Спасти «Горки Ленинские»
Музей-заповедник «Горки Ленинские» — это 224,3 га территории, на которой размещены объекты, имеющие мировое культурное и научное значение.
Прежде всего, это музей им. В.И. Ленина и научный центр при этом музее. Уникальная экспозиция, огромный объем исторических документов. Чего стоит одна переписка между членами Совета Народных Комиссаров РСФСР, телеграммы, черновики актов государственной власти. Эти документы прежде всего — материальные свидетельства одной из наиболее непростых точек в истории нашей страны в ХХ веке.
Примечательно и само здание музея, выполненное в интересной архитектурной форме, неуловимо напоминающей античные храмы Греции и Древнего Египта. Роковое сходство.
Кроме музея, построенного специально для организации научно-исследовательской деятельности, в состав заповедника входит музей-усадьба «Горки». Это целый архитектурно-парковый комплекс, строившийся в течении ХIХ века и реконструированный в начале века двадцатого.
В 1918 году усадьба перешла в собственность советского государства, и с этого же года в ней в выходные и отпускные дни проживает Владимир Ильич Ленин. С мая 1923 года Ленин живет в Горках постоянно, вместе со своей сестрой и с Н.К. Крупской. В этом тихом месте вырабатывалось множество важных государственных решений тех лет.
В экспозиции музея — собственно сама усадьба, разбитый при ней парк с прудами, кабинет В.И. Ленина, вещи, которыми он и члены его семьи пользовались в быту. В гараже припаркован автомобиль, переделанный под лыжно-гусеничный ход специально для главы Совнаркома. В музее есть даже экспозиция типичной ванной комнаты тех лет. Есть и сохраненная обстановка места смерти Председателя первого социалистического правительства. Благодаря бережливости В.И. Ленина и последующей мудрости советского руководства, музей-усадьба способна предложить посетителям уникальный опыт — воочию взглянуть на быт начала двадцатого века в разнообразных и очень интересных деталях.
Кроме того, в состав музея-заповедника входит экспозиция кабинета и квартиры В.И. Ленина в Кремле, выселенная новой властью прочь из столицы во время реконструкции. Уникальные экспонаты — мебель, убранство, документы, которыми пользовался В.И. Ленин, а также его обширнейшая рабочая библиотека с закладками, пометками на полях и примечаниями. Все это теперь здесь, в Горках.
Наконец, самым большим по территории является сам заповедник — уголок буйной растительности, редких видов флоры и нетронутой природы прямо под самой Москвой. На территории есть древние объекты, например, курганы древних славян. Есть объекты и помоложе — произвольная выставка бюстов Ленина, Сталина и Карла Маркса, свезенная сюда, судя по всему, с округи во времена первого «ленинопада» в «святые» 90-е.
Есть даже целый город-декорация в стилистике начала ХХ века, созданный для съемок фильма. Фильм сняли, город остался и радует и посетителей, и новых киноделов — съемки по всей территории музея-заповедника проводятся регулярно, столь фактурным является это место.
По пасторальному ландшафту бродят лошади — есть возможность организовать себе конную прогулку по территории. Есть прокат велосипедов — парковые аллеи отлично подходят для неспешных прогулок как пешком, так и верхом на любом коне.
Годы, минувшие с катастрофы 1991 года, так же как и для страны в целом, не прошли для музея-заповедника даром. Подобно храмам античности, постепенно взятым землей, объекты исторического и культурного значения понемногу растворяются в ландшафте. Парк медленно зарастает, парковый пруд затягивает тиной, ансамбль усадьбы ветшает и осыпается.
Таинственным образом со зданий исчезают вывески, выставка бюстов теряет подписи и утопает в траве. Асфальтовые дорожки крошатся, из экспозиции музеев, по слухам, исчезают предметы. Да что там предметы, в ходе реформаторского угара из экспозиции музея исчез целый дом крестьян Шульгиных, что расположен в близлежащей деревне Горки. Вместо дома, в котором проводил встречу с крестьянами В.И. Ленин — у нас теперь дом-музей крестьянского быта. Здание осталось, смысл сменили. Эта смена содержания характерна для нашего мутного времени: на месте памятника советской эпохи возводится лубочно-пряничный «памятник» любого другого наполнения, хоть крестьянского быта, хоть «святых 90-х». Идет активное ретуширование нашей общей истории в угоду правящему классу — буржуазии.
