Время чтения ~ 15 минут

Удивительный мир Ильи Варламова. Миф или да?


Неэффективно, убого, уродливо, несостоятельно… вот лишь часть тех устоявшихся клише, коими потчуют аудиторию блогосферы различного рода антисоветчики (от либертарианцев до родноверов) применимо к первому в мире социалистическому государству рабочих и крестьян.

Ярым борцом с «удавкой совка» на шее русскАго народа в сфере архитектурно-градостроительной болтовни всея Руси является Илья Варламов. Человек, не запроектироваший ни одного здания и носящийся со своим дипломом МАРХИ, как с писанной торбой, не оперируя сколько-нибудь адекватной статистикой, регулярно рассказывает своей аудитории про благоухающие Европы и всякий раз обильно поливает известной субстанцией социалистическое градостроительство и архитектуру в СССР.

Основной пропагандистский прием Ильи — манипуляция фактами путем замешивания вырванного из контекста правдивого случая на известной субстанции из лжи и подтасовок. Так, наш неполживый блоХер, заявляет: «все в совке при палаче-Сталине жили в бараках, рабами пахали за плошку риса, вонючий совок не давал денег на жилищное строительство, не то что в благоухающих Германиях… вместо того, чтоб строить правильное европейское жилье, строили свои сраные заводы…» и так далее. Но постойте секундочку. Разве не эти самые заводы позволили дать по зубам фашистскому монстру, уничтожить его в его же логове и отстроить заново после разрушительных бомбежек за немыслимые ПЯТЬ лет 1710 городов, восстановить разрушенные 117 млн м2 жилой площади, в том числе 47,6 млн м2 в колхозах? Нужно помнить, что, например, на Мурманск было сброшено 185 тысяч бомб, а от Минска осталось не более 70 построек. Фашисты убили свыше 27 млн человек. Имущественные потери СССР составили около 30% всего национального богатства страны. Сталинград, Севастополь и многие другие города были практически стерты с лица земли.

Как считаете, эффективно ли проявило себя соцгосударство, отстроившее после самой сокрушительной в истории человечества войны полстраны заново?! В том числе перепланировав города так, что там появились и канализация, и водопровод (о чудо, в РКМП это была диковинка, старые города не имели такой роскоши, разве что особо крупные, такие как Петербург и Москва). Или нужно было подождать эффективных инвесторов, ипотеки под 3% в то время, когда страна лежала в руинах? А может лучше сразу баварского бахнули бы? Ведь Илья на полном серьезе порицает индустриализацию 30–40 годов. Говорит, что дома как в европах надо было строить… такие нынче топовые блогеры, других не завезли.

Севастополь. 1944 год . Фото Евгения Халдея/ТАСС

Но вернемся в историю. Оценим то наследство, которое досталось СССР от РКМП и выясним реальные причины жилищных проблем. Ведь Илья очень переживает за экспроприированные жилые площади, следуя логике незабвенного профессора Преображенского.

Тут надо заметить, что Варламов переживает за родной ему класс. За буржуазию, за мещанина, чья хата всегда с краю и всегда всенепременно «честным трудом заработана, не то что у быдла всякого, которое только и может отнимать да делить, отнимать да делить». Так вот. В начале двадцатого века российские рабочие ютились в сырых и холодных земляных постройках и казармах с лежанками и полатями, по два-три человека на каждую кровать. Ни о какой санитарии речи не шло вообще. Клопы, вши, паразиты, вонь и безнадёга — вот спутники трудящегося человека, того, кто создавал богатства квартировладельцам, о которых так печётся наш светоч демократии и прав личности. Доходные дома с далеко не идеальными условиями жизни были роскошью. В 1912 году 24 500 малогабаритных квартир в Москве вмещало невероятное число людей — 325 тысяч. Привет Илюшиным возмущениям сталинскими бараками и коммуналками!

