Время чтения ~ 12 минут

Об истории паспорта. От запретов к свободе. Часть 2

В предыдущей части мы немного узнали о царском паспорте. Познакомились с имевшимися сословными и другими социально- групповыми ограничениями передвижения населения в пределах Российской империи. По заверению буржуазной прессы и некоторых представителей научного сообщества, в СССР паспорт являлся элементом «советского крепостничества». В связи с этим мы узнаем ответы на такие широко известные вопросы как: был ли этот документ средством тотального контроля над советскими людьми, запрещали ли им передвигаться по стране в поисках лучшей жизни, отбирали ли паспорта у сельского населения.

Одним из первых шагов рабоче-крестьянского правительства было уничтожение сословий, вслед за этим ненадолго изменились и правила выдачи видов на жительство. В 1918 году царская паспортная система прекратила свою работу. Своеобразным аналогом паспортов стали — трудовые книжки (далее по тексту — ТК).

Поначалу они были введены для нетрудящихся граждан. К ним относились: живущие на нетрудовой доход, проценты с капитала, эксплуатирующие наёмный труд, частные торговцы и другие. Только наличие ТК давало им право передвижения по территории РСФСР, а все другие их удостоверения личности стали недействительными.

В 1919 году уже каждый трудящийся был обязан иметь трудовую книжку. Но одно дело закрепить в законе, а другое — создать условия для реализации. Начать решили с Москвы и Петрограда. В этих городах все достигшие 16-летнего возраста обязывались иметь трудовые книжки, служившие удостоверением личности за пределами городов при переезде. Однако вскоре от этого новшества отошли.

Важно указать, что тогдашние ТК не были прямыми аналогами современных. Помимо сведений о владельце и его постоянном месте жительства в них делались отметки: о выполнении всеобщей трудовой повинности, о выплаченной заработной плате, об уплате необходимых взносов на социальное обеспечение. И только позже их история пошла своим путём — от удостоверения личности к подтверждению трудовых отношений с работодателем.

После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции, «в связи с полной ликвидацией портов и прекращением холерной эпидемии» гражданам было предоставлено право «беспрепятственного передвижения по всей территории РСФСР в черте её федеральных границ до пределов пограничных пунктов». Беспрепятственно стали странствовать не только трудящиеся и крестьяне, но и добросовестная интеллигенция, и служащие. Однако так же этим правом неминуемо воспользовались: бандиты, контрреволюционные элементы и прочие вредные для нового общества представители нетрудящихся слоёв населения. Поэтому позднее для этих групп по опыту царского правопорядка вводились ограничительные меры, запрещавшие им проживать на определённых территориях.

В 1924 году паспорта и все другие виды на жительство (а так же и ТК, для жителей Москвы и Петрограда) были отменены. Теперь документ, именовавшийся до этого видом на жительство, приобрёл другое название — удостоверение личности. Оно должно было содержать следующие сведения: ФИО, дата рождения, место постоянного проживания, род занятий (основная профессия), отношение к отбыванию воинской повинности, семейное положение, перечень находящихся на иждивении детей, не достигших 16 лет, личная подпись получателя, а также место и время выдачи с подписью выдавшего документ лица и гербовой печатью. По желанию в документе могла находиться фотография. Получение удостоверения было необязательным и осуществлялось по желанию. При необходимости подтвердить свою личность стало возможным даже свидетельскими показаниями.

С 1925 года начал работать институт прописки (пока ещё отдельно от паспортов). Каждое прибывшее в городское поселение лицо должно было заявить о своём прибытии жилищному управлению, которое производило запись в домовой книге на основании одного из действующих удостоверений личности. Затем эта запись регистрировалась в местном отделе милиции. При этом количество тех, кого можно было прописать в жилом помещении, было ограниченно санитарно-эпидемиологическими нормами. Сама же прописка не прикрепляла людей к определённому месту жительства, как это делалось до Октября. При переезде она делалась по месту нового проживания. Помимо административного контроля при растущей мобильности населения, прописка позволяла соблюдать взаимные права и обязанности со стороны гражданина и государства: уплата налогов, служба в армии, выплата пенсий, пособий и другие. Для этого необходимо было знать, где живёт гражданин. Позднее прописка стала неотъемлемой частью паспорта (внесение изменений о смене постоянного места жительства) и была передана паспортным столам (вне городов — сельским советам).

В 1927 году перечень удостоверяющих личность документов был расширен. Кто есть кто — могли показать актовые записи о рождении и браке, справки из домоуправления или сельсовета, указывающие на отношение к военной службе документы (у действующих военнослужащих — служебные книжки), профсоюзные билеты и учебные документы. Их общее упрощённое требование — наличие ФИО. Данный перечень использовался на территориях, где наличие паспорта не требовалось вплоть до всеобщей паспортизации.

