Время чтения ~ 18 минут

Крещение: цена спасения

В настоящее время маятник истории качнулся от научно-атеистической пропаганды в сторону пропаганды вероисповедания. Приверженцев православия в нашей стране становится всё больше, количество храмов растёт, поэтому для значительной части населения России крещение имеет глубокое сакральное значение. Совершая таинство, люди якобы очищаются от прежних грехов и обретают спасение на небесах. При этом соблюдение данного христианского учения в нашем XXI веке нередко толкает к непростому моральному выбору и значительным материальным затратам.

О том, что из себя представляет таинство крещения и какие последствия оно создаёт, мы поговорим в данной статье, постаравшись при этом не оскорбить ничьих чувств.

Таинство крещения является современным названием обряда «βάπτισμα», что в переводе с греческого означает «погружение в воду». Первоисточником знаний о нём является Библия, где указывается, что первым священные омовения стал совершать Иоанн Креститель. Но как порядок приобщения к христианскому вероучению оно было определено Иисусом Христом. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». Христианское писание повествует, что путём крещения каждый может оставить свою прежнюю грешную жизнь и встать на путь «истинный», но при этом он должен искренне верить в бога, следовать по указанному им «праведному» пути. По общему правилу в момент крещения человек становится членом церкви.

Необходимо различать такие религиозные понятия, как «таинства» и «обряды». Таинства — «это культовые действия в христианстве, определяемые церковью как „богоучреждённые“ священные действия, в которых „под видимым образом сообщается верующим благодать божья“». В православии существует семь таинств: крещение, причастие, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Обряд же является совокупностью определённых действий, которые, по убеждению верующих, могут оказать влияние на естественный ход вещей и воздействовать на некие сверхъестественные силы. Обряды могут сопровождаться молитвами, музыкой, возжиганием благовоний, пением и т.п.

На Русь вместе с принятием христианства пришло и таинство крещения. Путём его совершения людей, сделавших выбор (не всегда добровольный) причисляли к христианам, которых уже отличали от «нехристей».

Обычно таинство должно совершаться в церкви. В XI веке начали открываться специальные «крестильницы» — банные строения рядом с церковью, в которых устанавливали купели. Но часто церкви не имели таких помещений, поэтому крестили в близлежащих водоёмах с естественной температурой, что в холодное время года нередко приводило к болезням и даже смертям, в основном младенцев. Во время крещения человек должен был «отречься от сатаны». Если крестили малыша, то за него это делали восприемники (крестные отец и мать). Затем, после помазания елеем (церковнославянское название оливкового масла), следовало трёхразовое окунание в воду при сопроводительных молитвах. Священник отрезал клок волос и скреплял его воском в крест. Крещаемый должен был бросить его в купель. В случае с младенцем за него всё делали восприемники. За совершение обрядовых действий наши предки преподносили церкви пожертвования, чаще всего в виде натуральных продуктов.

С XVIII века после совершения таинства новокрещённых записывали в метрическую книгу. Стоит напомнить о существовавшей в описываемое время принудительной принадлежности к тому или иному, определённому законом Российской империи, вероисповеданию. И как следствие — об обязательном соблюдении таинства для православных родителей в отношении своего чада.

После Великой Октябрьской социалистической революции процедура регистрации рождавшихся детей была изменена. Декретом ВЦИК и СНК от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» регистрация новорождённых была изъята из ведения церкви и передана отделам записей браков и рождений. Крещение стало частным делом каждого.

Среди православных верующих распространена традиция — крещение в раннем детстве. Хотя ими же часто и утверждается, что ребёнок безгрешен. На возникающий вполне логичный вопрос о возрасте «приходящего ко крещению» нам ответил штатный священник храма во имя Святого мученика Иоана Воина г. Брянска, Иерей Дионисий Осадчий:

Да, ребёнок безгрешен до того момента, пока не совершил личного греха. Но здесь есть одно “но”— существует такое понятие как “родовой грех”, это те греховные наклонности, которые могут передаваться ребёнку от предшествующих поколений (как в принципе и добродетели). Все дети рождаются разными, у них разные характеры и разные предрасположенности, это и есть тот багаж нравственно-духовно-генетической (выделено нами — Прим. ред.) наследственности, передаваемой ребёнку от мам и пап, бабушек и дедушек. Поэтому считать, что новорождённый человек — это эдакий чистый лист, можно с большой натяжкой.