В том же самом городе были расположены особняки дворян и дома буржуазии, в каждом из которых проживало по одной семье. Живи Илюша тогда, он бы всенепременно прогулялся по тем районам и написал в местный ежедневник статью о «красивом районе Петербурга», восхищаясь «атлантами» того времени. Согласно специальному расследованию, проведенному в Санкт-Петербурге в 1908 году, только 40% рабочих текстильной промышленности жили в отдельных комнатах; остальные ютились в переполненных бараках, где у них были койки. В среднем рабочая семья имела в распоряжении около 3 квадратных метра жилой площади. И это в Санкт-Петербурге, где рабочие жили в относительно лучших условиях, чем в иных местах. В 1914 году, в то время как 5 тыс удобных квартир пустовало в центре Москвы, в городе и пригородах находилось 27 тыс квартир–спальных комнат, где помещались только отдельные кровати. Учитывая, что более 300 000 человек жили в таких помещениях, можно предположить, что в каждой комнате находилось в среднем около десятка человек. (Не напоминает условия жизни гастарбайтеров?) Такое положение досталось большевикам, а в придачу — разрушенная строительная отрасль, технологическая блокада и постоянные попытки интервенций. И, согласитесь, в таких условиях и экспроприации жилых помещений в пользу нуждающихся, и строительство бараков там, где нужно было штурмом поднимать промышленность и общественные бани с нужником на улице — это жизненная необходимость, а не прихоть тупых совков. Но Илья бы предпочел стать абажуром, или куском мыла, когда к нему явились бы просвещенные европейцы, в стране счастья, где только лишь прекрасные дома и никаких вонючих заводов… выпускающих танки, самолеты, плавящих руды и производящих электроэнергию…

Спальня рабочего общежития в дореволюционной России. Раменское.
Гостиница для рабочих в здании бывшего стеклянного завода. Санкт-Петербург, ул. Глухоозерская, 4. 1909 год.
Барак для семейных рабочих в Красноярске. Конец XIX – начало XX века. Бараки или казармы простейшего устройства сооружались на переселенческих пунктах, золотых приисках, при городских промышленных предприятиях. Относительная обширность бараков объяснялась значительным числом жильцов. Теснота, темнота, отсутствие свежего воздуха способствовали развитию многих болезней, особенно среди детей.

Еще один вредный миф — что только лишь деревянные бараки строили для «рабов режЫма». Но как бы не так. На бараки в общем городском жилом фонде в 1952 году приходилось 18 миллионов квадратных метров. Почти четыре миллиона граждан СССР в 1952 году жили в бараках. Это, безусловно много, но это никак не полстраны. А учитывая катастрофический урон, нанесенный СССР фашистскими бомбардировками, картина вырисовывается и вовсе не такой мрачной, как рисует нам её своей широкой кистью Илья.

Там, где была возможность, с первых лет строили и рабочие районы, и каменные дома. Вот один из таких районов в Кировском районе Ленинрада, памятник отечественного конструктивизма: просторные дворы, ансамблевая структура, хорошее по меркам того времени жилье. Помимо прочего в районе имелись и клубы рабочих, и школы, и общественные бани. Учёба, чистота и новая жизнь, вот, что ждало детей рабочих в новом соцгосударстве. Для них строили красивейшее метро, новые проспекты (в которых жили, конечно, исключительно (сарказм), партийные руководители, не то что нынешние, всё больше по заграницам).

Жилой район для рабочих. Ленинград, Тракторная улица. 1927 год.
Жилой массив. Ленинград, Тракторная улица. 1927 год.
Школа им. 10-летия Октября. Ленинград, Проспект Стачек, 5. 1927 год.
Дворец культуры им. А.М. Горького. Площадь Стачек, 4, 1927 год.
Кировский райсовет. Ленинград, Проспект Стачек, 18. 1934 год.
Дом технической учебы. Ленинград, ул. Ивана Черных, 4. 1932 год.
Ушаковские бани «Гигант». Ленинград, ул. Зои Космодемьянской,7. 1930 год.
Профилакторий Кировского района. Ленинград, ул. Косинова, 19. 1930 год.

Разве могли рабочие при старом режиме мечтать о школе с обсерваторией для своих детей? Но Илюше плевать на рабочих. Изо всех щелей из него лезет мещанин, которому ближе к телу своя рубаха и совершенно другой класс.

Еще один замечательный тезис Варламова — что, дескать, кровавый урод строил хоромы для номенклатуры и бараки для рабов, но пришел Хрущев (как будто он куда-то уходил при Сталине) и всех расселил. Но тут, вероятнее всего, Илюша проявляет присущее ему невежество. Ведь решение о массовом типовом строительстве из крупнопанельных элементов было озвучено еще при жизни Сталина. Более того, уже в конце сороковых были выстроены первые экспериментальные каркасно-панельные дома.

Первые каркасно-панельные дома. Москва, близ Хорошевского шоссе. 1949 год.

