Рынок


 

Рыночная экономика невероятно эффективна. Рыночная экономика подарила всему миру процветание и развитие. Особенно она помогла нашей отсталой, нищей стране, очнувшейся от векового кошмара. Именно рынок одел и обул нас. Именно рынок обеспечил нас гаджетами и бытовой техникой. Именно рынок, исключительно он, накормил полуголодный народ всевозможными кандибоберами, ранее неизвестными темному люду.

И это не шутка, я знаю, о чем говорю. В качестве специалиста пищевого производства, имеющего за плечами и техническое, и экономическое образование, я проработал на крупных предприятиях достаточно солидное количество времени.

Там, за стенами заводов, день и ночь гремят технологические линии, включенные в непрерывный процесс производства продуктов, в считанные часы заполняющих прилавки гипермаркетов и мелких лавок. От масштабов происходящего у непосвященного потребителя захватило бы дух. Хотя у него захватило бы дух скорее от масштабов успеха компаний-производителей. Кто знает.… В любом случае, пищевая технология такой же бизнес, не лучше, не хуже. Ничего личного, как говорится.

Когда-то давно, будучи энергичным парнем с хорошим дипломом, я пришел устраиваться в компанию с безупречной репутацией и впечатляющим брендом. Мое резюме было изумительным. И каково же было мое удивление, когда начальник отдела кадров смял его как туалетную бумажку, и выкинул через плечо в корзину. «Образование не имеет значения, — язвительно улыбнулся он. — Нам нужны те, кто готов вкалывать. Пахать, сечешь? Мы платим выше рынка! Ты готов?»

Конечно, я был готов. Я был счастлив стать частью успешной команды. Да, успех не заставил себя ждать. Производство и реализация масложировой продукции вообще выгодная тема в обществе фастфуда. Мы наращивали ее объемы, и торговые сети распахивали перед нами свои объятия. Чтобы производить все больше и больше, чтобы насыщать рынок, мы полностью отказались от натурального сырья и ингредиентов. Они усложняют технологию и повышают стоимость продукции. Все компании, не пошедшие на это, давно умерли и сгнили. Это конкуренция. Выживают только самые эффективные. По факту, натуральные продукты — это «совок». Подумать только, предыдущие поколения строили сотни пищевых заводов, разрабатывали сложнейшие технологические линии, отлаживали десятки точнейших процессов обработки сырья и создания конечного продукта. Зачем? Ради того, чтобы накормить свежей, полезной пищей аморфную массу людей. Это вершина неэффективности. Эти люди — конченое быдло. Они существуют только для снятия пенки гениальными менеджерами. Какого идиота волнует их здоровье, длительность жизни, способности к воспроизводству? Им можно впаривать все, что угодно, под какими угодно лозунгами. Они схавают. Не продукция для людей, а люди для продукции. Это бизнес.

Мы работали на рынок. Вы думали, что фальсификация, снижение качества, ложь маркетинга — это пороки? Нет. Просто так устроена экономика. Экономика требует роста, а этакая производственная мораль способствует только ее стагнации. Естественно, компания максимально корректна. Директор часто появляется в газетах и вещает про заботу о населении, администрация устраивает детские праздники и городские мероприятия, а еще у нас есть корпоративная культура. На чем она основана? Очень просто — на непреложной вере в успех компании. Одна команда профессионалов, объединенная общими перспективами. Все, кто не разделяет данное положение, идут лесом. Рабочие, занятые в цехах, получают достойную оплату. Достойную их положения. Она ниже доходов управленцев в десятки раз. Компания заботится обо всех своих членах. Обо всех способных работать. Неудачники, получающие на заводе травмы, требующие больничных, воспитывающие детей, виноваты сами. Пусть валят. В этой жизни есть место только для успешных и активных личностей. Кому интересны ничтожества? Одному мудаку оторвало пальцы на конвейере, другой потерял сознание от переутомления и расшиб череп. Слабаки… На предприятии им не место. Корпоративная культура — вовсе не лицемерие и ханжество в промышленных масштабах. Просто она для серьезных парней.

Ситуация всегда была сложной. Рынок постоянно менялся. Оглядываться назад, искать в прошлом возможности для будущего, банально не было времени. Чуть отвлеклись и продажи упали. Проблема состояла в «Великом посте». Народ не покупал наши продукты из-за религиозных выкрутасов. Выход был прост, как 100 долларов. Пригласили церковника, чтоб освятил многотонные резервуары с готовой продукцией. А затем добавили на этикетку купола и пустили в реализацию. Никто не обвинил нас в мракобесии, никто не смеялся. Научный подход к производству, предполагающий такой бред, как планирование, ответственность, порядочность, остался в мрачном тоталитарном прошлом. Я видел и другие предприятия. Все так работают, все ориентируются на рынок. Рынок — не столько основа экономических процессов, сколько моральное обоснование происходящего.

Рынок справедлив, невероятно справедлив. Например, карьеризм, культивируемый им, обеспечил продвижение по службе талантливейшим сотрудникам компании. Они не имели образования, не имели навыков руководства коллективами, не имели даже соответствующих производственной деятельности знаний. Они, будучи сильными личностями, шли по головам, плели интрижки, избавлялись от всего лишнего на заводе. Они стали победителями, отодвинув от рычагов управления технических специалистов, старых совковых руководителей, технологов с научными степенями, квалифицированных рабочих. Рыночники не гнушались подлостей и не встретили сопротивления. Результатами их дел стало разрушение дряхлого совкового пищевого гиганта и возрождение в новом облике с сияющей корпоративной культурой, рентабельной продукцией, талантливой администрацией, с высокими целями покорения местный сетей гипермаркетов, с избавлением от всего неэффективного, устаревшего и бессмысленного с точки зрения рынка.

Рыночная экономика невероятно эффективна. И это не шутка, я знаю, о чем говорю. Я специалист с внушительным стажем и прекрасными перспективами. Я отлично вписался в рынок, а вы?

Please Login to comment