Старая историческая общность
Наступила трагическая дата — 25 лет со дня гибели СССР. Однако сегодня хочется не поговорить о причинах, породивших катастрофу, не поспорить о точной датировке «начала конца» (предательство правительства по отношению к рижскому ОМОН, акт независимости РСФСР, неудачный августовский путч или Беловежские соглашения), а вспомнить о том, какой феномен Союз ССР породил на свет. Речь о «советском человеке».
Антисоветская интеллигенция, как на подбор оказывающаяся говном нации, дала этому феномену презрительное наименование «совок».
Эдакий собирательный образ плутоватого, вороватого (тащащего с завода каждый гвоздь), не верящего в декларируемые идеалы человека с нравственно убогим мирком, обывателя внутри души и квартиры. Уже в послесоветское время был придуман еще один саркастический термин — «НоВиОб» (от Новая Историческая Общность) — который помимо прочего должен был подчеркнуть безродность «советских общечеловеков», а также их жизнедеятельность во благо «дружбанародии» и в ущерб национальным интересам народа русского (по этой логике, очевидно, также и других народов, что русские националисты, эксплуатирующие этот термин, пытаются не замечать).
Союз, однако, развалился, и «советский человек» ушел в историю вместе с ним, став исторически общностью «старой».
Новые же (по отношению к «совкам») Исторические Общности — те самые русские, украинские, грузинские, прибалтийские, узбекские, таджикские и прочие нации — и невооруженным взглядом обнаруживают в себе столь сильные черты деградации, что непонятно, к чему было так рьяно оскорблять Советского Человека. Так, тогда воровали по гвоздю и без ущерба предприятию, а теперь воруют предприятиями и месторождениями в ущерб целым странам. Могли смошенничать в поезде при игре в шахматы с доверчивым попутчиком (само существование которых демонстрирует уровень безопасности в обществе), а теперь пилят бабки на строительстве целых технопарков, которые не производят НИЧЕГО. Многие не верили в идеалы коммунизма, при этом оставаясь в определенной степени порядочными людьми, а теперь не верят ни во что, кроме денег, совершенно оскотинившись за дикие 90-е. Ну а на место скромного обаяния мещанства пришла мода на то, чтобы кичиться богатством и положением в обществе в стиле африканских вождей. И все эти черты распространены в вышеперечисленных обществах абсолютно, ограничиваясь лишь коррупционным потолком (так, в Прибалтике просто нельзя столько украсть, чтобы вести себя как король Занзибара). Что же касается национальных интересов, которые новые исторические общности декларируют, то они ограничиваются этно-культами в стиле «весь мир раскрасим в цвета вышиванки (косоворотки/тюбетейки и так далее — нужное вставить)». При этом в точности по заветам Гитлера народами это не ограничивается — в каждом из них начинают откапывать и культивировать фракции, которые тут же получают комплекс исторической обиды на ближайших соседей, и само собой — на Россию. Кстати, это же происходит внутри нашей страны: все эти псевдонации — поморы, ингерманландцы (не путать политических ингерманландцев с финно-угорской народностью ингерманландцев), сибиряки и прочие уральцы — любую мелочь возводят до уникальной культурной метки, и жутко ненавидят «Московию».
При этом кукловоды всюду действуют одинаково: тебе без проблем разрешат изучать коран или библию, плясать в ансамбле с трещотками и гармошками, облекаться в вышиванки, водить марши ветеранов СС/УПА или собирать консилиумы на тему «Является ли свастика исконно славянским символом?». Однако стоит тебе поднять вопрос о достойной жизни, пользе обобществления украденной народной собственности и природных ресурсов, о возвращении к тропе прогресса, — как к тебе непременно заглянут на чай СБУ, ФСБ, Бюро по защите Конституции или «племянники» какого-нибудь среднеазиатского царька.
Однако о «замечательных» чертах постсоветского человека, истинного «НоВиОба», мы немного поговорили. Теперь же хочется выяснить, чем же в действительности отличился советский человек, понять, стоило ли молодым нациям выдавливать его из себя по капле, — или всё же принадлежность к нему есть лучшее, что было с ними за всю их историю.
1. Язык
Официальным языком Советского Союза был русский язык. Именно при СССР (а не при хрустобулочной РИ) русский язык стал полноправным хозяином пространств от Бреста и до Владивостока, от Мурманска и до Душанбе. Более того, именно в ту эпоху русский язык становится важным международным языком в странах соцлагеря и молодых постколониальных демократиях по всему миру, обретает статус одного из языков ООН.
При этом национальные языки не только не зачахли, но получили мощный импульс развития именно при СССР. Не говоря уже о том, что часть языков получила свою азбуку и сформулированные правила именно в советскую эпоху.
