Время чтения ~ 16 минут

Презрительный взгляд и плечи в погонах

Сотрудник-здоровяк ведёт, словно маленького щенка, девушку-подростка мимо толпы в автозак. Трое полицейских сопровождают пожилую неагрессивную женщину лет пятидесяти, держащую политический плакат. От четырёх до шести омоновцев в полном обмундировании резиновыми дубинками избивают безоружного молодого человека. Это небольшие, но типичные эпизоды с протестных акций 2018 года. Самое приличное, что слышат на таких мероприятиях стражи порядка — «Позор!». Кому-то из них, возможно, стыдно, кто-то оправдывается соблюдением законов и приказов, а кому-то вообще такой ход вещей по душе.

«Моя полиция меня не бережёт» — вот актуальная интерпретация крылатой фразы. Действия правоохранительных органов на протяжении новейшей истории Российской Федерации открывают глаза населению на сущность этой структуры. В связи с этим люди постарше часто вспоминают и сравнивают сегодняшних служителей порядка с советскими, а помоложе — пытаются понять, в чём различие между советской милицией и российской полицией.

Мы попробуем объяснить.

Для начала разберёмся, что такое милиция и полиция, и когда они появились в России.

Так как во всевозможныхсовременных толковых словарях и энциклопедиях определения слов немного отличаются, дадим обобщенные. У «милиции» значений слова два: первое, более старое, произошедшее от латинского слова militia (войско) — это добровольная народная армия, ополчение, временно создающееся в особых условиях жизни государства; второе — административно-исполнительный орган государства, обеспечивающий охрану общественного порядка и ведущий борьбу с преступностью и правонарушениями. «Полиция», — слово произошло от греческого politeia (государство, город) — это тоже государственный орган по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, обладающий широким кругом обязанностей. Как отмечал ещё Карл Маркс, эта организация очень стара: 

…публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство…

К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 издание, том 21, страница 118

Полиция в России возникла раньше — Пётр I учредил её в 1718 году, и делилась она на общую, расследующую уголовные дела, и на политическую. Вся система Департамента полиции, входившая в Министерство внутренних дел, была наделена обширными полномочиями, поскольку являлась одной из основ власти монарха. Ленин писал:

Царское самодержавие есть самодержавие полиции.

В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 издание, том 7, страница 137

Прекратила своё существование царская полиция после Февральской революции 1917 года. Временное правительство, распустив символы карательной политики царизма (вопреки распространённому заблуждению, что это сделали большевики) постановлениями «Об утверждении милиции» и «Временным положением о милиции» создало народную милицию.Но уже после Великой Октябрьской Социалистической революции Всероссийский съезд Советов ликвидировал Временное правительство и его органы, включая милицию.

Новую рабочую милицию учредили 10 ноября 1917 года декретом «О рабочей милиции», а в мае 1918 года коллегия Народного комиссариата внутренних дел приняла решение о том, что милиция должна существовать как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции», тем самым переведя организацию в профессиональную сферу.

С крахом Советского Союза никакого изменения структуры охраны правопорядка не произошло, а все учреждения МВД СССР, находившиеся на территории России, были переведены под юрисдикцию РФ. 18 апреля 1991 года вступил в силу закон «О милиции», регулирующий (с отдельными поправками, внесёнными позднее) её деятельность вплоть до 2011 года, пока не была проведена масштабная реформа Министерства внутренних дел.

В августе 2010 года президент России Медведев во время обсуждения реформы МВД предложил переименовать милицию в полицию, объяснив свою инициативу так: «ещё со времён Октябрьской революции органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией. Тем самым подчеркивался их народный, или, как принято было говорить, рабоче-крестьянский характер, имея в виду, что это по сути дружинники в погонах. Но нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно».Озвучив дежурный антисоветский миф о некомпетентности органов, Дмитрий Анатольевич взбудоражил общество, заставив пристально наблюдать за продвижением закона.

Помимо переименования, закон, по словам правительства, преследовал более значимые цели: поднять репутацию и уровень доверия, уничтожить коррупцию и очистить МВД от непрофессиональных и недобросовестных сотрудников, улучшить материальное положение работников. Для этого требовалось выполнить задачи:

а) Сократить число стражей порядка на 20%, провести переаттестацию всех работников органов;

б) Увеличить зарплату и пенсии сотрудникам органов внутренних дел;

в) Закрыть некоторые управления и департаменты, перестроить структуру МВД, освободить органы от «несвойственных» функций (вытрезвители, мигранты и т.д.);

г) Ввести систематическую ротацию руководящего состава, которая должна помочь в борьбе с коррупцией.