Некогда величественный въезд в музей со стороны Каширского шоссе пострадал больше всего — скульптурная экспозиция «Шагающий Ленин» выглядит как остаток былой, более высокой цивилизации. Плиты с площадки варварски сколоты, кругом трава по грудь и густой кустарник, плавно захватывающие территорию. Внушительный памятник великому человеку все труднее различить с дороги, а соседние земли плавно расползаются в «неизвестном» направлении. Аллюзии на сфинкса, медленного исчезающего в песчаном бархане, напрашиваются сами собой.
Территория заповедника — лакомый для капиталиста кусочек. Прямая доступность от Москвы — до МКАД всего двадцать минут на машине, при этом в отличие от многих мест в Московской области, в которых эффективные менеджеры, проповедующие ценности капиталистического мира, убили муниципальный транспорт за невыгодностью маршрутов, в деревню Горки и сельское поселение Горки Ленинские часто ходит общественный транспорт. Можно строить. И строить. И строить.
Одна беда — откуда-то на пути «цивилизации» встали люди.
Заповедник был учрежден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 ноября 1972 года № 689. В этом документе обрисованы границы заповедника, четко установлена его охранная зона — территория, в которой в целях сохранения заповедника запрещалась деятельность по застройке и организации общественных учреждений. В 1987 году утвердили Положение о заповеднике Постановлением Совета Министров РСФСР N 476.
В Постановление 1972 года вносили изменения дважды, Постановлением Правительства Московской области от 21 сентября 2009 г. N 757/40 — этим постановлением утверждалась охранная зона в сторону сокращения, причем, поскольку самостоятельно Правительство МО не могло отменить либо изменить акт Правительства республики (в данном случае Совета Министров РСФСР — аналога современного Правительства Российской Федерации), то это постановление предписывало обращение в Правительство РФ за внесением изменений в документ от 1972 года.
Вообще война за это место тихой сапой идет уже много лет. В 2013-2014 годах, например, земли заповедника стали предметом судебного разбирательства между органами власти г. Москвы и федеральными органами государственной власти. Судя по опубликованным судебным документам, природоохранное ведомство г. Москвы пыталось взять землю себе на том основании, что у этого ведомства якобы имелись некие строения на территории заповедника. Судебные инстанции утвердили иной порядок: земли заповедника — это федеральная собственность, права бессрочного пользования этой землей у ГПБУ города Москвы «Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному Административным округам города Москвы» не стало с момента утверждения решения.
До определенного времени действовало стечение обстоятельств — с одной стороны, проглотить заповедник было тяжелее, чем просто заброшенное колхозное поле а с другой — вокруг имелись раздавленные пятой эффективных менеджеров колхозы с бесхозяйными землями (Фонды, поступившие на хранение в районный архив Ленинского района, пункт 40-об). Потому давление носило спорадический характер, а, вместо этого, в отхожее место плавно превращали столицу района — город Видное (В подмосковном Видном речка позеленела от нечистот, Митинг против очередной массовой застройки города Видное, В Подмосковье возник новый район массовой застройки), что в 10 километрах западнее Горок.
Памятник Ленину уже пытались снести при предыдущей администрации музея; тогда на защиту наследия района вышли жители.
Но, похоже, сейчас лица, взявшиеся за «окончательное решение ленинского вопроса», имеют куда большую мотивацию и куда более серьезные силы. В мае этого года на сайте правительства Московской области появился проект постановления, которым отменялось действие нескольких пунктов и приложений №1 и №2 Постановления Совета Министров РСФСР от 04 ноября 1972 года № 689. Чуть позднее постановление было утверждено официально. Чтобы не утомлять читателя, поясню: границы охранной зоны и границы самого заповедника отменили, их больше нет.
