Проблемы разные — решение одно: откупись и свободен! Или нет?
Авария с участием Михаила Ефремова и запущенный этим событием процесс — хороший повод на конкретном примере рассмотреть, как работа системы правосудия в капиталистическом обществе приводит к усилению классовых противоречий. Намеренно поздняя реакция с нашей стороны позволила собрать и проанализировать достаточно фактов, чтобы дать произошедшему взвешенную оценку. По мере написания статьи до самой публикации она дополнялась новыми и новыми деталями. Начнём с хронологии событий, а далее пройдёмся по высказываниям лидеров мнений и, в том числе отвечая на их аргументы, приведём нашу точку зрения.
Хронология событий
8 июня в 21:03 заслуженный артист России Михаил Олегович Ефремов 56-ти лет, уже пьяный, неуверенно припарковал свой внедорожник Jeep у московского паба Ulysses, что в Плотниковом переулке, и пропал в его недрах до 21:38 несмотря на запрет заведениям впускать посетителей по причине пандемии Covid-19.
Трагедия случилась в 21:43 на Смоленской площади. Ефремов при ограничении 60 км/ч ехал со скоростью до 70 км/ч. Около пересечения с улицей Арбат актёр проигнорировал поворот, пересёк двойную сплошную полосу и столкнулся с фургоном Lada службы доставки «Деликатеска», за рулём которой находился 57-летний Сергей Захаров.
Jeep Grand Cherokee — классический американский внедорожник с жёсткой кузовной рамой и подушками безопасности как в области головы, так и в зоне коленей и ступней. В зависимости от модели масса автомобиля доходит до 2–2,5 тонн. Фургон Lada Granta с водителем и без груза (Захаров ехал с последней доставки пустой) имеет массу не более 1,33 тонн. Кузов автомобиля выполнен из тонкого металла, жизнь водителя охраняют только ремень и одна фронтальная подушка безопасности. По факту мы имеем столкновение пушечного ядра со стальным листом при суммарной скорости до 130 км/ч.
Оба участника ДТП были пристёгнуты, но Ефремов отделался следом ремня на шее, а Захаров получил открытый перелом бедра, рёбер и закрытую черепно-мозговую травму. Удивительно, что он не погиб на месте. До приезда на место аварии сотрудников ДПС Ефремов слонялся вокруг, не до конца отдавая себе отчёт в том, что произошло. На нелицеприятные комментарии прохожих и водителей других автомобилей, едва не втянутых ДТП, актёр что-то вяло бормотал. В разговоре с вежливым сотрудником ДПС Ефремов поделился своими способностями решать проблемы:
— Вы сами-то понимаете, что произошло?
— Я понимаю, что я вдарился в машину.
— Вдарился. Человек сильно пострадал.
— Да?
— Да.
— Да ладно.
— Ну а что ладно-то?
— Прям так уж сильно пострадал?
— Да, очень сильно пострадал.
— Я его вылечу…
— Вылечите? Вы же не доктор.
— Ну, зато у меня денег до**я.
Сотрудники правоохранительных органов отвезли Ефремова в наркологический центр на медицинское освидетельствование, после чего взяли с него подписку о невыезде и доставили домой, чтобы актёр проспался.
Пострадавшему Сергею Захарову повезло куда меньше. Его в течение 20 минут извлекали из смятого авто, после чего в бессознательном состоянии доставили в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. К сожалению, в результате многочисленных переломов кости пробили внутренние органы. Это привело к обильному внутреннему кровотечению, которое врачи остановить уже не смогли. Утром 9 июня Сергей Захаров скончался.
Погибший был родом из села Кузьминское Рязанской области. 15 лет назад он приехал в Москву, чтобы заработать денег на содержание семьи. Видимо, там работу найти не удавалось. Всё время в Москве Захаров трудился в различных службах доставки, в «Деликатеску» устроился 2 года назад и работал посменно — неделя через неделю. Поначалу снимал квартиру вскладчину с другими приезжими, но в последние годы вместе с любимой женщиной Ириной Стерховой проживал в подмосковных Котельниках. На малой родине у него осталась законная супруга, Маргарита Захарова (с ней у Сергея шёл бракоразводный процесс), а также два сына, внучка и пожилая мама 86-ти лет. О трагедии семья узнала из новостей. До последнего момента не удавалось найти слов, чтобы рассказать матери погибшего о случившемся.
Вернёмся к похождениям нашего «жизнерадостного пьяницы». 9 июня домой к Ефремову прибыли сотрудники скорой помощи и полиции. Артиста осмотрели медработники, допросили полицейские, после чего Ефремов прибыл в Таганский суд для избрания меры пресечения. Сначала уголовное дело было возбуждено по части 2 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Наказание по ней предусматривает лишение свободы на срок от трёх до семи лет. После смерти Захарова следователь переквалифицировал дело в пункт «а» части 4 статьи 264 УК РФ (нарушение водителем в состоянии опьянения правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека). Наказание по ней предусматривает лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет. Потерпевшими по делу признаны вдова Сергея Маргарита и их сын Валерий. Во время заседания следователи ходатайствовали о назначения меры пресечения «домашний арест», объяснив это тем, что Ефремов может повлиять на свидетелей или скрыться. Ходатайство было удовлетворено, Ефремова заключили под домашний арест до 9 августа: надели электронный браслет, запретили использовать интернет и мобильную связь.
