Создатель самого народного символа
19 февраля 1885 года в семье московского купца Ивана Васильевича Камзолкина родился сын Евгений, будущий русский и советский художник. Нельзя сказать, что имя Камзолкина известно широким кругам, однако художник оставил заметный след в мировой истории: Евгений Иванович — автор легендарной эмблемы, символа Советской России, а позже Союза Советских Социалистических Республик — скрещенных серпа и молота.
До революции Евгений Иванович проживал в Москве. Окончил училище живописи, ваяния и зодчества, являлся членом Общества Леонардо да Винчи и Московского салона. Помимо живописи Камзолкин занимался фотографией, был участником Международной фотографической выставки в Турине. После Октябрьской революции художник служил в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов, где изготавливал декорации ко многим спектаклям. С 1920 года Евгений Иванович поселился в городе Пушкино, где стал преподавать прикладное искусство в Пушкинской музыкально-художественной трудовой колонии имени Анатолия Васильевича Луначарского. Также Евгений Иванович стал служить инструктором по рисованию детской колонии «Лесной городок».
Ныне в краеведческом музее Пушкино имеется экспозиция, посвящённая Евгению Ивановичу Камзолкину и истории рождения знаменитого символа. Из рукописных воспоминаний художника, хранящихся в музее, можно подробнее узнать, как рождалась легенда.
В конце апреля Моссовет поручил мне оформить Серпуховскую площадь к 1 Мая. Как мне сказали, Замоскворечье — самый ответственный район: здесь живет до трехсот тысяч рабочих.
Камзолкин создал бригаду из четырех живописцев, пригласив своих друзей по училищу: Сергея Герасимова, Николая Чернышева, Дмитрия Соболева.
Товарищи из Моссовета говорили: может, плуг и молот с наковальней изобразить? Я решил, на свой страх и риск, перебрав уйму вариантов, сделать символом крестьян серп, а рабочих — молот без наковальни. Я сделал несколько набросков и наиболее подходящими счел перекрещивающиеся серп и молот. Мне казалось, что такое сплетение выразительно и звучит как эмблема. Ее я и решил поместить на первомайские стяги и полотнища.
А вот как описал рождение легендарной эмблемы Сергей Герасимов, будущий первый секретарь Союза художников СССР, народный художник СССР:
Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище, стали углем на длинных шпильках чертить рисунки. Стоявший рядом со мной Евгений Камзолкин сказал: «А что если попробовать такую эмблему — пожалуй, будет советской?» При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри — молот: это будет рабочий класс. «Ведь, пожалуй, подойдет», — сказал он. Мы согласились.
Творческий поиск происходил 29 апреля 1918 года, а уже 1 мая на Серпуховской площади полыхали огромные красные флаги, в верхней части которых красовались золотые скрещенные серп и молот. Новая эмблема получилась настолько удачной, что в июле 1918 года Всероссийский съезд Советов утвердил её как государственную.
Из воспоминаний Евгения Ивановича Камзолкина:
Конечно, эту эмблему я рассматривал только как украшение первомайского праздника 1918 года. И у меня и в мыслях не было, что впоследствии она войдет в наш Государственный герб и обойдет весь мир как символ народов мирного труда.
Вот такие парадоксы истории: серп и молот — предмет ненависти русских националистов, людей именующих себя «радетелями за русский народ», — рождён на территории нашей страны русским художником. Тогда как двуглавый орёл, отмечаемый этими же людьми как «главный символ России» эмблема «импортная», пришедшая к нам из далёкой Византии.