К тому же возводились хрущевки не из воздуха а — ВНИМАНИЕ — из, элементов, созданных на ненавидимых Ильей заводах ЖБИ. Более того, нерасселённые бараки же явились примером очередного волюнтаристского перегиба Хрущева. Приписав себе достижения всего народа под руководством Сталина в деле поиска оптимального для того времени жилища, наказав невиновных ни в чём архитекторов сталинской поры «за украшательство», Хрущев своим популизмом лишь нанес репутационный ущерб СССР. Но, как и подобает либералам, Варламов ругает Хрущева чуть меньше чем «кровавого палача». Ведь «Хрущев хотя бы попытался решить жилищный вопрос». Хотя некоторые претензии мне непонятны: машины, груженные плитами, портили дороги. Извините, а бетономешалки не портят дороги? а машины, груженные кирпичом, как-то иначе влияют на дорожное покрытие? Не так, как машины груженные плитами? Это заезженный либеральный миф из 90. К нему еще добавляли «а обратно машины, выгрузив плиты, ехали пустыми. Опять же, а выгрузив на стройплощадке кирпич, стеклопакеты и прочее машина обратно везет — что? С логикой у господ либеральных архитекторов (впрочем, далеких от реального проектирования) явная беда.

Но тем не менее — да, были перегибы с уплотнением индивидуальных квартир, да, не всё проходило гладко. Но важно понимать, что по состоянию на 2015 год Россия на 2% живет в дореволюционных домах, на 72% в домах советского времени и на 26% в домах постсоветского времени.

https://burckina-faso.livejournal.com/1527935.html

Даже опуская тот факт, что развиваются теперь лишь города-миллионники, в новых районах не хватает школ, больниц, детских садов, они перенаселены и лишены должной инфраструктуры, сверхэффективные буржуа более 23 лет не могли достичь темпов строительства советского времени. А учитывая все нарастающий кризис — объемы строительства будет неизбежно снижаться.

https://burckina-new.livejournal.com/1438835.html

И это естественно, потому что капитализму не нужно решать жилищный вопрос, ему нужно втридорога продать максимально дешевую квартиру и извлечь сверхприбыль из простого рабочего. Миллионы квадратных метров будут пустовать, но цена на жилье будет настолько высокой, что выплачивать ипотеку придется полжизни. Более того, строительство жилья для буржуя не обременено ни созданием рабочих мест, ни строительством школ и детских садов. Только метраж, только прибыль! И при всей этой эффективности, о которой так печется Илюша, Россия более чем на половину живет в домах советского времени. Вот уж действительно эффективный экономический уклад пришел в РФ в 1991 году. Единственная проблема. В стране социализма демографические показатели были не в пример сегодняшним. Даже учитывая колоссальную «яму» 1941–1945 годов, неэффективной оказывается современная капиталистическая экономика постсоветских республик.

Но не будем излишне останавливаться на РФ и СНГ. Как известно: «из-за совка головного мозга мы все ничего не понимаем в правильном капитализме». Что же там у истинных носителей демократии, либертарианства и свободного рынка? Блогер-архитектор всея Руси часто посвящает нас в красоты дивного зарубежья. Стильные дома, роскошные набережные. Красота. Но это витрина, за которой гнилое нутро. Так, эффективным в Южной Корее (любимой стране наших либертарианцев и поборников невидимой руки в 90-е годы) является такое решение жилищного вопроса:

https://www.instagram.com/p/BE-CWJcORxz/
https://www.instagram.com/p/BH2UUYyDbkS/
https://www.instagram.com/p/BFzTorhOR5j/
https://www.instagram.com/p/BFWivGyOR3n/
https://www.instagram.com/p/BFnq6xyuR9Y/
https://www.instagram.com/p/_DuGlfuR9D/

Комната в 4 м2 с удобствами в конце коридора, для беднейших слоев населениях (трудящихся, кстати). И за такое жилье, разумеется, трудящиеся должны платить (сейчас около 186 долларов или 169 евро) в месяц за аренду комнаты. Вот уж действительно тот момент, когда простые студенческие общаги кажутся хоромами.

