Время чтения ~ 10 минут

Коммунизм и смерть духа

В начале года по блогосфере прошла волна рефлексии, касающаяся небезызвестного эксперимента американского этолога Джона Келхуна «Вселенная-25». Перепостом засветился товарищ Кассад, своё видение реальных целей эксперимента высказал товарищ Реми Майснер. «Победителю» было что сказать касательно результатов эксперимента — и того, насколько он согласуется с современной жизнью, и тем, какой она должна сталь благодаря социалистической революции. Однако цепь актуальных событий, на которые нужно было срочно готовить материал, заставили нас отложить статью об эксперименте в долгий ящик. Сейчас же, в неспешную, мертвую на инфоповоды летнюю пору самое время достать ее оттуда, чтобы читатель мог спокойно ознакомится с нею от начала и до конца, не отвлекаясь на шум из сети. По нашему мнению, эту сторону вопроса еще не освещал ни один блогер.

Суть эксперимента

Итак, кратко напомним, как развивались события в эксперименте, и к каким он привел результатам. В куб со сторонами два на два метра были помещены четыре пары мышей. При этом выхода из куба не было, но сам он был оборудован так, чтобы удовлетворить все мышиные потребности: внутри было установлено множество ёмкостей с водой, еды было, чтобы прокормить единовременно 9500 мышей, а отдельных норок — чтобы дать «кров» сразу для 3840 особей (впрочем, популяция не превысила значения в 2200 голов). Клетка было ограждена от любых естественных врагов маленьких грызунов, а ветеринары следили, чтобы ни одна болезнь не поразила популяцию. Даже температура была подобрана идеально, и поддерживалась в неизменном состоянии.

После обживания новой территории первопроходцами — так называемая стадия А — начался бурный рост популяции (стадия B). Количество мышей в баке увеличивалось вдвое каждые 55 дней, но в какой-то момент скорость удвоения сильно замедлилась и стала составлять уже 145 дней. Эта стадия получила индекс «С». С её наступлением стали происходить интересные события: рост популяции остановился, взрослые особи, чьи жизни не уносили ни болезни, ни голод, ни естественные хищники, заняли все ниши в примитивной социальной иерархии мышей, поставив молодое поколение вне системы. Отверженные были изгнаны в центр куба, где создали своё контрсообщество со своей контркультурой. Именно в нем стало распространятся девиантное поведение — отверженные стали практиковать гомосексуализм и агрессивно себя вести. Так, например, происходили нападения на самок мышей с детьми, которых, что интересно, изнеженные самцы отныне совершенно не защищали. Самки же изгоев своих детей убивали и даже поедали, хотя в отсутствии проблем с пищей это не имело никакого смысла. Именно эту стадию сам Келхун назвал «Смертью духа», то есть стадией, при которой общество теряет какие-либо причины, чтобы сопротивляться смерти. Четвертая стадия (D) характеризуется появлением сословия «красавцев»: поколения изнеженных мышек, чьи инстинкты с рождения сведены к самым примитивным проявлениям — сну, еде и справлению нужды. А еще по забавному совпадению — усиленному слежению за чистотой шёрстки. «Красавцы» не занимались хоть сколь-нибудь сложной деятельностью — ни попытками стать лидером или хоть как-то продвинуться в иерархии, ни борьбой за какое-либо удобное место или самок (оттого-то они и оставались «красавцами», не имеющими следов от укусов на хвосте или выдранных в борьбе клоков шерсти). С самками, кстати, они и вовсе не спаривались — даже примитивный механизм ухаживания для них казался слишком утомительным, а потому они предпочитали лишь есть, спать и чистить шёрстку. Коллеги Келхуна даже пробовали пересаживать красавцев в другие клетки, надеясь, что пустота и необжитое пространство заставят включиться механизмы размножения в их головах — но всё тщетно.

Эксперимент был остановлен после того, как в кубе осталось в живых только чуть более 100 мышек «красавцев» преклонного возраста, неспособных даже физически принести потомство. По словам Келхуна, подобный эксперимент был повторен им неоднократно, и всегда с одинаковым результатом.

Вселенная-25 и общество потребления

Даже такого поверхностного знакомства с данными эксперимента достаточно, чтобы заметить бросающиеся в глаза совпадения с поведением людей в современном зажиточном западном обществе. И это действительно так. Достаточно привести в примеры появление во второй половине ХХ века молодежных субкультур или шире — вообще «контркультур», распространение в западном обществе гомосексуализма, попытки легализовать педофилию, зоофилию, распространение эвтаназии, и даже настоящее детоубийство (смотрите пробросы итальянских ученых Альберто Джиубилини и Франческо Минерва в стиле окон Овертона о допустимости усыпления детей в возрасте до двух лет в связи с якобы несформированной в этом возрасте личностью, не способной иметь желания, а значит неспособной испытывать страдания от лишения жизни как возможности эти желания реализовывать). Каждый может запросто припомнить репортажи про западную молодежь, которая сидит дома без работы и сходит с ума от скуки (пособия никто не отменял), а потом встает под флаги различных радикальных течений от ЛГБТ и чайлдфри и до джихадизма и экотерроризма. Также в качестве конкретных примеров можно легко найти интервью и даже видео с западноевропейскими женщинами, подвергавшимися нападению со стороны преступников, которых никто из местных мужчин даже не пытался остановить, имея порой в своём распоряжении отличную физическую форму и даже численное преимущество.

