Время чтения ~ 9 минут

Пластик к нам приходит!

Болезни приносит и вкус хрустящий
Пластика вкус всегда настоящий!

Текст читает Fodelapo

На фоне происходящего в нашей стране и в мире ужаса – стремительного обнищания населения, пандемии коронавируса и сопутствующего ей краха капиталистической медицины, фашизации государств и других проблем, как-то стыдно коммунистам отвлекаться на различные «зелёные повесточки». «Все и так знают, что Земля утопает в пластиковом мусоре, не отвлекайте от классовой борьбы!». А мы и не отвлекаем.

Мы лишь хотим немного рассказать о масштабе «пластиковой» проблемы, о её серьёзности. Ведь происходящее загрязнение планеты пластмассой возможно будет иметь не менее серьезные последствия для человечества, чем набившее оскомину «глобальное потепление». Пластиковый мусор – проблема долгоиграющая, и коснётся она наших потомков сильнее, чем нас.

Эта статья – не призыв записываться в Greenpeace и сортировать пластиковый мусор. Эта статья – краткий анализ сложившейся ситуации, которую вы должны добавить в копилку доводов о смертельной опасности капитализма.

Загрязнители, объёмы пластика, масштаб

Как показало исследование организации Break Free From Plastic, проведённое 15 тысячами добровольцев в 50 странах, больше всех в мире загрязняют планету пластиком производители газировок, шоколадок, чипсов и прочих «вкусняшек». Три года подряд на первых строчках в топе загрязнителей находятся фирмы, чьи названия знают в каждой стране люди всех возрастов, это – Coca-Cola, Pepsi и Nestle. Следом идут: Unilever, кондитерская компания Mondelez International, Mars, P&G, Philip Morris International, Colgate-Palmolive и ещё кондитерская Perfetti van Melle.

Ежегодно Coca-Cola использует 3 миллиона тонн пластика (для производства 100 миллиардов бутылок), PepsiCo использует 2,3 миллиона тонн, Nestle – 1,7 миллиона тонн, Danone – 750 тысяч тонн, Tetra Pak – 721 тысячу тонн, Unilever – 610 тысяч тонн, Colgate-Palmolive – 287 тысяч тонн, Mars – 129 тысяч тонн.

Однако в загрязнении планеты пластмассой виновен не только бизнес из сферы еды, бытовой химии и одежды – без производителей первичных полимеров дело обойтись не может. Крупнейшими производителями упаковки, а значит и отходов, являются нефтяные и химические транснациональные корпорации. Более половины всех одноразовых пластиковых отходов в мире производится всего лишь 20 компаниями: ExxonMobil, чья доля в мировом загрязнении пластиком составляет 5,9% от общего количества отходов, Dow – 5,6%, Sinopec – 5,3%, Indorama Ventures – 4,6%, Saudi Aramco – 4,3%, PetroChina – 4%, LyondellBasell – 3,9%, Reliance Industries – 3,1%, Braskem – 3%, Alpek SA de CV – 2,3%, Borealis – 2,2%, Lotte Chemical – 2,1%, Ineos – 2%, Total – 1,9%, Jiangsu Hailun Petrochemical – 1,6%, Far Eastern New Century – 1,6%, Formosa Plastics Corporation 1,6%, China Energy Investment Group – 1,5%, PTT – 1,5%, China Resources – 1,3%.

Пластиковая индустрия зародилась в середине 50-х годов XX века, и за прошедшие 70 лет объёмы производства пластмассы увеличились в несколько сотен тысяч раз и продолжают расти. По данным ООН, за всё время было произведено более 9 миллиардов тонн пластмассы, что чуть больше, чем 1 тонна на человека.

Ежегодно от 5 до 13 миллионов тонн пластика попадает в Мировой океан. Там, благодаря комбинации ветров и течений, образуются гигантские мусорные круговороты – «острова» из пластика. Естественно, это не острова в обычном понимании, так как они имеют консистенцию супа.

На данный момент известно о шести мусорных «островах». Крупнейший находится в Тихом океане (приблизительно между 135–155° з. д. и 35–42° с. ш.) и был обнаружен ещё в 1997 году. Сегодня это мусорное пятно по площади вдвое превышает американский Техас – его размер составляет примерно 1 357 000 квадратных километров.