Хотя к подобному идеалу стремится и эффективный российский застройщик. Так, в Москве на рынке недвижимости с легкостью можно обнаружить предложения по покупке студии площадью 17 м2 за 3 млн руб. Но Варламов расскажет нам про низкие потолки в хрущевках… Кстати, а каково было массовое жилье в менее пострадавшей от войны Европе? Например в Англии? Как там жили работяги? А вот примерно так:

Глазго, 1971. Вид на многоквартирные дома внутри дворов.
Глазго, 1970. Ребенок в сырой квартире полузаброшенного многоквартирного дома.
Брэдфорд, 1970. Толкая коляску по ужасной дороге.
Ливерпуль, 1969. Мать и дочь в своей квартире, расположенной в подвале.
Ливерпуль, 1969. Подвальная кухня в многоквартирном доме.
Ньюкасл, 1971. Семья в трущобах, где она живет.
Ньюкасл, 1972. Хозяйка на кухне.
Лондон, 1972. Импровизированная кухня на лестнице дома в Брикстоне.

Довела советская власть. Самое страшное, что она довела и Лондон, и Ливерпуль, и Бирмингем, и Манчестер, и Глазго, и Ньюкасл. Вот ещё Великобритания и Франция 1960-1970-х годов.

А как обстоят дела с жилищным вопросом в современной Европе? США? Все ли имеют свой мещанский раёк? У всех ли рыльце в пушку, а тельце в хлеву? Как бы не так. «Бездомность растёт в Европе, достигая рекордных показателей почти во всех государствах — членах ЕС». Так, например, число бездомных в Австрии увеличилось на 28% в период между 2008 и 2014 годами, во Франции их число выросло на 50% в период с 2001 по 2012 год, в то время как в Германии этот показатель возрос до 35% в период между 2012 и 2014 годами.

Самая напряжённая ситуация с бездомными складывается в столицах и самых крупных городах европейских государств, таких как Лондон, Париж, Вена, Брюссель. В Копенгагене, например, бездомность среди молодёжи возросла на 75% с 2009 года, в Варшаве с 2013 года количество людей без крыши над головой увеличилось на 37%, а в Афинах каждый 70-й человек является бездомным. При этом большинство из них потеряли крышу над головой после 2011 года.

В 2008 году в США насчитывалось от 664 тыс. до 1,6 млн бездомных человек, по сравнению с 2007 годом отмечен рост количества бездомных семей на 9%, что явилось следствием экономического кризиса в США.

В Евросоюзе 4,5 миллиона человек не имели крыши над головой в 2014 году (при том, что 11 миллионов жилых помещений пустовали). Пару лет назад в богатом Мюнхене 6000 человек из 536-тысячного населения оставались без жилья.

Поистине, эффективная система. Для буржуев.

Отличный канал по теме. « Невидимые люди»: https://www.youtube.com/channel/UCh4pyZUB0mNzieaKv831flA

А вот замечательный ролик товарищей:

За 75 лет СССР, говоря честно, практически решил главное — жилищный вопрос. За 30 лет в РФ, при отрицательной демографии, 72% жилья советское. А новое сверхуплотненное — в руках барыг, которые продают его в ипотеку или сдают за огромные деньги. При этом по данным за 2018 год — четверть новостроек в Москве пустуют. Капиталистическая эффективность. Блогер орет с пеной у рта: «совки настроили гетто-районов». Но это ложь. Да, они не идеальны, это естественным образом устаревшее жильё, его, как минимум, строили в прошлом веке. Но в гетто его превращают не монотонные дома, а отсутствие мест приложения труда. И это плод 30 лет неолиберальных рыночных реформ. То есть экономическая политика, порождающая и т.н. «джентрификацию», и вырождение большинства населения страны. Особая логика либертарианца-рыночника — ставить в вину архитектуре социальные проблемы.  Непрестанная «охота на ведьм», поиск козла отпущения, которому можно было бы вменить в вину современные проблемы. И ведь находят же! Во всем всегда виновным оказывается руководство Советского Союза, ведь любому ослу ничего не стоит лягнуть мертвого льва. Но за 30 лет ни Варламов, ни ему подобные «атланты» не сделали ничего подобного из того, что сделала нищая и разрушенная страна за первые годы советской власти.

Холуй буржуазии всегда будет говорить, каким убогим было социалистическое государство. Это его хлеб, его жизненная потребность. Холуй будет кричать с пеной у рта, что социализм мёртв и, подобно трупным опарышам, будет питаться плотью этого трупа, поощряя и деиндустриализацию, и джентрификацию и пролетаризацию народных масс. Не позволяй себя обманывать, помни, все наши — это мы.

Источники