10 июня дело Ефремова по требованию прокурора Дениса Попова было передано из окружного УВД в Главное следственное управление полиции Москвы. До этого дело взяли на контроль как прокуратура города Москвы, так и Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. А теперь к ним присоединилось ещё и МВД.
Результаты экспертизы показали, что 8 июня в крови Ефремова было 1,05 мг/л алкоголя (2.1 промилле), а в моче были обнаружены следы каннабиноидов и кокаина. В этой связи полиция возбудила дело о сбыте наркотиков неизвестным лицом. По этому делу Ефремов проходит свидетелем. Ситуация с наркотиками звучит особенно прозаично в свете интервью Ефремова, которое тот дал Юрию Дудю два года назад:
— Когда вы нюхали в последний раз?
— Нюхал я давно, где-то минут пять назад (смеётся). Сейчас скажу я вам. Года два, полтора».
В связи с делом о сбыте наркотиков адвокат Ефремова Елизавета Шаргородская заявила: «Никаких комментариев мы сейчас давать не будем ни по какому поводу, это позиция защиты». Семью Сергея Захарова взялся бесплатно представлять адвокат Александр Добровинский. Из его заявления следовало, что с членами семьи не связывались ни сам Ефремов, ни его представители, и родные погибшего не готовы к примирению с артистом.
11 июня Сергея Захарова похоронили в родном селе Кузьминском. Его престарелой матери родные сказали, что у её сына не выдержало сердце. В эфире телеканала «Россия 1» адвокат Добровинский огласил отказ семьи Захарова принимать деньги от Ефремова.
12 июня на YouTube-канале «Гражданин поэт» была опубликовано видеообращение Ефремова к семье погибшего. Там он раскаялся, принёс извинения, сообщил, что всеми возможными средствами окажет помощь семье. Также прощения попросила дочь актёра Анна-Мария в журнале Wonderzine. В статье сказано, что она пыталась связаться с семьёй Захарова через его работодателя, однако ей никто не ответил.
Реакция на видеообращение последовала незамедлительно. «Семья, конечно, слышала извинения господина Ефремова и считает их запоздалыми. Представители семьи намерены идти до конца, добиваясь справедливого решения суда. Таким образом, извинения семьёй де-факто не приняты» — сообщил адвокат Добровинский ответ родных Захарова.
19 июня Добровинский заявил, что матери погибшего неизвестные пытались «всучить» деньги. Но попытка не удалась. И, дабы пресечь любые возможные спекуляции по поводу корыстных целей семьи Захарова, адвокат предоставил скриншоты переписок со вдовой и сыном погибшего, в которых они подтверждают категорический отказ от помощи со стороны Ефремова и его представителей.
Шансы Ефремова
Рассмотрим, что может ждать актёра в свете вышеизложенных обстоятельств. Ефремов при любом удобном случае кается, говорит об искуплении вины, предлагает семье погибшего любую посильную помощь и охотно сотрудничает со следствием. Семье погибшего всеми правдами и неправдами суют деньги и пытаются навязать мировое соглашение. Адвокаты актёра словно стремятся разжалобить общественность. То они сообщают, как Ефремов страдает из-за произошедшего, то рассказывают журналистам, что Ефремов находился в состоянии алкогольного опьянения, потому что недавно у него умер близкий друг. Последнее оправдание от адвокатов гласит, что актёр сел нетрезвым за руль, чтобы помочь другому близкому другу, чьи родственники попали в больницу.
Мы предполагаем, что Ефремов рассчитывает избежать уголовной ответственности путём примирения сторон. Но в соответствии со статьёй 76 УК РФ у него есть такой шанс лишь в том случае, если вменяемое ему в вину преступление относится к категориям небольшой или средней тяжести. Но в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 15 УК содеянное актёром относится к тяжким преступлениям, так как за него максимальное наказание составляет более 10 лет лишения свободы, но не превышает 15. Положение не безвыходное, так как в соответствии с частью 6 той же статьи суд вправе при наличии смягчающих обстоятельств и при отсутствии отягчающих изменить категорию преступления на менее тяжкую (но не более чем на одну категорию). Это возможно, если суд назначит Ефремову наказание в виде лишения свободы сроком не более пяти лет, минимально допустимое по его статье.
Поэтому мы считаем, что сейчас для линии защиты хороши все средства, чтобы собрать критическую массу смягчающих обстоятельств. Сгодятся и вышеописанные публичные выступления, которые так хорошо удаются нашему актёру, и воззвания к жалости потерпевшей стороны. Ранее проведённая психиатрическая экспертиза показала, что Ефремов абсолютно вменяем, а потому избежать наказания по причине психических отклонений у него не получится.
Читатель возразит: «А как же отягчающие обстоятельства? Как быть с тем, что нарушение ПДД Ефремовым далеко не первое? За 2018–2019 годы он накопил не менее 30 штрафов на сумму более 80 тысяч рублей. Только за 2020 год его успели оштрафовать за нарушения ПДД не менее 10 раз. И это уже не первый выезд на встречную полосу. А как быть с участием в деле алкоголя и наркотиков? Как быть с тем, что в этот раз нарушение ПДД привело к смерти человека?» На эти возражения ответим по порядку.
