства. И лишь немногие стали участниками первых пенсионных касс, в которые наиболее обеспеченные слои могли вносить взносы (от 2 до 6 %), от суммы которых напрямую зависела будущая пенсия. Кассы работали по страховому принципу. При наступлении болезни, травмы или смерти от несчастного случая (страхового случая) пенсия (в определённых случаях — пособие) назначалась рабочему или его семье, оставшейся без средств к существованию. Условиями расчёта сумм были: заработная плата, трудовой стаж, занимаемая должность, состояние здоровья, семейное положение и льготные условия начисления выплат за особые обстоятельства (травма, болезнь, смерть).

В начале XX века всё больше разгоралась борьба рабочих за свои права, под давлением которой в государственной думе рассматривались законопроекты о назначении работникам пенсий по случаям приобретения естественных травм и болезней, связанных с производством; финансирования лечения рабочих за счет фабрик и заводов. Но промышленники и фабриканты отвергали данные предложения, считая, что это приведёт к «слишком щедрым» и «разорительным» затратам для промышленности.

23 июня 1912 года был учреждён «Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семействам». Была снижена сумма пенсии за 35 лет службы, она составила 80% от оклада, хотя и именовалась «полной». За каждый год сверх службы она увеличивалась на 3%. Так царское правительство «стимулировало» подданных служить дольше. Знакомо, не правда ли?

Пристальное внимание было обращено на служителей царского правопорядка — полицейских. По ходу нарастания революционной борьбы их пенсии увеличивались в связи с риском для жизни. Обычные же люди, которые «расшатывали лодку» царизма и боролись за достойную жизнь, оставались сами по себе.

В заключении, на наш взгляд, будет интересно отметить, что современная манера повествования относительно «прогрессивного» пенсионного обеспечения РИ заключается в косвенном, а порой и в прямом, противопоставлении царской и советской социальных систем в пользу первой. Но при ознакомлении с пенсионными обязательствами первого в мире социалистического государства, находившегося в жесточайших условиях Гражданской войны, иностранной интервенции, а позднее и Великой Отечественной, вырисовывается несколько иная картина. О ней мы и поговорим в следующий раз.

Источники