Так священнослужитель пояснил, что родовой грех не вменяется в вину ребёнку, пока он сам не совершил греховный поступок, хотя сам по себе малыш уже якобы имеет грехи, переданные ему от родителей. Служитель храма также поведал о стремлении православных христиан крестить детей во младенчестве для того, «чтобы они с раннего детства причащались святых христовых тайн, приобщались к церковным службам, исповедовались и находились под молитвенным покровом Церкви. Всё это благотворно действует на ребёнка, нивелируется действие родового греха, формируется правильное мировоззрение (курсив наш — Прим. ред.)…». Однако на деле крещению в раннем возрасте способствует религиозная пропаганда, которая, пользуясь своей монополией и государственной поддержкой, распространяет свои взгляды среди обычных граждан.

Не существует строгого правила о том, когда нужно крестить ребёнка. Но выработалась устойчивая традиция, и многие церковные служители настоятельно рекомендуют крестить ребёнка на сороковой день с момента рождения. По наиболее распространённой версии считается, что 40 дней после родов женщина пребывает в «нечистом» положении и ей запрещается вход в церковь, хотя официально установленного срока нет. При этом существуют определённые возрастные правила перед осуществлением таинства: «Если ребёнку нет 7 лет, ответственность за обряд ложиться на его родителей, именно они решают необходимость такового действия. Если же малышу исполнилось 7 лет, помимо согласия родителей, спрашивают и ребёнка. Если он не согласен, обряд отменяется. Если ребёнку исполнилось уже 14 лет, он сам вправе решать — быть крещённым или нет, поэтому согласие родителей не обязательно».

По этому поводу в нашем обществе нет единого мнения. Часть людей придерживается вышеописанных мнения и правил о возрасте ребёнка. Так в церкви Николая Чудотворца Брянской области в качестве аргумента в пользу раннего крещения детей мы услышали историю о том, что были такие женщины, которые приходили в церковь и рассказывали, что их некрёщеный ребёнок умер, например, в 10-месячном возрасте, поэтому они теперь плачут и не знают, куда там попало их чадо: в ад или рай. Вывод напрашивается сам собой — нужно крестить как можно раньше, дабы столкнувшиеся с горем родители вдобавок не винили себя за судьбу ребёнка в загробной жизни, в которую они приучены верить.

Другая, преимущественно малая часть верующих уверена, что крещение должно быть осознанным выбором человека в зрелом возрасте, когда он искренне верует и следует учению господа, поэтому не стоит заставлять детей совершать таинство в несознательном возрасте.

На наш взгляд, современные приверженцы указанного вероучения (сторонники раннего приобщения к церкви) подобными «рекомендациями» ограждают людей от гарантированной законом свободы совести, так как ребёнок в отличие от взрослого, как правило, не имеет достаточного уровня развития и миропонимания для добровольного и осознанного выбора в таком важном и ответственном вопросе, не говоря уже про младенцев. А вот Д. Осадчий, напротив, считает, что «ребёнок после полугода уже достаточно хорошо ориентируется в окружающей обстановке». Так, по наблюдению священника, во время крещения младенцы от полугода уже реагируют на происходящее с ними. Однако такими стараниями родных и священнослужителей — маленький гражданин нашего светского (согласно Конституции РФ) государства становится православным до того момента, когда сам сможет осознать этот факт. Ко всему этому добавляются не изжившие себя элементы царского законодательства, согласно одному из которых крещение — обязательно.