В статье 63 УК РФ приведен перечень обстоятельств, отягчающих преступление. К ранее нарушенным ПДД наиболее близко подходит пункт А — рецидив. Но под этим термином подразумевается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Дело в том, что преступление Ефремова неумышленное, а его предыдущие нарушения ПДД — административные, а не уголовные. Поэтому убийство Сергея Захарова к рецидиву отнести не удастся.
Состояние алкогольного и наркотического опьянения относится к части 1.1 той же статьи. Этот фактор к отягчающим обстоятельствам относит суд на своё усмотрение «в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного». Тут в дело может пойти звание заслуженного артиста РФ и известность Ефремова. Но и этого не потребуется, так как в 2018 году Верховный суд РФ уточнил, что, если отягчающее обстоятельство предусмотрено в качестве признака состава преступления, то оно не препятствует смягчению категории преступления. То есть, формулировка «Нарушение водителем в состоянии опьянения правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека» уже включает в себя отягчающее обстоятельство, поэтому оно препятствием к смягчению наказания служить не может. То же касается и смерти Сергея Захарова: пункт Б статьи 63 УК «наступление тяжких последствий в результате совершения преступления» является признаком состава преступления, потому не препятствует смягчению наказания.
Таким образом, у Ефремова есть совсем не иллюзорные шансы избежать наказания. Единственным непреодолимым на данный момент препятствием видится категорическое несогласие потерпевшей стороны на примирение. И каждый новый день показывает, что позиция родных Сергея Захарова в этом отношении непоколебима. Будем посмотреть, как сложится ситуация в дальнейшем.
Реакция общественности
В течение первых суток трагедия получила широчайший резонанс. По мере распространения информации в соцсетях и СМИ мнения разделились. Часть населения считает, что столь значимый для общества человек не должен сидеть в тюрьме. Другая часть окрестила Ефремова убийцей и желает ему максимально возможного срока. В то же время нашлось огромное количество желающих финансово помочь семье Сергея Захарова, в том числе среди известных людей. Некоторые политики, правозащитники и прочие властители дум до сих пор хранят молчание, не понимая, как реагировать на сложившуюся ситуацию. Но значительное число лидеров мнений не осталось в стороне. Их реакцию мы условно поделили на пять категорий
1. Почему народ такой жестокий?!
Звезды шоу-бизнеса сокрушаются: где же сострадание народа к падшему человеку? Откуда такие злоба и желчь по отношению к великому артисту, тонкой душе, яркой индивидуальности? Куда же пропало милосердие из народных сердец?! Актриса Рената Литвинова, актёр Гоша Куценко, а также ведущий Михаил Леонтьев и певица Любовь Успенская высказали слова поддержки и просили воздержаться от травли Ефремова несмотря на тяжесть содеянного. В театре «Современник», где трудился актёр, высказали схожую позицию. А «великий актёр» и «человек-эпатаж» Алексей Панин вообще заявил, что Ефремова нельзя сажать в тюрьму, и если посадят, то Панин готов пойти в тюрьму вместе с артистом.
На их недоумение и «пожалейку» ответим словами Максима Горького из статьи, которую публиковали ранее:
Наступили дни возмездия, господа, дни расплаты за ваше преступное невнимание к жизни народа. Всё, что вы чувствуете, всё, что вас мучает, — вы заслужили. И я могу только одно сказать вам, одного пожелать — чтобы ещё глубже, ещё с большей силой вы впитали, поняли, пережили весь ужас этой жизни, созданной вами.
От себя добавим, что удивляться абсолютно нечему. Прожив в РФ почти 30 лет, обыватель понимает: раз виновник трагедии богат и знаменит, значит, ему закон не писан. Значит, выйдет сухим из воды. Мы видели это не один и не два раза. Причём в данном случае уход от ответственности возможен и без нарушения законодательства. Вот он — яркий пример того, как законность и справедливость могут вступить в противоречие! В сегодняшней действительности пассивный народный гнев — один из немногих способов широких слоёв рабочих по всей стране выразить свою позицию.
2. Почему народ такой лицемерный?!
Ксения Собчак, отзываясь о ситуации, обвинила общественность в лицемерии за то, что сейчас она клеймит убийцу-Ефремова, а ранее она же оправдывала убитого полицейским Дереком Шовином безоружного Джорджа Флойда (почему-то назвав того «вооружённым грабителем»). Действительно, какое лицемерие — негативно относиться к убийце в одном случае и… негативно относиться к убийце во втором! Есть подозрение, что у Ксении Анатольевны лицемерие сломалось. Первым симптомом было то, что она противопоставляла фильм «Паразиты» фильму «Джокер», называя второй опасным марксистским г**ном.
Но она совершенно права, говоря, что неверно оправдывать человека, если он — друг, и осуждать, если он — враг, вне зависимости от ситуации. Те же представители левого движения следуют этой логике! К примеру, в прошлом году профессора СПбГУ Олега Соколова, которого многие читатели знают по беседам с историком Климом Жуковым на YouTube-канале «Тупичок Гоблина», осудили за предумышленное убийство сожительницы. Профессор застрелил её и пытался избавиться от тела, расчленив его. И, несмотря на уважение к Соколову, как к великолепному специалисту по эпохе Наполеона, в левой среде не стали его оправдывать.