Сегодня же ситуация выглядит удручающе — количество людей, владеющих русским языком, в мире сократилось более чем на 50 миллионов человек и составило на 2010 год всего 260 миллионов человек (в 1990 году — 312 миллионов). При этом стал исчезать феномен русскоязычной элиты — когда политики, ученые и культурные деятели со всей Восточной Европы, половины Африки, Азии и Латинской Америки могли общаться на русском. Похожая ситуация деградации произошла и с другими языками. Прибалтийские народности, испытывающие чудовищный отток молодежи, рискуют полностью потерять свой язык. Украинцы, проводящие политику жестокого террора по отношению к русскоязычному де факто большинству, рекордно уменьшают численность населения страны, рискуя остаться с маленьким локальным языком, эдаким «еще одним словацким». Страны Средней Азии, несмотря на бурный рост населения, не могут похвастаться великими литературными изысками из-за экономически тяжелого положения, заставляющего жителей выезжать за рубеж, думая в первую очередь о хлебе насущном.
В качестве итога можно констатировать, что именно пребывание народов в проекте «Советский человек» позволяло полноценно развиваться русскому и другим национальным языкам, а значит русской и другим национальным культурам.
Более того, быть полноценным «советским человеком» означало априори владеть несколькими языками, а значит оказывать синергетический эффект на развитие национальных культур. Кстати, пора перейти и к ее обсуждению.
2. Культура
Советский проект был абсолютно модернистским явлением. Переосмысливалось всё — от архитектуры и живописи до музыки, поэзии и этики. Что-то при взгляде из дня сегодняшнего кажется нам чересчур смелым, что-то странным или диким (например, как раздутые ныне истории с коммунами, обобществлявшими женщин). Впрочем, подобные явления не имели массовой распространенности и отмирали как особи с неудачными для выживания мутациями. К 30-м годам ХХ века (времени наступления настоящего социализма) положение дел устаканилось. При этом возобладавший модерн позволил начать систематическое изучение собственной истории, материальной и нематериальной культур, ибо изучающий субъект (модернистская Россия) оказался вне системы изучаемых объектов (традиционной России и иных царств/княжеств/ханств). Именно тогда расцветает археология, лингвистика, филология — как русская, так и союзных стран. Именно тогда в ответ на свежие данные из этих областей появляются шедевральные киноленты и книги.
Советский человек становится человеком, широко разбирающимся в искусстве, культуре и истории своей страны и окружающих ее земель и народов. Именно поэтому нам до сих пор кажется странным, когда американские фермеры и рабочие совершенно не знают мира, в котором живут. Впрочем, тут стоит остановиться на образовании подробнее.
3. Образование
Одним из бесспорных достижений советской власти является всеобщая грамотность. Как бы ни тужились адепты хрустобулочной России, но факт остается фактом — русский человек в массе стал грамотным именно при СССР. А став не только грамотным, но и хорошо образованным, он отправился в самые далекие и труднодоступные районы бывшей Российской империи просвещать союзные народы. Поэтому к моменту официального объявления Хрущевым появления «новой исторической общности Советского Народа» (1961) из школ и техникумов Кавказа из Средней Азии уже стали массово выходить профессиональные рабочие и инженеры, которых подготовили сыны и дочери еще недавно безграмотных русских крестьян.
Безусловно, не стоит идеализировать советское образование, или утверждать, что все советские учащиеся были сплошными отличниками. Однако советское образование имело «большой угол освещения», являясь базой, позволяющей создавать из вчерашнего школьника или студента специалиста самого широкого профиля, а не только «мастера по лампочкам», неспособного починить розетку. И именно это качество позволяло лучшим ученикам проявлять невероятную для западного изобретателя гибкость ума. Таким образом, одной из характерных черт советских людей становилась всеобщая эрудированность, практическим проявлением которой становилась повсеместная смекалка. При этом, пока Хрущевым не была извращена цель существования СССР, которая подняла на знамена лозунг «Догоним и перегоним Америку!» (де-факто провозглашение культа потребительства), смекалка не была столь четко ассоциирована в народном сознании с качеством, позволяющим «добыть дефицитной колбасы» (не будем останавливаться на реальности такого «дефицита»), но была качеством, позволяющим легче решать сложные организационные, конструкторские и технические вопросы.
4. Законность
Антисоветская пропаганда часто рисовала советского человека довольно аморфным созданием, не осмеливающимся бороться за свои права и выходящим на митинги лишь по разнарядке. К счастью, в последнее время столь «важная способность» как выходы на митинги «по поводу и без» в нашем народе сильно скомпрометировалась доведенными до абсурда «проявлениями свободы», такими как Майдан или прочими митингами/шествиями на Ближнем Востоке, ничуть не сменяющими форму власти, но лишь заменяющими одни говорящие марионетки на другие.