Невзирая на несогласие большинства населения с переименованием и другими поправками, закон «О полиции» был принят — всё в лучших традициях постсоветской демократической власти (аналогичные примеры — референдум о сохранении СССР или недавнее повышение пенсионного возраста).

Проанализировав заявления правительства и принятый закон, мы установили настоящие цели реформы:

«Централизация власти». Теперь деятельность полиции финансируется только из федерального бюджета, хотя ранее милиции платили ещё и из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и различных поступлений. «Кремль» взял управление полностью под свой контроль, лишив независимости органы субъектов. Сюда же добавляются популистские лозунги про борьбу с коррупцией — объявленная смена кадров позволяет ставить в руководстве нужных людей вместо самостоятельных.

«Полицейское государство». В высшей степени изменились структура и смысл закона: убраны все ссылки на принцип гуманизма, статьи об ответственности сотрудников при превышении полномочий. Законодательство стало туманным, в частности, понятия преступления и административного правонарушения заменены на неясное «противоправные действия» без конкретизации, против чьих прав это действие направлено (ст. 13). Крайне расширились полномочия полиции, напрямую касающиеся прав и свобод граждан: введено разрешение на разгон любых мероприятий (п.14 ч.1 ст.14), разрешено задержание участников этих мероприятий вне рамок административного законодательства; разрешена проверка документов у граждан без оснований (ст. 28), сильно расширена возможность личного досмотра (ст. 14); увеличены полномочия по применению силы, спецсредств и оружия (ст. 20) и так далее.

«Чистка». Заявленная переаттестация, маскируемая сладкими речами о выявлении непрофессиональных и «плохих» полицейских, на деле является банальной показушной чисткой кадров, ведь это повод избавиться от нелояльных, неугомонных или чем-то мешающих сотрудников.

«Ребрендинг». Переименование милиции, не считая идеологического контекста — обособить данную группу людей и размыть её связь с народом, несёт в себе любимую цель чиновников: обогащение. Проекты федерального масштаба всегда подразумевают значительные расходы, а там, где есть большие государственные деньги — там процветает коррупция.

Так как с момента реформы прошло уже более 7 лет, и давно известны её итоги, мы можем убедиться в верности этих рассуждений. 30 октября 2013 года в Совете Федерации новый глава МВД Владимир Колокольцев признал провал реформы, обозначив его эвфемизмом «результаты, которых от нас ждало общество, не достигнуты». Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, член расширенной рабочей группы по реформированию МВД Александр Хинштейн заявил о росте: коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками полиции, на 33%; уличной преступности на 18%; количества аварий и ДТП.

С профессиональной точки зрения описал результаты реформы Владимир Мысин, полковник милиции в отставке, бывший начальник управления по борьбе с организованной преступностью Томской области: «В большинстве регионов увольняли не самых плохих, а самых неугодных, которые не боялись отстаивать свою позицию… В первую очередь под сокращение попали те, кто выслужил пенсию, то есть самые опытные люди, которые должны быть наставниками для молодых… Сокращение больше всего коснулось тех служб, которые реально боролись с преступностью: патрульно-постовой службы, ГИБДД, инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов… Другим результатом уменьшения численности полиции стало увеличение нагрузки на оставшихся. А так как зарплата стала хорошей, то многие начальники решили, что теперь у них есть право требовать от подчиненных работать еще больше… Ротация руководящего состава обернулась снижением уровня профессионализма».

Провалившаяся реформа объявленных задач не решила, но реальные цели были достигнуты. Мы получили современную полицию, которую попробуем сравнить с милицией Советского Союза. Однако для полной ясности нам нужно рассмотреть ещё одну выполняющую полицейские функции организацию — Росгвардию.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Нацгвардия, Росгвардия, — орган исполнительной власти, созданный президентом Владимиром Путиным 5 апреля 2016 года на основе Внутренних войск МВД. Главой назначен бывший охранник Владимира Владимировича — Виктор Золотов. Подразделение находится в прямом подчинении президента России.

Нацгвардия, забрав часть ресурсов и полномочий у органов внутренних дел, «захватила» также часть интересов и ФСБ. Главными задачами спецслужбы стали:

— Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения (совместно с МВД);

— Борьба с терроризмом и экстремизмом;

— Территориальная оборона;

— Охрана важных государственных объектов и специальных грузов, вневедомственная охрана;

— Контроль частной охранной деятельности и оборота оружия.