Не строя иллюзий по поводу критического мышления Ксении Анатольевны, напомним, что ранее её товарищ по «борьбе с путинским режимом» накопил десятки штрафов за нарушение ПДД. Притчей во языцех стало пристрастие актёра к алкоголю. Снова поднимаем интервью Ефремова Дудю:
— У вас когда-нибудь были мысли, чтобы «зашиться»?
— Я «зашивался», когда был молодым, на полтора года в институте Сербского. Какой-то такой там [БУМ], и сразу там у тебя таблетки в заднице. И если выпьешь — всё, кранты.
— А это правда или это психологическая уловка?
— Это психологическая штука, потому что где-то через год я выпил, и ничего не было.
<…>
— А сколько вам лет было, когда пришлось?
— 24.
Принимая во внимание алкоголизм, сопровождающий Ефремова с юных лет, как ещё окружающие могли отнестись к новости о ДТП по вине пьяного Ефремова? Обвиняя общественность в лицемерии, светская львица сама выставляет себя необъективной.
3. Почему государство ненавидит Ефремова?!
Благо, что нашлось совсем немного упоротых сторонников Ефремова, которые в попытках представить Михаила Олеговича жертвой произошедшего, разродились теорией о «злобном Кремле», который «подставил великого гения», потому что обиделся на серию сатирических спектаклей «Гражданин начальник». Среди них «эксперт» Антон Догаев, правозащитница Елена Васильева, а также сам Никита Джигурда! И с их конспирологией не поспоришь, вон у художника Дани Dahr Кузьмичёва даже есть документальное свидетельство этой «операции» под кодовым названием «зелёный чёрт». Упомянутая Ксенией Собчак склонность представителей «либерального обкома» во что бы то ни стало оправдывать своих в этих пассажах представлена во всей красе и какой-либо серьёзной критики не выдерживает.
4. Почему государство так нянчится с Ефремовым?!
Строя из себя суровых и беспощадных выразителей гласа народа, о ситуации высказываются разношерстные политики-популисты и государственные охранители. Владимир Жириновский счёл домашний арест слишком мягкой мерой, и призвал заключить Ефремова под стражу, а также сообщил, что актёр заслужил самого сурового наказания. А государственный пропагандист Владимир Соловьёв в ролике своего YouTube-канала «Соловьёв-Life» сообщил, что тех, кто считает себя «элиткой и звездой», следует сажать на сроки в два раза дольше. Александр Роджерс, записной охранитель шестого дивизиона, клонит в ту же сторону. Высказывая в своей статье явную неприязнь к Ефремову, как к стороннику враждебной «долгому государству Путина» «либеральной» оппозиции, он сообщает: «Мишеньку» НЕ жалко. Если бы «Мишенька» пьяный врезался в столб и самовыпилился — ну и фиг с ним».
Яростно высказывая то, что хочет слышать народ, эти джентльмены пытаются оседлать волну народного негодования, дабы в конечном счёте увести её в угодном им и их хозяевам направлении. Как это понять? Достаточно задать им банальный вопрос: «Кто виноват в том, что это происходит, и как раз и навсегда прекратить этот беспредел? Ведь произошедшее — не эксцесс, а систематически повторяющееся событие наподобие стрельбы в американских школах». Скорее всего, на ум охранителям придут ответы наподобие: «Виноват алкоголь — его надо запретить, виновата либеральная «тусовочка» Ефремова — её надо выдворить из страны, виноваты чиновники, которые за деньги «отмазывают» «уважаемых людей» — их надо посадить, виноваты несправедливые судьи — и их надо посадить! Негоже государству нянчиться со своими противниками!»
Но ни в коем случае не виновата система экономических отношений, которая перекраивает общество под нужды капиталистической экономики, плодит неравенство во всех сферах жизни, генерирует поколения нищих рабочих, учителей, врачей и учёных, которым некуда идти с одной стороны — и отбившихся от рук пьянчуг-актеров, топ-менеджеров, которым всё дозволено, и коррумпированных чиновников на всех уровнях госаппарата — с другой. Видеть систему, как причину системной же проблемы, властители дум не способны. В том же ролике «Соловьёв-Life» ведущий Андрей Медведев ткнул Соловьёва лицом в источник проблемы, по слогам произнес «КА-ПИ-ТА-ЛИЗМ»! Но Соловьёв не заметил либо убедительно изобразил, что не заметил этого.
5. Да всё хорошо, так и должно быть!
Пятая и самая одиозная позиция — это мнение «престарелого Воланда» Александра Невзорова. Обвиняя государственных властителей дум в лицемерии подобно Ксении Собчак, он считает, что неравенство людей перед законом — это вовсе не проблема. Невзоров не только не возражает против того, что «уважаемый человек» может спьяну сбить другого менее уважаемого, он уверен, что именно таким должно быть общество. Очевидно же должно быть нам, черни, что Ефремов для общества важнее Захарова, так как первый — гениальный актёр, коих единицы, а второй — жалкий рабочий, коих миллионы. Люди, по мнению «престарелого Воланда», перед законом не равны и быть равными не должны, Ефремов в силу социальной значимости имеет полное право вести машину пьяным, ведь алкоголизм его обусловлен эпатажем, присущим профессии актёра. И если посадить его в тюрьму, то общество останется наедине с порядочными, но посредственными артистами наподобие Сергея Безрукова. У такой откровенно шовинистической позиции нашлось немало сторонников, и мы считаем, что на неё необходимо дать более развёрнутый ответ.