Хотя и в рядах священнослужителей есть те, которые понимают очевидное: ребёнок не в состоянии сделать осознанный выбор (а уж младенец — выбор как таковой). Поэтому, как правило, решение принимается за него. Подобным образом мыслит священнослужитель храма Георгия Победоносца г. Брянска, устанавливая только рамки принадлежности к какому-либо вероисповеданию:

Но если я православный, то почему я должен какой-то волею случая давать ребёнку другую веру? Протестанты против крещения. Поместные соборы говорят о невозбранении крещения. Протестанты отрицают это. Они хотят ребёнка-протестанта, и воспитывают. Если человек воспитывается в определённой семье — это уже за него сделали выбор.

Стоит отметить, что в задаваемых священнослужителями границах нет места выбору в пользу атеизма, ведь неверие в православии является страшным грехом, за который в нашей стране чуть более ста лет назад следовало уголовное наказание. Что ж… Если дела обстоят так, что яблоко от яблони должно упасть близко, то тогда почему наши «избранные народом слуги» так рьяно боролись и продолжают отстаивать хотя и законодательно не закреплённый, но запрет на воспитание молодёжи в духе коммунизма? Где он, наш сознательный, свободный выбор? Вопрос, конечно, наивен. И задавать его классу эксплуататоров не имеет смысла. А вот его антагонистам — наоборот.

Размышляя над вопросом, обывателю не следует бросаться из одной крайности в другую. Необходимо исходить из принципа разумности в сочетании с традициями и моральными устоями общества, в том числе — недавнего социалистического. А уж если одни люди настаивают, чтобы наши дети поголовно ударились в веру, то как следствие — другие, несогласные с таким общезагребательским подходом, будут противодействовать. Что и делают. Но всё же стоит признать — делают это вяло, разрозненно и порой безрассудно.

В дальнейшем необходимо обратить внимание на такой факт. Большая часть прихожан при посещении церквей и храмов общается не со священнослужителями, часто занятыми выполнением своих обязанностей, а с простыми работниками, например, со свечницами, сидящими в церковных лавках. Для написания этой статьи мы задавали им вопросы под видом обычных прихожан. И их мнения иной раз шли вразрез со словами священников. Одна такая работница заявила — Библию читать не нужно, так как батюшка говорит, что это не наша прерогатива, и простым смертным надо просто слушаться батюшку. Другая свечница и вовсе считает детей несущими ответственность за грехи родителей, от которых нужно очиститься как можно скорее. Третья — что нежелательно ждать, пока ребёнок вырастет и будет сам что-то решать, а все эти наши вопросы есть богохульство. Мы же, в свою очередь, не ставя перед собой цель — помочь религиозным учреждениям, укажем, что подобная «теоретическая подготовка» церковных тружеников нередко становится основным фактором формирования религиозного сознания граждан. Возможно, поэтому немалая часть людей относится к крещению как к пожизненному страхованию своих детей от болезней, несчастных случаев и больших бед.

При выборе места крещения люди исходят из определённых предпочтений: шаговой доступности церкви, её архитектурного содержания и внутреннего наполнения. Родственники, друзья и знакомые часто советуют определённого священнослужителя, о котором у них сложилось хорошее мнение. Но существенным определяющим критерием, влияющим на выбор места крещения, являются финансовые затраты, связанные с обрядовыми действиями.

В обществе широко распространено мнение о необходимости платы за крещение. Иерей Дионисий Осадчий разъясняет:

Цен за обряды в Церкви нет. Просто бывает так, что это выглядит как цена, потому, что в некоторых храмах даже висит нечто вроде прейскуранта. Но это не цена в прямом понимании этого слова, это ориентировочная сумма милостыни, которую мы оставляем на содержание храма.