Несмотря на то, что Росгвардия орган исполнительной власти, Путин предоставил Золотову уникальный спектр полномочий. Служба наделена правами: внесения законов в подконтрольных сферах деятельности, разработки методологии научно-исследовательской деятельности в подготовке кадров, проведения статистических исследований, разработки программ профессионального образования и т.д. Росгвардия имеет доступ ко всей информации в органах власти, субъектах, объединениях и организациях. Еще больше повышает положение службы указ, в соответствии с которым Армия России в случае необходимости должна предоставить свои войска Национальной гвардии, что означает её главенство.

Бойцы Золотова имеют право: открывать огонь на поражение без предупреждения, досматривать любой автотранспорт, проводить мероприятия по установлению личности лю2бого гражданина, входить на любой частный или государственный объект, предприятие. В отличие от МВД, Росгвардия может использовать не только табельное, но и тяжелое пехотное оружие, например артиллерию, а так же вертолеты и БТР.

По словам властей, причина появления данного органа заключена в необходимости эффективной борьбы с нарастающей угрозой терроризма. Но если вспомнить, при каких условиях создавали Нацгвардию, — а это продолжающийся с 2014 года экономический кризис, возрастание социальных проблем (имущественное неравенство, уничтожение медицины и образования, коррупция, алкоголизм и наркомания), «цветные революции» в странах СНГ и другие факторы народного недовольства, — то сразу становится понятна причина возникновения этой службы.

Осенью 2017 года Золотов сообщил, что численность службы вдвое превысила штат бывших Внутренних войск — на тот момент количество росгвардейцев составляло более 340 тысяч, и имеется план увеличения еще на треть до 2021 года. Хотя некоторые специалисты утверждают, что присутствие охраны в официальном составе Нацгвардии искажает данные о численности, ведь они не вооружены и не участвуют в наведении порядка, — мы понимаем, что Росгвардия сама контролирует оборот оружия, и ничто не помешает выдать оружие и «охранникам».

По факту, президент создал армию внутреннего назначения, несущую полицейские функции, но в состав полиции не входящую.

По существу, детально сравнивать эти структуры — сложно, да и не нужно. Во-первых, за свою жизнь Советский Союз перенёс большое число серьёзных событий и испытаний: от гражданской войны и интервенции до Великой Отечественной войны и перестройки. В Российской Федерации за ещё меньший срок тоже произошло немало трагических эпизодов. Всё случившееся со страной и её народом оставляло «наследство», способствовавшее повышению уровня преступности. Во-вторых, как в СССР, так и в РФ органы МВД претерпевали изменения и реструктурирования, что сказывалось как на эффективности работы, так и на подсчёте статистики. В-третьих, многие данные по Советскому Союзу до сих пор отсутствуют в открытом доступе, ввиду их секретности в своё время, а по РФ статистика часто имеет неструктурированный и неполный вид.

Наше сопоставление «в лоб» будет достаточно условным, но тем не менее даже эта информация позволит нам понять разницу между органами правопорядка.

Работу служб можно оценивать по многим критериям и параметрам, но для простоты мы рассмотрим три основных: численность, результативность работы и отношение населения.

Численность

Данные по численности милиции СССР в интернете очень скудны, имеется лишь количество сотрудников МВД (причём оно указано без милиции) за 1953 год — 1 095 678 человек, куда входили не только административные и управляющие подразделения, но и различные службы, в составе МВД РФ не числящиеся, например пожарная охрана или пограничные войска. По непроверенным данным, на 100 тысяч человек было порядка 250-330 милиционеров, что при 188 миллионах населения выходит в 470-620 тысяч. В дальнейшем вместе с ростом численности населения рос и штат стражей правопорядка в сохраняющейся пропорции. Это подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации №408 от 20.06.1992, в котором указано повысить число работников органов внутренних дел на 43 тысячи до 521 206 единиц.Следовательно, на момент развала Союза, в 1991 году в милиции было порядка 478 тысяч человек, что равняется 323 сотрудникам на 100 000 населения.