Кто о чём, а мы — о классовой борьбе.
Чтобы продемонстрировать взгляды Невзорова более выпукло, вспомним его заявление пятилетней давности. Невзоров утверждал, будто в СССР «было чудовищное количество маразма и неэффективности, нелепости. Всё, что построено на вранье, всегда нелепо. Неважно, что это: православие ли или социализм-ленинизм».
На этом основании у нас выстраивается следующая картина: по мнению Невзорова, в СССР не было равенства людей перед законом, государственная пропаганда врала гражданам, будто они строили общество, в котором это равенство достижимо. В этом проявлялись нелепость и неэффективность советской системы. То ли дело сегодняшняя Россия — никаких нелепостей и лжи. Неравенство никто не пытается скрывать. Гражданин имеет право делать всё, что захочет, если он богат, знаменит, талантлив. А серая масса не должна возмущаться этим, потому что великих людей надо беречь, а «судьи» — сами сплошь пьянь и агрессивное быдло, а потому не имеют права даже «вякнуть» в сторону «уважаемого человека».
Это только нам кажется, или маразм и нелепость царят именно в голове у Невзорова? Впечатление такое, будто для него война — это мир, ложь — это правда, а советское равенство перед законом — нелепость и неэффективность. Как бы ни смотрел Невзоров на советское прошлое, в сравнении с ним именно сегодняшняя Россия есть нелепое и неэффективное государство, построенное на лжи.
Да, в СССР не было достигнуто полное равенство людей перед законом. Но при социализме и не шло речи о полном равенстве, так как социализм был и является промежуточным этапом, а не итогом в построении справедливого общества. Тем не менее, ко всеобщему равенству людей перед законом советское общество приблизилось сильнее, чем какое-либо другое за всю человеческую историю. В СССР средствами того же кинематографа до населения доводилась мысль, что «вор должен сидеть в тюрьме». И этот тезис реализовывался силами органов правопорядка и судебной системы, представлявших волю широких масс рабочих. Спокойствие граждан и их уверенность в завтрашнем дне достигались гарантией, что преступник будет пойман и осуждён в соответствии с пролетарским законодательством, что ему не помогут отвертеться никакие деньги или связи.
Опыт СССР также опровергает связь между талантом и социально опасными качествами человека. Например, Георгий Жжёнов, воспетый в фильме Дудя про Колыму, в 1938 году был осужден за шпионаж, до 1945 года отбывал срок на Колыме. Но это не помешало ему позже сыграть роли в десятках фильмов таких, как «Берегись автомобиля» и «Горячий снег», и стать кумиром миллионов советских граждан. Арчил Гомиашвили с 1943 года сидел 2 года в исправительном лагере за то, что срезал кожу с кресел Тбилисского театра и продал её сапожнику. Но это не помешало Гомиашвили в 1971 году блистательно исполнить роль Остапа Бендера в фильме «Двенадцать стульев». Если смотреть шире, то тюремный срок не помешал полностью реализовать себя Чкалову, Рокоссовскому, Королёву и многим другим великим советским гражданам.
С чего Невзоров считает, что к известным людям следует относиться иначе? С какой такой пьяной радости рабочий для общества менее важен, нежели актёр? Возьмём того же Захарова, доставлявшего еду. Интересно, каким образом Ефремов добывает пищу, алкоголь или даже кокаин? Деньги по волшебству превращаются в еду и наполняют холодильник? Или же пища в холодильнике Ефремова — результат труда рабочих? Сдаётся нам, если бы не они, то актёр не смог бы кривляться на театральной сцене и экранах телевизоров, а просто умер бы с голоду. Именно труд рабочих обеспечивает жизнь Ефремова и Невзорова. Без труда рабочих они не могут существовать, ну а рабочие вполне себе выживут без ефремовых и невзоровых.
СССР был государством диктатуры пролетариата, наиболее многочисленного общественного класса, соответственно любая деятельность была подчинена интересам большинства населения страны. В основе всей советской культуры лежал принцип: «Искусство принадлежит народу». В Советском союзе стремились преодолеть противоположность физического и интеллектуального труда, поэтому труд профессионала от искусства осуществлялся не с целью потакать низменным потребностям населения, а с целью поднять его на более высокую ступень чувственности. Инструменты могли быть разные, но цель была одна: формирование всесторонне развитого индивида, а не личное благосостояние.
Но почему советские деятели искусства так хорошо понимали, какими силами и средствами помочь народу шагнуть вперед? Потому что сами актёры, режиссёры, писатели были выходцами из народа — они росли и воспитывались в семьях рабочих, учились в тех же школах, на общих основаниях поступали в ВУЗы. А главное — они уважали труд представителей других профессий, так как принадлежали к тому же рабочему классу. Это было видно в их поведении и в их творчестве. Потому к советским деятелям искусства до сих пор относятся с теплотой и любовью. Взаимное уважение между гражданами, народами и расами стало возможным только благодаря преодолению социализмом непомерного социального расслоения, без которого не могут существовать феодальные и капиталистические общества.
