Время чтения ~ 16 минут

АгитПроп. Кружок. Задание №5: Анти-Дюринг

Обсуждение начала «Анти-Дюринга» продлится до субботы. 11 ноября в 20:00 МСК начинается обсуждение нового задания. Вскоре после этого будут подведены итоги задания №4.

Задание №5: Прочитать от главы 9 до конца первого отдела работу Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг».
Срок: До 20:00 МСК, 11 ноября.
Где: https://t.me/agitpropcircle

Итоги задания №3: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Даты: 07.10.2017 — 07.23.2017
Место проведения: телеграмм-чат «АгитПроп.Кружок»

1. Какие основные положения были выдвинуты Бахофеном в работе «Материнское право»? Что вы думаете насчёт этих положений?

Бахофен выдвинул 4 основных положения:

  • у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначает неудачным выражением «гетеризм»;
  • такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии — согласно материнскому праву, — как первоначально это и было у всех народов древности;
  • вследствие этого женщины как матери, как единственные достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почета, доходившей, по мнению Бахофена, до полного господства женщин (гинекократии);
  • переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение древнейшей религиозной заповеди (то есть фактически нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину), нарушение, которое требовало искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определенного времени должна была отдаваться посторонним.

Эти положения верны. Они положили дорогу дальнейшему исследованию этой темы.

Неограниченность половых отношений обуславливалась необходимостью роста популяции для охоты, собирательства, обороны, попросту выживания.

Матриархальный уклад в недалеком прошлом можно было найти у множества индейцев. Само по себе главенство материнского права идеально объясняется невозможностью определить отца в неограниченных половых отношениях.

Традиция выкупа до сих пор существует у многих народов, правда в основном финансовую, а не физическую. С этим также можно соотнести, так популярную сегодня, традицию кражи жён в день свадьбы, правда лишенную старинного смысла.

2. Какое толкование «Орестеи» Эсхила даёт Бахофен? Почему Энгельс считает это толкование правильным?

Баховен трактует греческую трагедию как борьбы между гибнущим материнским возникающим отцовским правом. Если очень коротко, то по сюжету, Афина разрешает спор о том что тяжелее — убийство матери или мужа, проголосовали за то, что убийство мужа тяжелее, хотя раньше было не так, соответственно в этот момент отцовское право одержало победу над материнским. Соответственно Баховен предположил, что до полигамии мужчин, существовала также полигамия женщин. И что материнское право преобладало над отцовским, до определенного момента.

3. В чем корень существующей у многих народов традиции похищения невесты, которую заметил Мак-Леннан?

Традиция похищения невесты является пережитком более раннего обычая, когда мужчины одного племени насильно похищали себе жен на стороне, у других племен, так как не могли находить достаточно жен в своем собственном племени.

4. Какие 2 разные группы открыл Мак-Леннан? В чём их отличия?

Мак-Леннан открыл следующие группы: экзогамные и эндогамные, их отличия состоят в том, что внутри первой группы брак запрещен, так что мужчины вынуждены брать себе жен, а женщины мужей — вне этой группы; внутри второй требовалось чтобы мужчины, принадлежащие к определенной группе, брали себе жен только внутри своей собственной группы.

5. Порядок происхождения по какому праву был первичен?

По материнскому, потому что при беспорядочных половых связях только по матери можно было определить род детей.

6. Какие 3 основных вывода сделал Морган из собранных им данным о системах родства разных народов?

  1. Принятая у индейцев Америки система родства существует также у многочисленных племен в Азии, а в несколько видоизмененной форме — в Африке и в Австралии;
  2. Эта система получает свое полное объяснение в той форме группового брака, которая находится как раз в стадии отмирания на Гавайских и других австралийских остржвах;
  3. Наряду с этой формой брака на тех же островах существует, однако, и такая система родства, которая может быть объяснена только еще более древней, ныне вымершей формой группового брака.

7. Какие 3 главные эпохи предыстории человечества выделил Морган?

Морган делит историю человечества по мере ее развития на три эпохи - дикость, варварство и цивилизацию.

8. Что можно сказать о первой эпохе? На какие ступени она делится и в чем отличие этих ступеней?

Первая эпоха - дикость - делится, в свою очередь, на три на ступени: низшую, среднюю и высшую. На первой ступени люди ещё живут на деревьях, питаются их плодами, кореньями и орешками. Главное достижение начальной стадии связано с появлением членораздельной речи. С переходом во вторую ступень появляются каменные орудия труда, «рыбная пища» в рационе питания и умение разводить и пользоваться огнём. Третья (высшая) ступень дикости охарактеризована возникновением примитивных строений; охота становится постоянным и обыденным способом пропитания, а лук и стрелы - неотъемлемо важной составляющей рассматриваемой вехи.