Для пластикового мусора в мировом океане нет преград – помимо постоянного увеличения уже имеющихся мусорных «островов», мусорные пятна стали появляться там, где ещё десять лет назад их не было: берега Антарктиды, необитаемые коралловые атоллы на юге Тихого океана, Северный Ледовитый океан, Новая Земля и Гренландия, восточные районы Гренландского и Баренцева морей.

Согласно отчету Всемирного экономического форума, к 2025 году на 3 тонны рыбы будет приходиться 1 тонна пластика (хотя в некоторых местах океана учёные уже обнаружили в семь раз больше пластика, чем рыбы). А к середине столетия, то есть к 2050 году, пластмассы в океане уже будет больше, чем рыбы.

Пластиковый мусор в первую очередь губительно влияет на представителей водной фауны. Однако никто не проводит исследования, оценивающие количество погибших из-за пластмассы зверей и рыб. Эксперты предполагают, что более 800 видов морских животных уже пострадали от пластикового загрязнения – это 100% видов морских черепах, более 40% видов китообразных, 44% видов морских птиц и 33% видов беспозвоночных рыб.

Логично, что пластик не может не оказывать влияние и на нашу пищевую цепочку. Еда морского происхождения с годами становится опаснее, так как живность сорбирует в себе частицы пластмассы, которые в свою очередь могут содержать токсины, тяжелые металлы и бактерии.

Но мелкие частицы пластмассы содержатся не только в морепродуктах. Микропластик есть в: одежде, косметике, зубной пасте, шампунях и другой бытовой химии, во фруктах и овощах, бутилированной воде и… в воздухе. По данным Всемирного фонда дикой природы, в среднем человек еженедельно потребляет 5 грамм полимеров, что равняется кредитной карточке, а в год это примерно 250 грамм.

Большая Ложь

Что же до утилизации пластиковых отходов, то статистика не внушает оптимизма. Например, из всех пластмассовых бутылок, купленных в 2016 году, утилизировано было менее половины, а собрано и переработано – всего 7%.

Чаще всего сортировке и переработке подвергаются пластиковые упаковки. 40% упаковок вперемешку с остальным мусором попадает на мусорные полигоны. 32% попадает в окружающую среду, в основном – в Мировой океан. 14% упаковок сжигают на заводах, причём при сжигании образуется как дополнительная энергия, так и токсичные выбросы. И лишь 14% пластиковых упаковок собирают и отправляют на сортировку.

Теоретически почти всю пластмассу можно перерабатывать и «ре-использовать». Но сбор, сортировка и переработка пластика – категорически дорогое занятие. Вдобавок, качества пластика при переработке ухудшаются, поэтому перерабатывать его можно лишь ограниченное количество раз. Сегодня только 10% пластика отправляется на переработку, а остальные 90% оседают в окружающей среде.

Уже в 1970-х производители пластмассы – нефтедобывающие компании, понимали, что лишь небольшая часть их продукции будет переработана, а основной объём пластика в лучшем случае осядет на полигонах. Это доказали журналисты издания National Public Radio (NPR), которые провели расследование и добыли внутренние отчёты корпораций. В аналитических записках корпораций также отмечалось всё то, что было написано выше – ухудшение качества пластика при каждом цикле переработки, «экономическая нецелесообразность» сортировки и переработки.

Нефтяные гиганты, подстёгнутые процветавшими в то время движениями защитников экологии, решили заняться не проблемой утилизации пластика, а улучшением своей репутации. «Зачем перерабатывать пластик, если можно заставить людей думать, что ты перерабатываешь его?».

«Знаете, они [производители пластика] не были заинтересованы инвестировать реальные средства и усилия в переработку. Потому что они хотели продавать исходный материал. Никто из тех, кто производит исходный продукт, не хочет, чтобы что-то пришло ему на смену. Производить больше исходного материал – вот их цель. […] Если общество думает, что переработка работает, тогда они не будут волноваться по поводу окружающей среды»

– бывший президент Ассоциация пластиковой промышленности (АПП) Ларри Томаc.

В 1989 году АПП организовала встречу для Exxon, Chevron, Dow, DuPont и других нефтяных компаний, на которой было принято решение о запуске рекламной кампании по переработке пластика. На рассказы о преимуществах пластиковых товаров и их переработки стали ежегодно выделять 50 миллионов долларов. Были созданы сортировочные центры и заводы по переработке пластика. К концу 1990-х большинство этих проектов были закрыты.