Мы не строим иллюзий по поводу Советского Союза и понимаем, что там артисты также обладали привилегиями. Были среди них и потомственные интеллигенты, они были лучше обеспечены и находились в более тесных связях с руководством страны и партийной номенклатурой. Что уж там, на излёте советской власти имело место и кумовство. Тем не менее, даже в перестроечном СССР общество понимало роль деятеля искусства. Привилегии компенсировались обязанностями перед обществом. Если режиссёр, скульптор или музыкант обладал определёнными привилегиями, то за ошибки его наказывали строже рядовых граждан. Занимая почётную должность, человек становился примером для подражания, вся его деятельность происходила на глазах у народа, оттого росла и ответственность перед народом.
После развала СССР общий уровень культуры, в частности кинематографа, падает на наших глазах. Стандарты качества и требования к кадрам в кинематографе также падает. Творчество Евгения BadComedian Баженова стало до такой степени востребованным именно поэтому. В общий закономерный процесс деградации надстройки легко вписывается актёрский труд Михаила Олеговича, амплуа которого в кинематографе последних лет характеризуется ёмким словом «алкаш». Потому со стороны Невзорова по меньшей мере странно относить Ефремова к пантеону великих российских актёров. Звание заслуженного артиста РФ совершенно не говорит о таланте или народном признании.
В новой России роль писателей, режиссёров, актёров, музыкантов не та же, что была при социализме. Если в социалистическом обществе деятелей искусства можно было отнести к рабочим, то в сегодняшнем обществе творцы представляют из себя сплошь мещан да мелких хозяйчиков. И вот эти мещане скучковались в клуб по интересам, в касту самопровозглашённой интеллигенции. Каста эта в капиталистическом обществе не трудится на благо народа, не занимается развитием искусства, а нанимается в обслугу ко всему классу капиталистов разом и с одной стороны выполняет задачу обеспечения «плебса» низкопробным зрелищем (российское государственное телевидение и во всё большей степени российский YouTube), с другой стороны — уводит публику от критики буржуазной системы в совершенно иное русло.
В клубе по интересам есть персонажи на любого зрителя/слушателя/читателя. Есть стабильно стоящие на ногах, уверенные в завтрашнем дне и курсе партии консерваторы, поющие патриотические песни под аккордеон, выступающие на открытии мостов и стадионов, регулярные гости ток-шоу, голубых огоньков и крестных ходов. Не нравятся такие? Тогда ваш выбор — «лучшие люди страны», «совесть нации», «борцы против коррумпированных властей», либералы. Гости канала «Дождь», актёры и режиссёры спектаклей экспериментальных жанров, музыканты, поющие про г**но, вместо голубых огоньков предпочитают оппозиционные митинги и церемонии награждения GQ. Порой трудно понять, к какой группе отнести того или иного творца, поскольку на словах он против государства, а на деле — за наши налоги выполняет его заказы.
Такой спектр персонажей даёт зрителю/слушателю/читателю иллюзию выбора, но на практике мешает мыслить за рамками противостояния между двумя условными группировками капиталистов, мешает увидеть антагонизм более фундаментальный. Это помогает сильным мира сего формировать уверенность в безальтернативности капитализма, тем самым закрепляя господство класса капиталистов. Разумеется, пропаганда такого рода не срабатывает, как гипноз, но свою лепту в формирование массового сознания вносит, иначе бы этих «звёзд» у корыта не держали.
Несмотря на расхождения по вопросу «чей Крым?» и ему подобным, члены клуба всегда готовы высказаться и провести пикеты в поддержку друг друга. Об этом напоминает ситуация с делом Серебрянникова. Солидарность в этой касте интеллигенции достигается всеобщим отрывом от народа. Вернемся к пресловутому интервью Дудя:
— Ваша цитата: «Наш народ — не ребёнок, а мерзкая подростковая гнида». Михаил Олегович, что за жесть?
— Это старая цитата.
— 2013 год.
— Ну да.
— Что вы имели в виду?
— Завистливость, крикливость, истеризм — ну всё, что потом и проявилось в 2014-м.
— В вас черты этого народа есть?
— Конечно, я же неотъемлемая часть этого народа.
— То есть вы такой же?
— Наверняка, мне просто стыдно может быть бывает чаще, хотя нет, у меня есть выход в какие-то художественные осмысления этого дела, так проще, конечно, жить».
Ефремов называет себя частью народа, но, например, прошлогоднее выступление в Самарском театре оперы и балета говорят о лицемерности этого заявления. В тот злополучный час, играя в пьесе Г. Пинтера «Не становись чужим», «жизнерадостный пьяница» вышел на сцену нетрезвым и стал произносить свои реплики очень тихо. На просьбу зрителя говорить громче Ефремов перешел на нецензурную брань. В попытках говорить громче актёр пропускал значительную часть текста, и суть монологов было не разобрать. Зрители вставали и уходили, им вдогонку актёр кричал: «Ну и валите!» Позднее провал спектакля Ефремов объяснил тем, что зрители «не догнали» смысл пьесы, а саму пьесу назвал сложной для самарского зрителя.
