Время чтения ~ 6 минут

Мне узбекский таксист ближе, чем такой русский писатель

Попался в ленте вот этот пост. Мой комментарий — «Автор книг в стиле фэнтези и сам оказался эльфом. Не удивительно» — вызвал пару недовольных отзывов и кучу лайков под ними. Видимо, тезис об эльфийском сознании Лукьяненко требует отдельного пояснения. Но начнём не с поста Лукьяненко, а с комментария к нему Сергея Колясникова:

Большинство тех, кто сейчас крутит баранку в такси в России на момент развала СССР либо ещё не родились, либо были детьми (что, кстати, объясняет незнание ими русского языка и низкий уровень образования). А спрашивать с детей за отцов даже «кровавый тиран Сталин» не додумался. Так что своим комментарием Сергей Колясников демонстрирует не только своё плохое воспитание и неспособность это плохое воспитание скрывать, но и свои проблемы с элементарной формальной логикой.

Ну да ладно, Колясников всего лишь блогер, какой с него спрос? А вот его тёзка Лукьяненко — фигура гораздо более заметная и известная. Лично я не читал ни одной его книги (смотрел пару экранизаций) и ни одного интервью. До сегодняшнего дня. Сегодня я прочёл вот это: «Лукьяненко о распаде СССР, а так же про-чтение».

Я специально искал его высказывания об СССР, потому что с пониманием сути СССР у Сергея явные проблемы, судя по его посту о таксистах. И интервью лишь подтвердило, что мыслит Лукьяненко эльфийскими категориями.

Итак, к тексту поста. Вопрос с русским языком мы уже разобрали. «Интеллект тушканчика» — прямое следствие плохого образования, качество которого перестал контролировать СССР, а начали местные баи и беки. Имена, которыми можно призывать демонов в безлунную ночь… Интересно, каково произносить — Сергей Лукьяненко — например, тому же таджику? Или японцу? Или немцу? Готов ли Сергей сделать для представителей этих народов (не таджиков, конечно, а представителей «цивилизованных» наций) скидку на фонетические трудности, вызванные особенностью их языков и разрешить им звать себя Иван? Или как там будет удобно их речевому аппарату?

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=725337597983012&id=100015203342628

Дальше Сергей выражает готовность любить идиота по имени Калигула Гитлер Чингиз-хан если тот будет говорить не хуже робота Алисы и не хуже неё прокладывать маршрут. Не будем искать сексуального подтекста в этом признании, потому что вполне хватает барского — не важно кто, главное, чтобы обслужил хорошо. Кривой, косой, тупой, невыговариваемый — не важно. Просто обслужи и исчезни. Не отягощай барина своим присутствием, своими особенностями. Просто будь проворной обслугой. Не претендуй на большее, ведь у тебя мозг, как у тушканчика.

А уж тем более не смей с барином брататься! Он тебе, «гостю нашей страны с рулём», не брат. Напомню, ты — тушканчик с непроизносимым названием. А он — житель европейского мегаполиса. Представитель высоко развитого этноса, построившего для тебя государство посреди твоих степей и феодализма. Так что либо давай будь благодарен за то, что тебя тут русские пустили себя обслуживать и соответствуй требованиям высоко развитого общества, либо вали обратно в свои независимые степи.

Так почему же такой способ мышления — эльфийский? Да потому, что он полностью оторван от объективной реальности и построен на фантазиях писателя в стиле фэнтези.

Во-первых, феодализму государство присуще не меньше, чем рабовладению, капитализму и социализму. Писателю это неплохо бы знать.

Во-вторых, строили в Средней Азии не государство, а промышленность и инфраструктуру — дороги, больницы, школы, детские сады.

В-третьих, строили это не русские, а советские люди. Да, среди них было много (возможно, даже большинство) этнических русских, но сами себя они считали советскими людьми. А множество других этнических русских во время того строительства мыкалось по миру, пылая ненавистью к этим строителям и к тем, для кого они строят. Так что именно советские люди строили то, что подразумевал в своём посте Лукьяненко.

