Время чтения ~ 9 минут

АгитПроп. Кружок. Задание №6: Анти-Дюринг

Обсуждение первого отдела «Анти-Дюринга» продлится до четверга. 28 декабря в 20:00 МСК начинается обсуждение первой главы нового задания. Немного изменится формат: теперь каждую главу будем проходить вместе по 3 дня, поэтому читать можно будет постепенно. Вскоре после этого будут подведены итоги задания №5.

Задание №6: Прочитать от 1-й главы до конца 6-й главы 2-го отдела работу Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг».
Срок: До 20:00 МСК, 28 декабря.
Где: https://t.me/agitpropcircle

Итоги задания №4: «Анти-Дюринг». Отдел 1. Главы 1-8.

1. Какую оценку Энгельс даёт Дюрингу? Если ли сегодня какие-то современники похожие на Дюринга?

Энгельс оценивает Дюринга, как недалёкого, плохо образованного, самодовольного плагиатора, шарлатана. Если коротко, его воззрения это — «высокопарное пустозвонство». Дюринг, заявив вселенские планы рассказать нам всю правду обо всём, в конце концов начал доносить откровенную ахинею и просто заниматься плагиатом идей, при этом не забывая порочить авторов этих идей. Аргументация Дюринга в защиту своих воззрений мало убедительна и зачастую приводит к противоречиям и путанице. Дюринга пустозвон, человек безграмотный, не разобравшейся в предмете, но считающий возможным свое мнение, зачастую не подкрепленное фундаментальными знаниями, выдавать за абсолютную истину. Как причину появления людей типа Дюринга, Энгельс называет демократизацию науки и переоценку мнений дилетантов. Однако опасность этого «учения» он видит в том, что оно начало активно проникать в социал-демократические и рабочие круги.

При взгляде на современность можно смело заявить, что данная проблема только усугубилась, так как современные средства связи позволяют дают одинаковые возможности ученому и шарлатану во влиянии на население, а т.к. безграмотных и высказывающих мнение всегда больше, чем истинных профессионалов, а общество по прежнему терпимо относится к дилетантам, то голоса последних легко заглушают истинно научную информацию, тем более, что представлена она зачастую в сложном, требующем осмысления и наличия базовых знаний виде. В качестве конкретного примера можно сразу назвать альтернативных от истории: Фоменко, Скляров, Задорнов, КОБ, Кургинян. Как пример курс лекций по политической метафизике(!!!!), лекция четвертая «Анти-Дуринг»: https://youtu.be/5T0-HwQhols

Но, на самом деле, основная масса Дюрингов сидит на форумах, в комментах на YouTube и тому подобных местах, где считает себя если не самыми умными, то не тупее всех остальных и оспорит любое мнение просто исходя из самой возможности это сделать. В результате общество отходит от научного знания и переходит под влияние простых, но эффектных теорий — иными словами впадает в мракобесие.

2. Что такое Священный союз? Как он повлиял на работу Энгельса и вообще на коммунистическое движение?

Священный союз — реакционный союз европейских монархий созданный в 1815 году Австрией, Германией и Россией с целью защиты феодального строя и недопущения распространения революций. Через некоторое время к союзу трёх держав присоединились почти все европейские монархии. Турцию не взяли в союз из-за нехристианского характера страны. После падения монархии во Франции и ряда других революций в Европе, союз начал распадаться и к середине века фактически перестал существовать, хотя предрассудки у стран участниц, как и борьба с революционным движениям, остались. Как одно из следствий этого — запрет издания «Анти-Дюринга» в Германии из-за исключительного закона против социалистов. Результатом этого запрета стала повышенная популярность к книге. Коммунистическое же движение, благодаря этому же закону, грамотно сочетая легальную и нелегальную работу, смогло консолидироваться, очиститься от оппортунистских элементов и в 1890 году добиться его отмены.

3. С какими науками нужно иметь знакомство для диалектического и материалистического понимания природы? Как эти науки связаны с этим пониманием?

Для диалектического и материалистического понимания природы необходимо знакомится с философией, естественными науками, математикой, историей, политической экономией. Эти науки формируют комплексное представление о происходящих в мире процессах. Они помогают понять: что все процессы в мире не статичны, а постоянно меняются и влияют друг на друга; одно вытекает из другого. Изучение естественнонаучных и гуманитарных законов дает понять, что и там, и там общие законы диалектики неизменны, справедливы, могут быть изучены и применены на практике.

4. Что такое закон сохранения энергии и закон превращения энергии? Как они связаны с диалектикой?

Под законом сохранения энергии Энгельс понимает декларирование невозможности создать или уничтожить движение, т.е. энергию, т.к. материя сама по себе обладает свойством постоянной изменчивости. Под законом превращения энергии понимается возможность энергии не только перераспределяться между телами, но и переходить или превращаться в качественно иные явления. Эти явления напрямую подтверждают диалектический характер природы – ее постоянное движение и как таковое отсутствие границ, когда одни явления постоянно переходят в другие.

5. Что значит выражение Гегеля «мир был поставлен на голову»?

Это выражение характеризует деятельность французских просветителей XVIII века: сначала они поставили в основу человеческих и общественных отношений разум (т.е. продукт деятельности головы), а потом все отношения, не удовлетворявшие этому критерию, были самым радикальным образом пересмотрены и переделаны.

6. Что такое общественный договор Руссо? Интересы какого класса он защищает?