Разве таковы должны быть русские творцы? Таким ли гражданином быть обязан деятель искусства? Псевдоинтеллигенция, сосущая титьку крупного капитала — лишь жалкое, развращённое деньгами и вседозволенностью г**но нации, дети великих родителей, которые не знают и знать не хотят «свой» народ, и помимо трансляции ему барыжьего мировоззрения косвенно способствуют его, народа, деградации. Глядя на результат собственных трудов, они вздыхают с мыслью, что «народ не тот», что население — быдло. В лучшем случае, они отнесутся к нему с жалостью, иногда — со стыдом, а в худшем случае — с отвращением. Им не понять причин этой деградации, им только и остается, что винить во всем «проклятый совок». И в любой спорной ситуации — призывать народ покаяться за грехи советской системы, компенсировать почти век «красного угнетения» денежными вливаниями в экономики всех «пострадавших» от СССР государств. Еще один отрывок из интервью Дудю:
—…Мы знаем теперь, как с Украиной помириться: надо им этот мост [Крымский мост] отдать и всё. Пускай они деньги берут за проезд, они счастливы будут и, может быть, Крым простят.
— А Крым нам прощать?
— Мне кажется, что нам надо с Украиной разбираться деньгами. Мне кажется, что, если Украине газ посылать 10–15 лет, то вполне можно договориться. А они поднимутся на этом.
Такова интеллигенция при капитализме! Проблемы разные (взгляд на актуальную политику с одной стороны и проблемы из личной жизни — с другой), а решение одно — откупись, и свободен! Мешая с грязью Советский Союз и его народы в своих «великих» произведениях, призывая платить и каяться, они думают, что развивают народ, делают ему одолжение, выполняют свою священную роль просветителей, а по факту плюют в его лицо! Обветшалые диссиденты и более юные антисоветчики могут сколько угодно повторять, что угроза в любой момент стать заключённым держала советского человека в страхе. Но вот уж где действительно было бы страшно жить, так это в мире свободы и демократии, который творцы видят во снах. В этом мире «право имеющие» в силу общественного положения смогут ездить пьяными, грабить, насиловать, убивать «тварей дрожащих» и оставаться безнаказанными. В этом мире простой человек в любой момент может не то что в тюрьму угодить, а просто и без затей быть убитым. Но при этом в «тоталитарном совке» были «кровавые лагеря смерти», а у творцов, видимо, будут «солнечные лагеря жизни». Так победим.
И время от времени происходят события, напоминающие, что их мечты становятся явью.
2010 год. Mercedez вице-президента «Лукойл» выехал на встречную полосу и врезался в Citroen. Водитель Citroen и пассажирка погибли. В процессе расследования внезапно оказалось, что ДТП не зафиксировала ни одна видеокамера, и на встречную полосу якобы выехала именно Citroen, потому следствие прекратилось «в связи с гибелью виновной.»
2013 год. Певец Витас на своём внедорожнике Infiniti сбил велосипедистку, которая получила перелом ноги. Певец вел себя неадекватно и пытался уехать с места происшествия, но это не удалось, и он заперся в машине, по приезде полиции изображал, что ему плохо, пытался избавиться от наручников, проходить медицинское освидетельствование отказался. Виновник отделался штрафом в 100 тысяч рублей.
В том же году сын экс-совладельца сети «М.Видео» Ларион Вуокила за рулём Ferrari насмерть сбил мужчину. Лариона доставили в больницу, откуда он самовольно ушёл и появился в полицейском участке вечером того же дня. С семьёй погибшего удалось достичь мирового соглашения, им выплатили около четырёх миллионов рублей. Арест заменили на подписку о невыезде, а затем дело и вовсе закрыли.
2018 год. Бывшая сотрудница министерства образования и науки Лилия Хоруженко на Volkswagen сбила 12-летнего мальчика на велосипеде. Ребёнок отделался ушибами, а Хоруженко подала в суд на его семью за повреждение зеркала заднего вида и царапины на кузове. В этом году она отсудила у пострадавших 120 тысяч рублей.
2019 год. Сын вице-президента МТС Алан Ибрагимов три часа гонялся с полицейскими машинами. В итоге его спорткар прижали во дворе, но Ибрагимов не выходил, и автомобиль брали штурмом. В салоне нашли два пакетика кокаина и гашиш. Через десять дней он вышел из СИЗО, а против полицейских, задержавших Ибрагимова, началась проверка.
Сколько еще примеров следует привести, чтобы скептики поняли, что происшествие с Ефремовым — не «баг», а «фича» агонизирующего капитализма? В буржуазных государствах общее равенство людей перед законом провозглашается лишь на словах. На практике пролетариат раз за разом сталкивается с несправедливостью. Он не имеет других способов продлить своё существование, кроме как за гроши наниматься к капиталисту, обладающему средствами производства, и продавать свою способность к труду. В таких условиях у всего класса пролетариата нет шансов обеспечить себе достойное существование, уж не говоря о накоплении богатства. В таких условиях класс капиталистов осуществляет свою власть над пролетариатом. Как писал Энгельс в «Анти-Дюринге»:
Даже и в таких обществах, которые движутся в классовых противоположностях, богатство, в той мере, в какой оно включает господство над людьми, является преимущественно и даже почти исключительно господством над людьми в силу и посредством господства над вещами <…> А в наше время даже шестилетний ребёнок поймёт, что богатство господствует над людьми исключительно через посредство вещей, которыми оно располагает.