Перечисленные свободы и упрощения документооборота приводили к порой противоположному от запланированного результату. Советское государство, взявшее на себя обязательства по предоставлению работы, жилья, а также по обеспечению беспрепятственного передвижения, столкнулось с серьёзной безработицей и нехваткой жилых помещений в городах из-за повального притока сельского населения. Имперское же правительство, не принимавшее на себя указанные обязательства, решало подобные вопросы в том числе и запретительными мерами паспортной системы (ограничение на въезд, выдворение за нищенство и так далее).

В связи с этим, а также при влиянии непрекращающейся классовой борьбы и прочих причин, для недопущения опасных последствий чрезмерного перенаселения, советскому правительству пришлось временно вернуть недавно отброшенные методы миграционного регулирования.

Говоря о контрреволюционных элементах, И.В. Сталин отмечал:

«Будучи вышибленными из колеи и разбросавшись по лицу всего СССР, эти бывшие люди расползлись по нашим заводам и фабрикам, по нашим учреждениям и торговым организациям, по предприятиям железнодорожного и водного транспорта и главным образом — по колхозам и совхозам… И они пакостят как только могут, действуя тихой сапой. Поджигают склады и ломают машины. Организуют саботаж».

Поэтому после череды экспериментов произошло возвращение к паспортным книжкам, в дальнейшем именовавшимся уже привычно для нас — паспортами.

«Установление паспортной системы было вызвано задачами лучшего учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек и разгрузки этих населённых мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывавшихся в тот период кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов».

При опоре на опыт царской паспортной системы, показавшей массу проблем, изменился и подход к выдаче паспортов. В частности было запрещено «проживание в Москве, столицах союзных и автономных республик, краевых и областных центрах лицам, не занятым общественно- полезным трудом более 3 месяцев, за исключением инвалидов, пенсионеров, престарелых (мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет) и иждивенцев трудящихся». Для выявления общественно-вредных элементов получателям паспортов нужно было представить ряд документов: справка домоуправления о месте постоянного жительства; любой документ, удостоверяющий место и время рождения; справка с места работы или службы; учётно-воинский билет (для тех, кто обязан был его иметь).

Выявленные нарушители в течение 10 дней подлежали добровольной выписке и выдворению в любую другую не запрещённую для их проживания местность. Невыполнение этих требований влекло административную и даже уголовную ответственность, что впоследствии стало носить массовый характер.

Паспорт должны были иметь все, кто достиг 16 лет и проживал в городах, рабочих поселках, работал на транспорте, в совхозах и на новостройках. Документы были бессрочными, пятилетними и временными (удостоверения на срок не свыше 3-х месяцев).

В самом же немного изменившемся паспорте ставились отметки о прописке, поступлении на работу и увольнении, а также о регистрации брака. Воспрещалось изымать паспорта работодателями для хранения. В 1937 году фотография стала обязательной.

Без прописки могли проживать: военнослужащие, колхозники, единоличники и другие лица, постоянно живущие в местности, где не была введена паспортная система, а так же временно находящиеся в городах своей области не более 5 суток. Приехавшие насовсем должны были прописаться в течение 24 часов. Прибывшие из другой местности без паспорта или временного удостоверения должны были обзавестись таковым. Если граждане этого не делали, по подвергались штрафу и удалению. Такая же ответственность подлежала и за проживание без прописки, а за повторное нарушение — уголовная.

Учёт движения населения также необходим для планирования народного хозяйства, культурно-бытового обслуживания населения и многого другого. Так в 1933–1940 гг. было выдано более 112 миллионов паспортных книжек.

Если раньше при переезде в паспортизированную местность удостоверяющий личность документ сельские жители получали по прибытию, то потом его наличие было непосредственным условием для отбытия к новому месту жительства. А затем паспорта необходимо было получать уже при отъезде в любую сельскую местность. Если же смена места жительства происходила без паспорта, то прибывавших необходимо было удалять из этих местностей.

Существует распространённое мнение, что крестьянам в массовом порядке не выдавали паспорта до 1975 года, а у тех, кто всё же получил — отбирали. Оно верно лишь отчасти. Так на непаспортизированных территориях, где наличие паспортов было совершенно ненужным, сельские жители без намерений по переселению всё же обращались за их выдачей. Это было их право. В связи с чем в 1935 году было установлено следующее ограничение:

«1. Жителям сельских (непаспортизованных) местностей выдавать паспорта только в случае их выезда или поступления на работу в паспортизованные предприятия. У лиц, получивших паспорта, но не выехавших или не поступивших на работу, паспорта подлежат возвращению.

2. Изложенное объявить всему сельскому населению, разъяснив, что для проживания в сельских непаспортизованных местностях для них паспорт не требуется». Данное решение, как любое другое, имело основания для принятия. Можно предположить, что одним из их была экономия финансовых и трудовых ресурсов. К тому же вести учёт сельских жителей намного проще ввиду малой численности населённых пунктов. Поэтому отсутствие паспортов у сельского населения не влекло каких-либо ограничений по сравнению с городскими жителями.

Также сельским жителям не требовался паспорт при выезде за пределы своего района сроком до 30 дней, либо на санаторно-курортное лечение, сборы, командировки и других случаях. Достаточно было справки из сельского совета об удостоверении личности.