В-четвёртых, эти советские люди были интернационалистами, как и положено советским людям, и никогда бы не позволили себе сравнить представителей братского народа с тушканчиками или назвать овцеёбами. Они старались всячески помогать бороться с экономической и культурной отсталостью, а не требовали соответствовать их представлениям о правильной прислуге. Для них как раз эти люди были братьями.

В-пятых, во время войны именно их предки воевали плечом к плечу с русскими, украинцами, белорусами и прочими народами СССР. Их предки приютили у себя десятки и сотни тысяч эвакуированных русских, украинцев, белорусов. А имя Бауыржан Момышулы вызывало не демонов, а уважение у однополчан и наводило ужас на фашистов начиная с обороны Москвы до конца войны.

В-шестых, нынешнее состояние этих людей — прямой результат развала СССР. Политики, которую проводил, в частности, тот самый Горбачёв, которого Лукьяненков в интервью считает патриотом, искренне любившим свою страну.

Если бы всё это написал малолетний хипстер, это было бы плохо, глупо, но закономерно. Но это пишет человек, который родился, вырос и получил образование, в том числе и высшее… вы не поверите — в Советской Средней Азии! Который в силу возраста ещё застал преподавание в ВУЗах политэкономии, исторического и диалектического материализма и других наук, которые чётко и подробно объясняют, как устроено общество, какие законы в нём действуют, какова роль личности в истории и многое другое. Но Лукьяненко, судя по тону его поста и интервью, решил, видимо, что вся эта тягомотина сковывает порывы к развитию его незаурядной личности, ограничивает его мировоззрение скучными материалистическими рамками.

В итоге, он не в состоянии понять сути происходящих процессов, причин, их породивших. Он всерьёз рассуждает о желании (своём и таксистов-азиатов) и о выборе (так же своём и таксистов-азиатов). Мол если они хотят тут работать, то должны быть такими, как ему хочется. А если они такими не станут, то… а, кстати, что? Видимо, Сергей напишет ещё один ещё более глупый пост в соцсети. Потому что это всё, что в рамках объективной реальности может сделать Сергей Лукьяненко. У него нет никаких реальных рычагов влияния на ситуацию, как нет этих рычагов и у не устраивающих нашего писателя таксистов. И выбора ни у кого нет — они будут приезжать сюда работать, а он будет пользоваться их услугами, потому что других — не будет. Даже специально для Лукьяненко. Потому что он такое же никто для крупного бизнеса, который всем рулит, как и эти таксисты-азиаты. И это — основы политэкономии, самое начало, минимум. Это и без политэкономии понятно множеству простых людей, но не Сергею Лукьяненко! Так у кого тут мозг, как у среднеазиатского тушканчика? Самая большая и мощная страна мира дала Сергею Лукьяненко всё, чтобы он вырос максимально образованным, всесторонне развитым, способным анализировать окружающее, но… Получился очередной эльф вроде Гребенщикова, Басилашвили, Ахеджаковой, Лозы… Да ещё и с толстым налётом великорусского шовинизма.

Мне в комментариях поставили на вид, что Лукьяненко ездил в Луганск, а я тут кто такой. Вот только поездка в Луганск не имеет к этому посту Лукьяненко никакого отношения. Это прекрасно, что он в трудный период сопереживает братскому народу, оказывает ему поддержку. Но это не даёт ему права так выражаться о представителях другого, тоже ещё совсем недавно братского, народа. Народа, который сегодня такой же беде, в какой был чуть больше 100 лет назад — в нищете, безграмотности, бесправии как на родине, так и в гостях у старшего брата.

Так вот при таком раскладе хочется слегка перефразировать слова одного из героев советского фильма «Огненные дороги» — мне узбекский таксист ближе, чем такой русский писатель.

А на вопрос «кто я такой» отвечу — я тот, кто в состоянии дать адекватную оценку написанному и произошедшему. Дать её тогда и там, когда и где масса граждан вообще не понимает — а чё не так-то?.. Чё, не овцеёбы?..