Многие читатели могут указать, что человек обладает гораздо большим числом потребностей, не все из которых сводятся к потребностям физиологическим, а значит, результаты эксперимента не могут быть полностью применены к человеческому обществу. Так, во всем известной пирамиде Маслоу верхние ступени занимают потребности в уважении, знаниях и саморазвитии. Однако эффективность общества потребления как раз и заключается в том, что оно убирает в человеке любые желания в реализации высших потребностей, усиленно внушая ему, что счастье в удовлетворении именно и только самых базовых «вещественных» потребностей (от тапочек до вилл с яхтами), широкий выбор реализации которых и предлагает рынок.

Однако тут же возникает вопрос о том, зачем тогда стремиться к коммунизму, если он, предлагая ЯКОБЫ удовлетворение растущих потребностей трудящихся, приведет к той же «смерти духа»?

И вот здесь нужно тщательно рассмотреть эту проблему, ибо в ней и сокрыта ключевая разница в плане развития капиталистического и коммунистического обществ.

Во-первых, стоит сказать, что лозунг об удовлетворении растущих потребностей трудящихся не является подлинно коммунистическим. Он был брошен Хрущевым после смерти Сталина, и именно с этого лозунга начинается отсчет до гибели Советского Союза. В принципе, после провозглашения этого лозунга вариантов развития событий могло быть два.

В первом варианте (который и произошел) СССР, изначально строившийся с другими целями и задачами, вынужден был вступить в гонку со странами, уже десятилетия назад сформировавшими потребительские общества. При этом в качестве критериев успешности в гонке слепо использовались западные мерки и стандарты, а любые иные достижения (которыми обладал СССР и не обладал Запад) в гонке не учитывались, и казались широким слоям советского населения самими собой разумеющимися. Например, в 80-е годы любая западная страна казалась невероятно привлекательной, если там открыто продавались джинсы, кола и видеомагнитофоны. При этом никого не интересовало, что там же, не имея полиса медицинской страховки, можно умереть без врачебной помощи прямо на пороге больницы, или что там же целые районы охвачены эпидемиями наркозависимости.

Второй сценарий приводил бы к точно такому же потребительскому обществу, которое сформировалось сейчас в странах Северной и Западной Европы, со всеми вытекающими, сходными с проблемами, известными по опыту «Вселенной-25».

Однако, как мы уже ранее сказали, и сам лозунг, и его последствия не имеют ничего общего с коммунизмом. Цель построения коммунистического общества правильно звучит так:

Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Владимир Ильич Ленин
Программа Российской коммунистической партии (большевиков)

И в этом коротком лозунге — ключевое различие как с хрущевским тезисом, так и с целями построения капиталистического общества. А значит и последствия у программ, основанных на этом и предыдущих лозунгах — разные. Более того, коммунистический лозунг в своей сущности предотвращает возможность срабатывания сценария «Вселенной-25». Объясним почему.

Поскольку коммунизм видит целью своих усилий всестороннее развитие всех членов общества, то результатом своих усилий он неминуемо получает увеличение интересов этих членов общества, а значит и их потребностей. Так, безграмотному крестьянину (ну или современному человеку, оскотиненному до такого состояния) не интересны звезды, и он вполне доволен наваристыми щами/новым смартфоном/модной шмоткой. Безграмотному же крестьянину, узнающему про все тайны мира еще на этапе получения обязательного бесплатного школьного образования, невозможно будет оставаться в полном спокойствии, не желая узнать, что скрывается под поверхностью ледниковых озер/каково это — парить в невесомости/как построить самодостаточный город за полярным кругом, и так далее. Коммунизм не отрезает высшие ступени пирамиды Маслоу, он хватается за ее кончик и вытягивает вверх. Таким образом, происходит эффект, описанный греческими философами — чем больше в шаре воздуха (знаний), тем больше воздуха (неизвестного) касается его внешней поверхности. А поскольку коммунизм прилагает усилия для развития личности, этот шар будет увеличиваться всё дальше и дальше.

Еще одной уникальной особенностью, вытекающей из подлинной цели коммунизма, является отношение к труду как к праву и ВНИМАНИЕ (!) — потребности! Вспомним, что в феодальном и капиталистическом обществе труд — это тяжелая необходимость (Бытие 3:19: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься») для удовлетворения самых низменных вещественных потребностей, покрыв которые, человеческая личность начинает стремительно деградировать за неимением потребностей более высокого уровня. При коммунизме труд не только является инструментом для покрытия потребностей низкого порядка, но и инструментом развития личности, инструментом по формированию потребностей. Именно поэтому по конституции СССР каждый имел право на труд, а по конституции РФ труд свободен.

Сравним:

Конституция СССР. Статья 40.

Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Конституция РФ. Статья 37.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Пока у власти в СССР оставались люди, чьей высшей жизненной целью было не потребление, а развитие и постоянное увеличения благосостояния всех членов общества, происходила постоянная генерация качественных (то есть разноуровневых по ступеням Маслоу) общественных потребностей, двигающих общество вперед.

Когда им на смену постепенно пришло поколение, выращенное в извращенной хрущевской парадигме удовлетворения вещевых потребностей, СССР совершил шаг в пропасть.

Итог

Эксперимент «Вселенной-25» дает неутешительный прогноз судьбы человечества, погрязшего в вещизме и, словно ленивые «красавчики», не желающего карабкаться по ступеням потребностей от низших к высшим. А потому должен быть тщательнейшим образом проанализирован и понят как в целом в нашем обществе, так и в коммунистическом движении в частности.

Вопрос о мотивации и цели приложения человеческих усилий критически важен. Чтобы вести массы к светлому будущему, мы должны чётко и ясно осознавать, что нам следует ревностно следить за тем, чтобы в первую очередь между собой мы не ударялись в вещизм, чтобы никто не подменял ключевые лозунги, не вносил в наши идеи и задачи информационных вирусов, способных впоследствии погубить наше новое Социалистическое Отечество. Помните об этом — и мы выйдем победителями.