Со временем, в процессе развития социалистического правопорядка, благодаря Л.П. Берии были сняты ограничения возможности проживания осуждённых и отбывших наказание на значительной части территории страны.

Возвращение к паспортной системе и её постепенное совершенствование дали свои положительные плоды. Постоянно растущее передвижение населения в пределах Союза стало носить упорядоченный характер, что способствовало развитию плановой экономики. Были улучшены общественный порядок и государственная безопасность. А позднее стала былью и всеобщая паспортизация.

***

Несмотря на наличие значительного количества фактов, приведённый выше материал является лишь поверхностным обзором законодательных актов, что приводили в действие бюрократическую машину. Исключения, частные случаи на местах, пробелы и влияющие на всю систему ошибочные действия руководства присутствуют при решении любой государственной задачи. Однако при их изучении важно знать — на что направлена работа правительства – на сохранение завоеваний буржуазии или на благо трудового народа.

Поэтому, уважаемый читатель, если вам предлагают простые ответы в духе: формально одно, а на деле другое (декларировалась свобода, а в реальности было трудовое рабство); положительные моменты были достигнуты вопреки неумелому руководству и тому подобное… — помните, что в большинстве случаев дела обстоят чуточку сложнее. При этом не стоит забывать, что и современное научное сообщество в своём большинстве обслуживает интересы капиталистов, выдавая массу с виду научных исследований, которые при перечислении реальных фактов в значительной части состоят из вольных трактовок исторических событий. Тем самым недобросовестные авторы выполняют заказ — оболгать власть трудового народа. Сложно ли это сделать? Нет. Ведь при построении первого в мире социалистического государства было допущено немало ошибок, о подробностях которых обыватель попросту не знает.

Но прежде чем верить антисоветской пропаганде, а равно как и ярой просоветской (например, рисующей образ идеального СССР), необходимо задавать порой банальные вопросы: что происходило в конкретный период времени, почему так сложились обстоятельства, что побудило принять то или иное решение, как приходилось действовать в имевшихся условиях, каков был результат и так далее.

Это не просто. Часто — долго и нудно. В процессе познания допускается масса ошибок. Но таков путь просвещения для построения крепкого фундамента будущего общества социальной справедливости. Ведь именно знания помогут победить буржуазию, главным оружием которой является — обман.

Источники

  • Декрет СНК РСФСР от 05.10.1918 «О трудовых книжках для нетрудящихся» // СУ РСФСР, 1918, № 73, ст. 792.
  • Декрет ВЦИК от 25.06.1919 «О введении трудовых книжек в г. г. Москве и Петрограде» // СУ РСФСР, 1919, № 28, ст. 315.
  • Декрет ВЦИК от 20.06.1923 «Об удостоверении личности» // СУ РСФСР, 1923, № 61, ст. 575.
  • Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 18.07.1927 «Об удостоверениях личности» // СУ РСФСР, 1927, № 75, ст. 514.
  • Положение о паспортах (утв. ЦИК СССР, СНК СССР 27.12.1932) // СЗ СССР, 1932, № 84, ст. 517.
  • Постановления СНК от 14.01.1933 № 43 «Об утверждении инструкции о выдаче паспортов» // СЗ СССР, 1933, № 3, ст. 22.
  • Постановление СНК СССР от 28.04.1933 № 861 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР» // СЗ СССР, 1933, № 28, ст. 168.
  • Циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР «О выдаче паспортов лицам, выезжающим из сельских непаспортизированных местностей» от 01.01.1935 // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/64148 (дата обращения: 30.01.2020).
  • Циркуляр ГУРКМ НКВД СССР № 37 «Об изменении порядка выдачи паспортов лицам, выезжающим из сельских местностей» от 16.03.1935 // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/64168 (дата обращения: 30.01.2020).
  • Постановление СНК СССР от 10.09.1940 № 1667 «Об утверждении Положения о паспортах» // СП СССР, 1940, № 24, ст. 591.
  • Постановление Президиума ЦК КПСС «Об упразднении паспортных ограничений и режимных местностей» от 20.05.1953 //URL: http://istmat.info/node/57769 (дата обращения: 31.03.2020).
  • «Положение о паспортах» (утв. Постановлением Совмина СССР от 21.10.1953 № 2666-1124) // СПС «КонсультантПлюс».
  • Кудрявцева А.В. Становление права на свободу передвижения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. С. 423–427 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-prava-na-svobodu-peredvizheniya/viewer (дата обращения: 28.01.2020).
  • Моисеенко В.М. Миграция из сельской местности в городские поселения в СССР в 1920-е годы // Демографическое обозрение. 2018. № 5(2). С. 122–146.
  • Очерки советского административного права / Проф. В. Кобалевский. — [Харьков] : Гос. изд-во Украины, 1924. 258 с.
  • Советское административное право: учебник для юридических высших учебных заведений / С.С. Студеникин, В.А. Власов, И.И. Евтихиев; Всесоюзный ин-т юридических наук М-ва юстиции СССР. — Москва : Гос. изд-во юрид. лит., 1950. 438 с.