Труд массы пролетариата — источник богатства единичных капиталистов. А потому богатство единиц возможно только там, где есть нищета миллионов. Вседозволенность единиц возможна только там, где есть бесправие миллионов. А безнаказанность единиц возможна лишь там, где имеет место жестокостью государственного аппарата по отношению ко всё тем же миллионам.
В любой буржуазной стране, в том числе и в РФ, государство действует в интересах привилегированного класса капиталистов и их высокооплачиваемой обслуги. Даже одна и та же сумма штрафа для бедного и богатого — разные по суровости наказания. Для первого 10 тыс. рублей — это половина зарплаты и тяжелая потеря для кошелька, для второго — всего лишь одна стотысячная доля ежемесячного дохода, утраты которой он даже не заметит.
В случае с серьёзными преступлениями разница ещё ощутимее, потому как против обвиняемого капиталиста скорее всего даже дела не заведут, найдут виновного рангом пониже. Так уже было в ситуации с ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове, так происходит на наших глазах в ситуации с разливом топлива в Норильске. Но даже (даже!) если дело удастся завести, то подчинённые «уважаемого человека» подкупят/надавят на пострадавшую сторону/судью, обратятся к знакомым из высших кругов власти, чтобы те повлияли на суд или на следствие, чтобы (внезапно) пропали записи с камер наблюдения и другие вещественные доказательства. Наконец, «уважаемый человек» всегда найдёт самого лучшего и самого дорогого адвоката, который сделает всё, чтобы «отмазать» своего клиента от наказания. Дело Ефремова — хороший тому пример. На стороне актёра засветились уже трое адвокатов: в первый день его защищал Виталий Чернышов, а сейчас его место занимают Эльман Пашаев и Елизавета Шаргородская.
Для пролетария же расходы на адвоката — это непозволительная роскошь. Он в принципе не обладает столь широким набором рычагов воздействия на буржуазный суд. Исключение составляют случаи, когда дело подвергается широчайшей огласке. Для семьи Захарова огромная удачей стало то, что их адвокат Александр Добровинский в целях пропиарить себя не взимает с них платы. Ещё большая удача — что вся страна следит за тем, чем обернётся судебный процесс. Ведь иначе, скорее всего не было бы контроля со стороны московской прокуратуры, МВД и Госдумы, и ситуация складывалась бы не в пользу семьи погибшего Сергея Захарова.
Заключение
Так как проблема системная, не следует зацикливаться на личности Ефремова, на его месте мог бы оказаться любой другой «уважаемый человек», у которого «дох**я денег», которому всё дозволено. Опыт последних десятилетий показывает, что, будь на месте Ефремова простой рабочий, правоохранительные органы не стали бы с ним так вежливо и обходительно разговаривать. В каком бы состоянии человек ни находился, его бы без разговоров отволокли в камеру предварительного заключения и оперативно, по-тихому лишили бы свободы на соответствующий срок. Никакого домашнего ареста. А наша богема вместо призывов пожалеть, отнестись с пониманием и сочувствием к пропащему человеку стали бы первыми, кто призвал бы его не то что посадить, а расстрелять! Банальная истина: все животные равны, но некоторые — равнее!
Эта трагедия наряду с множеством других является важным моментом в развитии пролетарского сознания. Автоавария — весьма удачная метафора на сегодняшнее классовое общество. Пролетарий, чтобы не умереть с голоду, вынужден из родного села ехать на заработки в другой город. Там он за копейки развозит по адресам деликатесы, которые может себе позволить только на праздник. В таком положении он беззащитен как в социально-экономическом плане, так и в служебном автомобиле. Ведь работодатель, экономя на расходах, закупает самые дешевые из возможных средства производства. Если бы буржуазное законодательство допускало, то автомобили сходили бы с конвейера без ремней, подушек безопасности, и даже без лобовых стёкол!
Пролетариат в капиталистическом обществе не обладает «подушками безопасности», есть только приводной ремень на его шее. И с каждой новой аварией по вине очередного «золотого мальчика» или «престарелого рок-н-ролльщика» этот ремень будет натягиваться всё туже, пока не вспыхнет непреодолимое желание его разорвать. В том случае, если Ефремову удастся выйти сухим из воды, пролетариат станет еще на шаг ближе к осознанию простой истины — рассчитывать на государство буржуазии в поисках справедливости нельзя. Справедливость необходимо брать своими руками, драться за неё и отстаивать её до последней капли крови.
Семье Сергея Захарова в этой ситуации мы искренне соболезнуем. Нам не понять всей горечи утраты столь близкого человека. Мы уважаем и разделяем их стремление добиться справедливого приговора вопреки попыткам противоположной стороны откупиться. Также искренне сочувствуем родным Михаила Ефремова. Для них это событие — неменьшая трагедия. Самому Ефремову мы желаем той самой старомодной и многими позабытой справедливости, он её заслужил.