9. Что можно сказать о второй эпохе? На какие ступени она делится и в чем отличие этих ступеней?

Вторая эпоха - варварство. Переход от третей ступени дикости на первую ступень варварства начинается с появления и введения в обиход гончарного искусства. Признаки второй ступени - приручение животных, разведение скота и возделывание растений, пастушество. Третья ступень охарактеризована выплавкой изделий из железной руды, кое-где используют буквенное письмо, появление более сложных по устройству и устойчивых к износчивости средств производства, люди селятся на местах организованно, увеличивается масштаб строительств, что позволяет уже видеть проблески цивилизации.

Можно гораздо проще обобщить периодизацию Моргана, как это сделал Энгельс: «дикость – период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство – период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности.»

Важный момент который отмечает Энгельс: период дикости проходил для всех народов примерно одинаково, но с наступлением варварства природные условия начинают оказывать огромное значение на развитие. Поэтому на восточном полушарии это период начинается с приручения животных, на западе с возделывания расстений.

Американские идейцы не успели развиться дальше второй ступени варварства до прихода европейцев. А это как раз и есть последняя стадия первобытного общества, когда в нём доминирует коммунистическое хозяйство. С этого момента начинает назревать цивилизация и переход к рабовладельческому строю.

10. Что можно сказать о третьей эпохе?

«Цивилизация — период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства.»

11. Что такое парная семья?

Парная семья - форма единобрачия, при которой родственные отношения внутри супружеской пары сложились таким образом, что уже не было сомнений, по отношению к кому следует использовать обозначения «отец», «мать» и др. Однако фактическое употребление сих терминов было не столь однозначным: например, отцом дети называли не только своего отца, но и его брата, а он, соответственно, считал их также своими детьми. В то же время, сестру своего отца они называли тётей, а она их племянниками/племянницами. Так же и по отношению к матери: матерью считалась как сама мать детей, так и её сестра, а брат матери приходился дядей. Братьями и сёстрами приходились друг другу дети братьев/сестёр, а дети женщины и её брата называли себя по отношению друг к другу двоюродными братьями/сёстрами. Морган рассматривал парную семью на примере брака в некоторых американских племенах, а также индийских и индонезийских. Такой брак был легко расторгаем по желанию одной или обеих сразу сторон.

12. Как развивается семья по мнению Моргана, если Маркс считал, что точно также дела обстоят с политическими, юридическими, религиозными и философскими системами?

Здесь уместно будет прямо процитировать отрывок из книги:

«Семья», — говорит Морган, — «активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась». «И точно так же, — прибавляет Маркс, — обстоит дело с политическими, юридическими, религиозными, философскими системами вообще». (Вот он, истмат в действии).

13. В чём заключалась начальная ступень половой жизни человека?

«Внутри племени господствовали неограниченные половые связи, так что каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина — каждой женщине.»

14. Соответствуют ли формы половой жизни животных и людей? Как относятся к друг другу стадо и семья?

У животных есть все (кроме многомужества) более или менее организованные формы половой жизни, присущие людям. Однако это мало что доказывает в отношении последних.

Стадо и семья противопоставлены друг другу. Стадо образуется при наличии неупорядоченных половых отношений; семья же, напротив, находит себя там, где партнеры связаны узами брака, где самцу присуща ревность.

15. Какие основные условия образования крупных и долговечных групп помогли совершиться превращению животного в человека?

Прежде всего, необходима была сплоченная группа, общество, которое могло было существовать только при условии, исключающем ревность внутри этой группы, взаимотерпение самцов.

16. Что значит неупорядоченные половые отношения? Как это относится к настоящему?

«Запретительные ограничения нашего или какого-нибудь более раннего времени не имели тогда силы. Мы уже видели, как отпало ограничение, обусловленное ревностью. А то, что ревность — чувство, развившееся относительно поздно, можно считать твердо установленным.»

Современная пропаганда цели жизни — переспать с как можно большим количеством половых партнеров — явный пример неупорядоченных половых отношений.

17. Можно ли с моральной точки зрения оценивать родственную половую связь в первобытное время? Имеет ли место подобный или схожий феном в настоящем?

Мораль - понятие относительное. Тогда и сейчас были разные о ней представления. Исходя из убеждений древних, родственная половая связь воспринималась как нечто обыденное, само собой разумеющееся, в то время как сегодня многие находят её отвратительной.