А раз нет границ — то можно согласовать застройку территории, пропихнув ее через местную администрацию. Даже до утверждения новых границ — главное, чтобы руководство самого заповедника не возражало.
Чтобы уважаемый читатель чуть глубже вник в суть происходящего — я предоставлю слово первому секретарю райкома КПРФ по Ленинскому району В.Е. Глотову:
В защиту Ленинских мест!
Министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский своим приказом назначил директором Музея-заповедника «Горки Ленинские» О.В. Хромова! По его поручению Олег Владимирович был представлен коллективу федерального учреждения директором департамента музеев министерства культуры России Ю.А. Евтюхиным.
О.В. Хромов был до назначения директором музея-заповедника главой Ленинского муниципального района Московской области. За время его руководства район превратился в плохо пахнущую клоаку.
Почти каждую неделю на федеральных телевизионных каналах появлялись острые сюжеты на тему жизни Ленинского района, а именно:
— у нас появились обманутые дольщики;
— постоянно начали появляться техногенные аварии, прорывы тепло и кабельных трасс, в некоторых микрорайонах люди привыкли регулярно, один раз в неделю сидеть без света, или воды.
Его проект «Зелёная река» стал нарицательным, так как из-за бесхозяйственности целая река Купелинка, превратилась в зловонную зелёную жижу, о которой говорили не один раз федеральные каналы. Кром того, за время его правления были уничтожены, или доведены до банкротства многие муниципальные предприятия, в результате чего весь Ленинский район был целый год завален мусором, чего никогда не было!
В историческом центре города Видное регулярно начали гореть неиспользуемые по назначению здания, была закрыта инфекционная больница, но зато бюджетные средства активно тратились на увеселительные мероприятия, оно и не мудрено, так как конкурсы на проведения этих мероприятий выигрывала фирма сына советника главы района.
Жители Ленинского района ликовали от счастья, когда О.В. Хромов покинул свой пост, но пришли в ужас от того, куда его назначили!
Для нас, коммунистов, это пощёчина! Мы считаем, что он не должен занимать эту должность. Мы считаем, что его поставили на должность директора ГИМЗ «Горки Ленинские» для ликвидации заповедника.
Дело в том, что, на интернет сайте Правительства Московской области размещено Постановление Правительства Московской области от 04.06.2018 № 369/20 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 21.09.2009 № 757/40 «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения — ансамбля усадьбы «Горки Ленинские, XIX в.» в рабочем поселке Горки Ленинские городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области».
Как следует из текста документа, Губернатор Московской области Воробьев А. Ю. издал постановление, которое противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 4 Закона Московской области от 08.02.2018 № 11/2018-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» Правительство Московской области не обладает полномочиями по изменению утвержденных границ объекта культурного наследия.
Полномочия Правительства Московской области распространяются на объекты культурного наследия регионального и местного значения. В отношении федеральных объектов осуществляется надзор, согласовывается проект зон охраны и перевод категорий (из федерального значения в региональный и наоборот).
Пунктом 50 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов (письмо Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490), установлены виды законодательных актов, в которые могут вноситься изменения. Постановления Совета Министров РСФСР не отнесены к законодательным актам, в которые могут вноситься изменения. А.Ю. Воробьев своим постановлением вносит изменения, а это противозаконно!
Таким образом, Правительство Московской области своими действиями нарушает законность и превышает имеющиеся полномочия.
Делается это для того, что бы ликвидировать статус заповедника и убрать зоны охраны для того, что бы развернуть на территории музея многоэтажное строительство. Как мне кажется, именно для реализации именно этих целей поставили на должность директора господина Хромова. Справится — молодец, не справится — сядет. Тем более, что Хромов, уже один раз пролоббировал застройку целого города в Ленинском районе под кампанию «Самолёт Девелопмент», которая аффилирована с братом губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва.