В том же 1989 году нефтяники начали лоббировать программу по маркировке всей пластиковой продукции знаком переработки. В итоге этот знак стал появляться на всех пластиковых вещах, даже на тех, которые нельзя было переработать.

Но реклама взяла своё, и люди поверили, что можно пользоваться удобным пластиком без вреда окружающей среде. А нефтехимические корпорации продолжали наращивать производство пластмассы.

По сей день корпорации, производящие пластик, и пищевые гиганты, использующие этот пластик, говорят о самоотверженной борьбе с загрязнением природы. Например, Nestle заявляет, что к 2025 году собирается сделать всю упаковку приспособленной для вторичной переработки или повторного использования, и сократить использование первичного пластика на 30%. Unilever к 2025 году обещает сократить объём использованного пластика вдвое. PepsiCo к тому же го́ду сократит количество пластмассы на 35%. А Coca-Cola вообще пообещала к 2025 году перейти на полностью перерабатываемую упаковку, а к 2030 году собирать и перерабатывать 100% своих бутылок.

Выход из ситуации и вывод

Несмотря на воодушевляющие заявления представителей крупного бизнеса о будущих планах, при капитализме в лучшую сторону ситуация не изменится. Во-первых, обещания корпораций слишком незначительны в масштабах проблемы, которая уже стала неуправляемой. Во-вторых, не предпринимается (и даже не планируется) никаких действий для ликвидации уже распространившегося пластикового загрязнения. В-третьих, и это самое главное, производство пластмассы – крайне выгодное дело, приносящее нефтяным корпорациям свыше 400 миллиардов долларов в год, и менять положение вещей они не собираются.

Иронично, но популярная в последнее время «зелёная» / альтернативная энергетика лишь способствует большему производству пластмассы. Так как спрос на нефть, как традиционный источник энергии, снижается, то дешевле обходится производство пластика. Нефтяные гиганты увеличивают объёмы его производства и, соответственно, свою прибыль. Сегодня только 6% добываемой нефти уходит на производство пластмассы, но к 2050 году в пластмассу будут перерабатывать уже 20% всей нефти. Аналитики таких компаний как Saudi Aramco, Shell, BP и ExxonMobil в инвестиционных отчётах называют производство дистиллятов нефти основой финансовой стабильности.

То, что человечество вместе с Землёй утопает в пластиковых отходах, понятно не только учёным, но и обычным людям. Пластиковое загрязнение стало не меньшей угрозой чем изменение климата – пластмасса проникает почти во все природные системы и организмы. Однако обществу потребления вместе с крупным бизнесом не по силам решить эту проблему, ведь для этого нужно: ввести запрет на производство пластмассы, отказаться от пластиковой упаковки и одноразовой посуды, создать и развивать системы ре-использования пластика, очищать загрязнённые территории и акватории. Это значит, что в первую очередь потребуется радикально уменьшить уровень потребления, что в принципе противоречит самой сути современного общества.

Подавляющее большинство людей на планете обеспокоены загрязнением мирового океана и суши, но у бизнеса и капитала есть лишь одна цель, и забота об окружающем мире в неё не входит.

Вы можете сказать, что «мусорят не корпорации, а обычные люди», «чтобы решить проблему пластика нужно начать с себя», «станем осознанными потребителями – будем мыть и сортировать упаковки». Но эти действия имеют совсем мизерный КПД. Эффективные меры по решению пластиковой проблемы можно предпринимать только тогда, когда к «осознанности» добавляется наличие ресурсов. Они, ресурсы, имеются и управляются лишь небольшой частью человечества в собственных интересах. Мусорят именно корпорации, а не потребители, производя пластик для промышленности и продажи. Это они создают проблему и потом сами же перекладывают вину на нас.

Проблема может быть решена только при другой экономической формации.

Естественно, мы не утверждаем, что «пластиковый вопрос» при социализме (или даже при коммунизме) решится по щелчку пальца. На это уйдёт много времени, ведь потребуется не только убрать «намусоренное», но и создать новый материал, имеющий положительные качества пластика и не загрязняющий природу.