«Не только брат и сестра были первоначально мужем и женой, но и половая связь между родителями и детьми еще в настоящее время допускается у многих народов. Банкрофт («Туземные племена тихоокеанских штатов Северной Америки», 1875, т. I) свидетельствует о существовании таких отношении у кавиаков на побережье Берингова пролива и у жителей острова Кадьяк близ Аляски, у тинне во внутренней части британской Северной Америки; Летурно дает сводку таких же фактов, встречающихся у индейцев- чиппевеев, у кукусов в Чили, у караибов, у каренов на Индокитайском полуострове; о рассказах древних греков и римлян о парфянах, персах, скифах, гуннах и др. нечего и говорить. Пока не было открыто, что такое кровосмешение (а это — открытие, и притом в высшей степени ценное), половая связь между родителями и детьми могла вызывать не больше отвращения, чем между другими лицами, принадлежащими к разным поколениям, а это ведь и теперь случается в самых филистерских странах, не возбуждая большого ужаса; даже старые «девы» в возрасте за шестьдесят лет, если они достаточно богаты, выходят иногда замуж за молодых мужчин лет тридцати.»

Богатые старики живущие с молодыми моделями пример похожего на родственную половую связь поведения, которое не достаточно приемлема в обществе сегодня.

18. Что можно сказать о первой ступени семьи?

Кровородственная семья. Брачные группы делятся на поколения: все деды и бабки в пределах семьи приходятся мужьями и жёнами друг другу, так же супругами являются их дети (матери и отцы), и по тому же признаку - дети их детей. Кровосмесительные связи не допускались только между поколениями, между родителями и детьми, в то время, как брат и сестра (в т.ч. двоюродные, троюродные и т.д.) были одновременно ещё и мужем и женой.

19. Что можно сказать о второй ступени семьи?

Пуналуальная семья. Форма брака, отмеченная Морганом у гавайских племен, где отношения сложились таким образом: несколько или все братья были общими мужьями своих жен, в круг которых не могли входить их сестры; и несколько или все сёстры были общими женами своих мужей, коими не могли являться их братья. Жены первых и мужья вторых называли друг друга «пуналуа» (близкий товарищ, компаньон). Дети сестер и братьев были их общими детьми и приходились друг другу братьями и сестрами.

20. До какой ступени какой эпохи господствует коммунистическое хозяйство? Почему?

Коммунистическое хозяйство господствует вплоть до самого рассвета средней ступени варварства; это было связано с тем, что сохранялось главенствующее положение женщины в доме (материнское право), и не было частной собственности.

21. Что такое групповой брак? Приведите примеры где его можно было наблюдать?

Групповой брак - форма брака, при которой группа мужчин находилась в браке с несколькими или со всеми женщинами другого рода.

22. Что можно сказать о третьей ступени семьи?

Парная семья. Возникла в позднюю стадию группового брака, где у мужа среди нескольких жён определялась главная, и он для неё тоже приходился главным мужем. Своим появлением обязана введению строжайшего запрета на любые кровосмесительные связи, и чем строже и повсеместнее становились эти запреты (когда они начали касаться не только близких, но и совсем дальних родственников), тем более невозможным становился групповой брак. В парной семье мужчина имел право на многоженство и связи на стороне, в то время как женщина должна была хранить мужу верность (ранние мужская полигамия и женская моногамия). Впрочем, расторгался брак по-прежнему свободно, и дети пока ещё принадлежали матери.

23. Была ли женщина рабыней мужчины в начале развития общества? Обоснуйте ответ.

Определённо, нет. У женщин были почти те же самые свободы, что и у мужчин; женщине в доме было отведено весьма почётное место. По воле женщины мужчина мог освободить дом, и так же просто женщина могла разорвать связывающие их узы брака, если на это была какая-либо видимая ей причина. Пока господствовал материнский род, пока господствовало ком.-хозяйство - господствовала в доме и женщина. То есть, ни о каком насильном склонении и принуждении женщины к определённым мужчиной обязанностям и речи быть не могло.

24. Кто занимает более высокое социальное положение: дама эпохи цивилизации или женщина эпохи варварства?

Женщина эпохи варварства, постольку поскольку в то время женщина обладала всеми свободами и правами, что были и у мужчин. Она господствовала в доме, могла по своему решению разорвать брак. Нелёгкий домашний труд такой женщины был признан, ценен и делал ей уважение со стороны мужчин. Дама цивилизации была, в свою очередь, закабалена мужчиной; её свободы и права ограничены; она стала всего-навсего инструментом деторождения.

25. Что такое право первой ночи и откуда идут корни этого явления? Приведите примеры народов, применяющих это право.