Так же не внушает доверия тот факт, что куратором О.В. Хромова будет бывший директор музея-заповедника И.В. Конышев. Деятельность господина Конышева, агронома по образованию по разрушению исторической памяти, коммунистам хорошо известна. Когда он был директором ГИМЗ «Горки Ленинские» занял антиленинскую позицию и проводил в музее регулярно антикультурные мероприятия, что проявлялось в:
— сокращении книжного фонда библиотеки, «лишние» книги из ленинского дома похитили или просто выбросили;
— вещи, связанные с Лениным, удалялись из комнат, по приказу директора. Из самой усадьбы в частности убраны: посмертная маска, личные вещи В.И. Ленина, два кресла, киноаппарат, механическая коляска, инструменты врачей, ликвидирована комната медицинского персонала, столовая;
— экскурсоводам дана установка рассказывать по минимуму в обзорной экскурсии о В.И. Ленине;
— повышении платы за посещение музея со 100 до 400 рублей,
— отмены дня бесплатного посещения музея,
— дом Шульгина, где В.И. Ленин встречался с жителями Горок, был превращён в музей крестьянского быта, откуда всё, что напоминало о В.И. Ленине, удалено;
— открытии экспозиции: «Русские писатели в скульптурах и рисунках Николая Ватагина» (с голыми женщинами и мужчинами), не связанная с профилем музея;
— попытке сноса памятника «Шагающий Ленин» на Каширском шоссе;
— руководстве коллективом с сопровождением постоянной нецензурной бранью;
— угрозах в адрес местных коммунистов;
— уничтожении научного коллектива;
— снятии букв с именем Ленина с фасада музея.
Произведения Ленина издаются в 63 странах на 125 языках народов мира. По данным ЮНЕСКО, произведения Ленина занимают первое место в мире среди переводной литературы всех других авторов. За рубежом выходили в свет работы Ленина: «Что делать?» — 160 раз в 37 странах, «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» — 300 раз в 49 странах, «Государство и революция» — 356 раз в 51 стране.
Память о В.И. Ленина увековечена во многих странах, таких как: Великобритания, Дания, Италия, Норвегия, США и Швеция. А на родине вождя мирового пролетариата, в музее его имени ведётся борьба за искоренение этой памяти.
Опасение вызывает то, что в руководство музея приходят люди, не имеющие представления о музейной работе, но имеющие представления о том как извлекать прибыль из праздников, или строительства за муниципальный счет.
Если эта афера будет реализована, то пострадает не только ГИМЗ «Горки Ленинские», будет создан прецедент по изменению охранных зон в сторону сокращения на территории всей Московской области!
Владимир Глотов
***
Я не берусь сейчас обсуждать казуистику закона, хотя и юрист по профессии — это не тема заметки совершенно. В моем понимании, в понимании простого трудового народа, несущего на себе бремя содержания нашего государства, добывающего руками и головой для этого государства блага, законные действия властей, приносящие обществу и его членам вред — должны потерять законные основания. А незаконные действия — встречать сопротивление со стороны общества и его активистов.
И именно это и нужно капиталу. Разорвать нас на составные части, сделать нас слабыми, заставить нас молча смотреть, как бульдозерами сносят вековые деревья и на их месте ставят шаткие каменные муравейники — плохо собранные, скверно продуманные, сбрасывающие нечистоты в окрестные водоемы.
И, как показывает практика в городе Видное — сменой одного плохого царька на другого, вроде как хорошего, обойтись не получится. Любого, даже лучшего из лучших, Молох ест и переваривает. На выходе борцы с застройкой становятся лоббистами строительных фирм.
У нас с вами один-единственный шанс приостановить процесс: сделать так, чтобы продавливать стройку стало дороже и накладнее, чем искать другое место. И, я слышу, товарищи по всему Подмосковью уже пробуют различные подходы к этой проблеме.
Но и этот шанс дает лишь временную передышку, потому что капитал не наедается, и не наестся никогда, эта система общественных отношений растет, как бацилла, развивается, как вирус. И чем больше ест, тем больше поражает организм общества.
Наша задача — выздороветь. Иначе мы останемся лишь обломками памятника, погребенными в песчаном бархане.