То есть на ремонт, освещение, зарплата священникам и трудящимся там людям. Только вот уже протоиерей Брянского Кафедрального собора во имя Святой Троицы Сергий Рысин рассказал нам:

Во многих церквях есть фиксированная сумма, но в неё не входит покупка принадлежностей для обряда…

Для соблюдения таинства в церкви приобретаются такие предметы как свечи, крестик, иконка для будущего крещёного, свидетельство о крещении. При себе прихожане должны иметь белую рубашку для ребёнка, а для девочки и шапочку, для взрослого новокрещённого — белую сорочку, свои крестики, полотенце, женщины — головные платки. Если что-то у пришедших отсутствует, то это всегда можно приобрести в церковной свечной лавке. В некоторых храмах предлагают такую дополнительную «услугу», как видео и фотосъёмка таинства, но не воспрещают производить это и самостоятельно. Сумму пожертвования, согласно официальной позиции РПЦ, определяет сам прихожанин, исходя из своего материального положения.

Нередко в данном вопросе церковники взывают к совести, которая должна побудить прихожан отступить от «мирской жадности» по отношению к дому господа. Конечно, при таком воззвании нередко хочется воззвать в ответ, достучаться до совести некоторых представителей духовенства, которые позволяют себе элементы чрезмерной роскоши на фоне всеобщего обнищания населения.

Сумма милостыни в различных учреждениях складывается по-разному. На периферии, например, в церкви Николая Чудотворца предлагается совершить крещение при пожертвовании в сумме 1500 рублей. В данную сумму входят свечи и свидетельство о крещении. За именную иконку нужно пожертвовать 80 рублей. Брошюра-памятка «приходящему ко крещению», описывающая значение и порядок крещения — 100 «жертвенных» рублей, но её несложно найти и в сети Интернет. На взгляд опрошенных нами местных жителей, данная сумма является приемлемой. Однако, как выяснилось, сумма милостыни, необходимой для крещения, в разных церковных сооружениях может существенно отличаться, и в другом сельском приходе она уже превысила 4000 рублей. Это позволяет говорить о роли личностного фактора священнослужителя в формировании суммы добровольного пожертвования. Тревожно, что немалая часть людей полагает: для того, что бы бог оберегал ребёнка, не нужно жалеть никаких денег. Данный подход создает опасное чувство у верующих родителей, которые уверены, что сверхъестественные силы помогают беречь их чадо. Однако статистика детской смертности — вещь упрямая. Она показывает, что другом детей и их родителей является научно-технических прогресс.

Вопрос материальной жертвы имеет острое значение для малоимущих граждан. Но ради справедливости нужно отметить, что в некоторых случаях добросовестные священнослужители не просят пожертвования с людей с малыми доходами.

Мнение свечниц по жертвенному вопросу часто противоречит словам священников. Одни поясняют — жертвовать на храм нужно как можно больше, дабы не было потом стыдно. Другие при записи на таинство, взяв в руки калькулятор, называют нужную сумму, и не упоминают о добровольности милостыни.

Стоит напомнить, что согласно христианскому Священному писанию, Иисус Христос выдворял торговцев из храма:

И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.

Новый завет от Матфея.
Глава 21, строфы 12–13.

Сумма пожертвований на крещение может зависеть и от статуса церковного учреждения, его местоположения и чина священнослужителя. Но не всегда. Так, в Брянском Кафедральном соборе во имя Святой Троицы утверждают, что для этого нужно жертвовать всего до 1000 рублей. При этом протоиерей Сергий Рысин поведал о проводимых им предварительных собраниях с будущими участниками таинства, где объясняет прихожанам, «что они должны заплатить милостыню на храм, сколько смогут. Если денег нет, то нет ничего постыдного, если не заплатят. В нашей церкви нет фиксированного сбора и если семья бедная, то мы всегда дадим 2 свечки и проведем таинство».

В Москве, например, средняя сумма милостыни составляет от 2000 до 4000 рублей. Необходимо указать, что часто таинство крещение проводится в групповом порядке. Индивидуальные крестины обычно обходятся на порядок дороже.