«Хорошо известны пережитки подобной практики в древнем мире, как например, обычай финикийских девушек отдаваться посторонним в храме во время празднеств в честь Астарты; даже средневековое право первой ночи, которое, вопреки усилиям немецких неоромантиков смягчить этот факт, существовало в весьма укоренившейся форме, является остатком пуналуальной семьи, сохранившимся, вероятно, благодаря кельтскому роду (клану)»

«У одних народов друзья и родные жениха или приглашенные на свадьбу гости предъявляют во время самой свадьбы унаследованное от древних времен право на невесту, причем жених оказывается последним в очереди; так было в древности на Балеарских островах и у африканских авгилов, а у бареа в Абиссинии имеет место и в настоящее время. У других народов какое-нибудь должностное лицо, предводитель племени или рода, касик, шаман, жрец, князь, или как бы он ни назывался, является представителем общины и пользуется по отношению к невесте правом первой ночи. Вопреки всем усилиям неоромантиков смягчить этот факт, это jus primae noctis28 существует еще и поныне как пережиток группового брака у большинства обитателей Аляски (Банкрофт, «Туземные племена», I, 81), у таху в Северной Мексике (там же, стр. 584) и у других народов; и оно существовало в течение всего средневековья — по крайней мере в странах, которые были первоначально кельтскими, например, в Арагоне, и где оно произошло непосредственно от группового брака. В то время как в Кастилии крестьянин никогда не был крепостным, в Арагоне царило крепостничество в самых гнусных формах вплоть до третейского решения Фердинанда Католика от 1486 года. В этом документе сказано:

«Мы постановляем и объявляем, что вышеупомянутые господа» (senyors, бароны) «…не имеют также права, когда крестьянин берет себе жену, спать с ней первую ночь, или, в знак своего владычества в свадебную ночь, когда жена ляжет в постель, переступить через эту постель и упомянутую женщину; вышеупомянутые господа не имеют также права требовать услуг от дочери или сына крестьянина против их воли, будь то за плату, или без платы». (Оригинальный текст на каталонском языке цитируется у Зугенхейма, «Крепостное право», Петербург, 1861, стр. 355.)»

26. Каким эпохам свойственные какие виды семьи?

Групповой брак - дикость;
Парный брак - варварство;
Моногамия - цивилизация.

27. В какой части света впервые была установлена моногамия? Каковы причины этого?

В Старом свете была впервые установлена моногамия.

«Мы покидаем теперь Америку, эту классическую почву парной семьи. Нет никаких признаков, которые позволяли бы заключить, что здесь развилась более высокая форма семьи, что здесь до открытия и завоевания когда-либо существовала где-нибудь прочная моногамия. Иначе обстояло дело в Старом свете.

Здесь приручение домашних животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатства и породили совершенно новые общественные отношения.»

28. Когда появилось рабство? Свойственно ли оно эпохи варварства?

Рабство появилось с появлением частной собственности. Частная собственность была введена в связи с переходом права наследования от матери к отцу, от матриа- к патриархату. Следовательно, рабство свойственно, в первую очередь, эпохе цивилизации.

29. Какое разделение труда установилось в семье с наступлением частной собственности? Как оно отлично от предыдущих времен?

«Согласно существовавшему тогда разделению труда в семье, на долю мужа выпадало добывание пищи и необходимых для этого орудий труда, следовательно, и право собственности на последние; в случае расторжения брака он забирал их с собой, а за женой оставалась ее домашняя утварь. По обычаю тогдашнего общества муж был поэтому также собственником нового источника пищи — скота, а впоследствии и нового орудия труда — рабов.»

30. В чем заключались отличия наследования в материнском и отцовском праве?

Прежде всего в том, что при материнском праве род ребёнка исчесляется от матери, вследствие этого он может наследовать только её роду (ведь отец, даже когда его можно было установить, принадлежал к другому роду). При отцовском же праве ребёнок наследовал непосредственно отцу (ведь из-за перераспределения трудовых обязанностей большинство нажитого в браке стало принадлежать мужчине).

31. Какую революцию Энгельс называет самой радикальной пережитых человечеством?

Отмену материнского права.

32. Что Энгельс называет всемирно-историческим поражением женского пола и какой его итог?

«Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения».

Переход на отцовское право.

33. Что значит семья? Откуда пошло это слово?

Familia (семья), от римск. famulus — домашний раб; слово familia первоначально означало группу рабов, принадлжащих одному человеку.

34. Что в себе по Марксу содержит современная семья?

«Современная семья содержит в зародыше не только рабство, но и крепостничество, так как она с самого начала связана с земледельческими повинностями. Она содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве».

35. Имеют ли одинаковые семейные отношения, находятся на равных ступенях, представители разных классов?

Не совсем. Богатые имеют право (Энгельс называет его привилегией, что, в общем-то, так и было) на многоженство, бедные и рабы должны были довольствоваться одной женой.

36. Что можно сказать о четвертой ступени семьи? Какой специфический характер она имеет? Одинакова ли она для мужчины и для женщины?

Моногамная семья. Моногамия первоначально была моногамией только для женщин, супруг же, не выходя из брака, мог при этом иметь любовниц, и жене приходилось мириться с этим, ибо она не могла по своему усмотрению так же свободна выйти из этого брака, как это было раньше.

Огромное спасибо товарищу Станиславу Завьялову, ответившему на большинство вопросов задания №3.