Общественный договор Руссо – теория Руссо, согласно которой, государство образовалось как общественный договор между людьми, желавшими перейти от первобытному состояния к гражданскому. Причину бесправия Руссо усматривал в политическом неравенстве и призывал к созданию нового разумного государства и заключению нового общественного договора. При всей тогдашней прогрессивности, Руссо не уделил должного внимания вопросам организации общественного производства и принадлежности средств производства, поэтому он неизбежно защищал интересы имущего класса, т.е. буржуазии. Сама же идея об общественном договоре по сути идеалистична, ведь не предлагается изменения базиса, а только создание более «справедливой» надстройки.

7. Могут ли капиталисты существовать без наёмных рабочих? Рассмотрите вопрос диалектически.

Капиталисты и наемные рабочие находятся в противостоянии и противоположности друг с другом, однако в самом факте их существования содержится связь между этими классами: один неразрывно связан с другим, развитие и состояние одного непосредственно отражаются на другом и существовать они могут только парой, уничтожение одного тут же повлечет за собой уничтожение другого.

8. Какой способ мышления присущ метафизику? Как он смотрит на вещи и их мысленные отражения, понятия?

Метафизик рассматривает явления или объекты обособлено, зачастую, как статичные во времени и состоянии, игнорируя как их связи с другими явлениями или объектами, так и присущие им самим изменения под воздействием как внутренних, так и внешних сил. Так же он приписывает им те или иные свойства, основываясь не на указанных выше связях и изменениях, а на основе собственных представлений, которые могут базироваться вообще на чём угодно. Причины и следствия для него всегда однозначны и противоположны.

Для метафизика предметы в реальности — это отражение образа (идеала), который возник в голове человека. Но тогда возникает вопрос, откуда этот образ возник в голове? Очевидно, что под влиянием окружающей действительности.

9. Если рассматривать вопрос диалектически, можно ли определить момент смерти?

Невозможно диалектически полно определить момент смерти, как и определить какой-либо «момент» вообще, т.к. не существует мгновенных актов как таковых, на все нужно время. Вообще любое движение или превращение не имеет выраженного начала или конца, все есть постоянное превращение и перемещение энергии.

10. Можно ли с уверенностью сказать о существовании какого-либо животного?

В обыденной жизни мы всегда можем легко заявить, существует ли конкретное животное или нет, но при более точном исследовании уже станет не так просто. Каждое животное – изменяющийся во времени объект, находящейся в постоянном взаимообмене с окружающей средой, клетки его тела постоянно умирают, рождаются, достраивают себя из полученных организмом извне веществ и выбрасывают наружу вещества, ненужные им. Таким образом, невозможно дать предельно точное определение конкретного животного или тем более говорить о его существовании, в противном случае, если мы бы дали такое определение, то в следующее же мгновение животное изменится и перестанет подходить под определение, т.е. исчезнет.

11. Является ли солнечная система статичной, вечной и неизменной? Почему?

Нет, не является. Опять же по причине того, что Солнечная система, как и все пребывает в постоянном движении. Когда-то было начало нашей системы, затем происходили изменения, и в конце концов наступит конец, который, возможно даст начало новой системе.

12. Является ли история человечества хаосом бессмысленных насилий?

История человечества является отражением постоянного развития и изменения самого человечества. Это последовательный и закономерный процесс, который можно проследить с помощью исследования. То, что какие-то вещи мы не можем объяснить на каком-то этапе развития, не значит, что они являются хаотичными и не могут быть изучены.

13. Чем отличается идеалистическое понимание истории от материалистического?

Идеалистическое понимание истории: исторические процессы в разных частях света не связаны (мало связаны друг с другом); события, происходящие в истории — следствие влияния отдельных индивидуумов и культурно-духовного развития людей. Материалистическое понимание: все исторические процессы так или иначе связаны между собой; исторические события — следствие закономерного развития, вытекающие из предыдущих событий.

Идеалисты утверждают, что производство и общественное устройство человечества является производной от культуры и сменяющих в обществе идей. Материалисты же утверждают, что культура и общественное устройство являются производной надстройкой над материалистическим базисом, т.е. экономическими отношениями эпохи.

14. Благодаря каким двум главным открытиям стал возможен переход от капитализма к новой формации? Объясните почему?

Преодоление капиталистической формации стало возможно благодаря открытию материалистического понимания истории и механизму образования прибавочной стоимости. Эти открытия с одной стороны раскрыли механизм образования и функционирования капитализма как общественно-экономической формации, с другой стороны позволили научным образом указать на его коренные противоречия и процесс их преодоления.

15. Как Дюринг характеризует свои работы и относится к другим философам?

Себя Дюринг считает великим учёным, а свой труд — истиной в последней инстанции. Предшественников и оппонентов называет массой разных витиеватых эпитетов, суть которых можно свести к одному слову — идиоты. При этом все свои мысли, которые являются истинными, он прямо заимствует у этих самых предшественников, но называет их в привычной для него витиеватой манере.

16. Можно ли выводить принципы из мышления или же исключительно из внешнего мира? Почему?

Нельзя выводить принципы из мышления, поскольку мышление ограничено личным опытом, который в любом случае будет субъективным и не сможет вместить в себя всё многообразие материального мира. Принципы выводятся из материального мира, являющегося объективно реальным и подчиняющегося собственным, объективным законам, открытие и изучение которых и являются задачей мыслителя.

17. Откуда берётся мышление и сознание?

Сознание и мышления – продукты деятельности человеческого мозга. Являясь частью материального мира, мозг существует в тех же условиях и работает по тем же законам, что и мир. В соответствии с этим, сознание и мышление неизбежно оказываются продуктами мира, согласованными и способными на взаимодействие с ним.