И тут важно осветить такую черту советского человека, как его отношение к закону. Советский человек был человеком, уважающим закон настолько, насколько вообще мог быть. В этом плане абсурдным выглядит оскорбление либералов, называющих советских людей «аморфными» лишь за то, что те не выходят по пустякам на митинги и не громят магазины. При этом ими не замечается то, что советский человек, по сути, являлся тем самым образцом законопослушного европейского гражданина, который так превозносили те же либералы. Однако у советского человека было одно немаловажное преимущество — инициативность в наведении порядка. Причина подобной инициативности крылась в различии подхода к личному пространству других людей. Так, например, типичный житель Западной Европы пройдет мимо шумящего хулигана, но вызовет полицию. Объясняется это тем, что именно полиция уполномочена влезать в личное пространство чужого человека. При этом до приезда полиции хулиган не будет остановлен никем, а значит, сможет учинить кучу неприятностей. Типичный советский человек в этом же случае скорее влезет в спор с хулиганом, устно пытаясь унять его, в том числе и угрозами вызвать милицию. Сегодняшний же российский человек вообще пройдет мимо, ибо он попросту побоится проявить инициативность и не верит полиции.
Подобная «сознательность» во многом подкрепляла власть закона на улицах СССР, работая по закону «разбитых окон». Так, если в пустующем доме будет разбито хоть одно окно, то вскоре он лишиться и остальных — хулиганы, видя, что дом пустует, выбьют их. Аналогично, если на улице к нарушителю не подходят с требованием прекратить курить на остановке общественного транспорта, то завтра он осмелеет до пьяных приставаний к девушкам, а послезавтра решится на ограбление. Бдительность и неравнодушие советского человека, над которым иронизировали в позднем СССР, на деле не позволяло скатиться стилю жизни в наших городах до состояния латиноамериканских фавел.
5. Добровольчество и активизм
Еще одной отличительной особенностью, прямо связанной с упомянутой выше «сознательностью» являлось широкое добровольческое движение. Антисоветская пропаганда порядком оттопталась и на этом явлении, особенно страстно смакуя оксюморон «добровольно-принудительные работы». На деле же даже частичные выходы на работы по разнарядке не могут вытравить из истории факты, подкрепляемые биографиями миллионов людей — молодежь (и не только) действительно шла добровольцами на самые трудные стройки.
Мотивы были разные — и неплохое материальное стимулирование, и желание что называется «в бою» повысить квалификацию (особенно это касается студентов строителей, инженеров и архитекторов), и просто желание утолить жажду романтических приключений. Однако среди всех этих мотивов непременно присутствовало еще одно чувство — понимание того, что ты делаешь полезное дело для ВСЕХ. Так, например комсомолец, строящий БАМ, понимал, что плодами его труда потенциально смогут воспользоваться пользоваться ВСЕ жители СССР. Доброволец, возводящий тракторный завод на Урале, понимал, что эти трактора пойдут совершенно бесплатно во ВСЕ колхозы ЕГО страны. Что даже если не он сам, то его родные и близкие получат пользу от прилагаемого им сегодня труда. И получали.
Сегодня такое добровольческое движение невозможно. Никто не пойдет осваивать тайгу или тундру, зная, что все сливки от добычи/переработки сырья будет получать бизнесмен, бывающий в России лишь в командировках. Потому то и схлопываются Сибирь и север России, обезлюдивает территория — все, что рентабельно, выдаивается до конца, а то, что требует больших вложений, откладывается до будущих времен. Не говоря уже о таких убыточных для олигархов вещах как социальная инфраструктура — местные и малые аэропорты, железные и автомобильные дороги, спортобъекты и так далее — они просто приходят в негодность и исчезают.
Итог
Советского Союза нет уже двадцать пять лет. Полноценной живой партии, олицетворявшей идеологию страны, направлявшей тело этой сверхдержавы, нет еще больше. Однако живы сами советские люди. Жив их образ мысли, их неприятие зла и несправедливости, их человеколюбие и истинная приверженность к интернационализму (не путать с космополитизмом и толерантностью). Жива их тяга к прогрессу и научному знанию. Жива их твердая воля, учитывая ошибки прошлого, восстановить свою страну, свой экономический строй и своё право на светлое настоящее и будущее. А самое главное, что советские люди воспитывают советских людей. Нас лишили Родины, но у нас нельзя отнять наши идеалы и мировоззрение. Мы поднимаем голову. Мы на заводах и в поле, в коллективах программистов и среди инженеров, проектируем здания и производим на свет новые дизайнерские решения. Мы успешно входим во власть, избираемся в депутаты, и организовываем общественные организации. Мы молоды и полны сил. И мы будем продолжать борьбу до тех пор, пока не окажемся победителями!