Но не все православные имеют возможность пожертвовать нужную сумму и/или добраться до церкви, если она находится на значительном удалении. В связи с этим также возникают вопросы: возможно ли проводить таинство крещения вне церковного помещения и не священнослужителем? Одни православные обыватели отвечают на этот вопрос положительно, приравнивая таковое крещение к церковному при произнесении нужных слов и определённых молитв: «Крещается раб Божий (раба божия) (имя) во имя Отца, аминь. И сына, аминь. И святага Духа». Другие не признают таковое действие полноценным и рекомендуют обратиться к священнослужителю для восполнения таинства миропомазания, которое, по заверению последнего, заключается в «сошествии на прихожанина святого духа» путём мазания его благовонным маслом (миром). Церковнослужители в этом вопросе более категоричны. Вне стен дома господня они признают крещение лишь в экстренных ситуациях. Например, умирающий новорождённый ребёнок, к которому нет возможности доставить священника. Но если таковое дитя выжило, то его необходимо доставить в церковь для указанного помазания.

К удивлению, и священнослужители не всегда выражают похожие точки зрения. С. Рысин утверждает:

Можно крестить вне храма, но обряд всё равно должен проводить священник. Если причина уважительная, то может и обычный человек, но не из блажи. Если мать сама в речке светит своего ребёнка, то это не крещение, ей надо было ехать в другой город, где есть церковь.

Священнослужитель храма Георгия Победоносца выразил несколько иную точку зрения. По его мнению, крестить можно:

Хоть в болоте. И не только священник, но и любой человек может совершить это таинство в зависимости от ситуации. И даже мама в больнице может, если ребёнку грозит смертельная опасность.

Но «не войдёт в царстве божие тот, кто не крещён водой и духом святым».

С окончанием таинства не заканчивается процедура поддержания «новорождённого состояния». Современные священнослужители объясняют людям о необходимости в дальнейшем соблюдать церковную жизнь. Как указано на интернет-ресурсе Брянского Кафедрального собора во имя Святой Троицы:

А что должен сказать священник, если он видит после крещения, что человек не молится, и в храм не ходит, не исповедуется, не причащается? Он должен сказать: «Простите, но крещение хотя и совершилось, но, к сожалению, пока недейственно (выделено нами — Прим. ред.) в вас и пока вы не получите никакой пользы». Нет церковной жизни — значит, что-то не так.

Согласиться с таким утверждением трудно. Приверженцы православия далеко не всегда ведут церковную жизнь, предпочитая регулярному посещению церкви соблюдение необходимых обрядов на дому: молитва, омытие святой водой, исповедь перед богом и т.д. А если следовать указанной логике, то получается, что подавляющая часть крещёных людей со временем теряет данный им религией статус, и, как следствие, утрачивают защиту от болезней да сглазов, а в конце концов и право на «небесное спасение».

Таким образом, свободный выбор, совершать таинство или нет, всё ещё остаётся таковым (для взрослых, разумеется). Однако на фоне тотального падения качества и доступности светского образования растёт предложение, а местами и навязывание образования «духовного». И вот уже патриарх Кирилл со своей стороны заявляет о символическом финале атеистического образования.

Искусственно культивируемая тенденция прямо сказывается на сознании значительной части сограждан, которые, например, вместо упорного труда и борьбы за свои права выбирают смирение и терпение, вместо заботы о своём здоровье обращаются к молитвам, а взамен надежды на светлое будущее для себя и своих детей — уповают на райскую загробную бессмертную жизнь. Но, к сожалению, они не всегда осознают, что выгодоприобретатели современного маятника замечательно живут жизнью сегодняшней, земной и смертной, и как правило — грешной.

После победы контрреволюции в 1991 году массы трудящихся снова оказались в забитом положении (безработица, низкая заработная плата, плохие условия труда, ущемление их прав и урезание социальных гарантий). Всё это толкает людей искать утешение в «опиуме», которым «по сходной цене» они предрекают дорогу потомкам, всё больше забывая о выборе, который в 1917 году сделали наши предки.

Дмитрий и Любовь Данильченко.

Источники