Статистику численности милиции/полиции РФ (без персонала по охране и обслуживанию зданий) можно посмотреть ниже на диаграмме 1. Стоит отметить, что до 2016 года в личный состав МВД входили и Внутренние войска, на базе которых создали Росгвардию, которая в свою очередь стала считаться отдельно. Начиная с 2010 года, сохраняется тренд на понижение количества блюстителей порядка, однако это не касается растущего числа бойцов Нацгвардии, куда по большей части и переводятся служащие из полиции, формально сокращая показатель штата. В сумме число сотрудников служб, выполняющих полицейские функции, растет (учитывая заявления главы Росгвардии).

Диаграмма 1. Численность сотрудников МВД РФ и Росгвардии в 2006-2018 годах, человек

Если сравнить количество полицейских, включая росгвардейцев, на 100 000 населения, то мы получим 635 человек в 2016 году и 765 человек в 2018. Этот показатель выше в два раза количества милиционеров СССР. Возможно, бо́льшее число блюстителей порядка лучше выполняет свою работу? Посмотрим далее.

Результативность работы.

Главным критерием эффективности работы органов внутренних дел можно считать уровень преступности, и её динамика.

Диаграмма 2. Динамика преступлений в СССР в 1956–1991 годах, количество зарегистрированных преступлений на 100 000 человек

Из диаграммы 2 видно, что преступность в Советском Союзе росла плавно и медленно до конца 70-х годов, затем она начинает резко возрастать по мере приближения к «перестройке». Достигает максимального значения в последний год существования СССР.

Диаграмма 3. Динамика преступлений в РСФСР и РФ в 1985–2017 годах, количество зарегистрированных преступлений на 100 000 человек

Диаграмма 3 показывает значительное повышение преступности с приходом рыночной экономики. Кульминация приходится не на «лихие девяностые», а на середину «тучных и стабильных» нулевых; в настоящее время преступность находится чуть ниже уровня 1991 года.

Как видим, даже самый низкий показатель учтённых преступлений в РФ превышает самое высокое значение в СССР — 1 402 (2017 год) против 1 112 (1991 год) на 100 000 человек соответственно. По РСФСР величина преступности только сейчас, спустя 27 лет капитализма, смогла опуститься на уровень 1991 года.

Также добавим, что латентная, то есть неучтённая по каким-либо причинам преступность в статистике отсутствует. О её величине в Советском Союзе можно судить по воспоминаниям знакомых, высказываниях профессионалов, исторической хронике и даже по художественным произведениям. И уровень такой преступности был крайне низок. В России, наоборот, величина варьируется от скромных, предложенных Генеральной прокуратурой, 10% до шокирующих 60% («только около 40% потерпевших от преступных посягательств россиян подают заявление в милицию» — телеканал НТВ, передача «Честный понедельник», 22.11.2010) всех преступлений. По данным книги «Российские реформы в цифрах и фактах», доля заявлений, по которым возбуждены уголовные дела, упала от 17% в 2006 до 6% в 2014, когда в СССР этот показатель во времена «перестройки» рос от 52% до 73%. По словам генпрокурора России Юрия Чайки, количество зарегистрированных преступлений уменьшается, но он не понимает причину тенденции снижения, так как «сохраняются трудности в социально-экономической, нравственно-психологической и иных сферах общественной жизни». Этим подтверждается проблема массового нарушения учёта преступлений.

Постепенно меняется и структура преступности — в данный момент наблюдается рост количества преступлений экономического характера, которые наносят больший вред населению, чем, допустим, «бытовые». Коррупция «поглощает» сотрудников органов — начиная с 2012 года число привлечённых к уголовной ответственности полицейских растёт в среднем на 10-15% в год, а президент отмечает, что основная масса раскрытых коррупционных дел — «мелочёвка». Сам факт признания проблемы на государственном уровне показывает достижение ею той критической отметки, когда умалчивать уже невозможно.

Теперь мы видим, что даже при повышенной численности органы правопорядка Российской Федерации работают хуже, чем аналогичная структура Советского Союза.

Отношение населения.

Опросы общественного мнения различными центрами мы отбросим в сторону. Понять отношение населения к сотрудникам МВД можно нехитрым, хотя и спорным способом — достаточно посмотреть на ассоциации,связанные с блюстителями порядка.

В СССР милиционер ассоциировался в первую очередь с такими персонажами как Глеб Жеглов и Владимир Шарапов, Дядя Стёпа, Знаменский-Томин-Кибрит (ЗнаТоКи). Это честные и отважные, умные и ответственные профессионалы. Да, отчасти это была «позитивная пропаганда» органов МВД, но народная любовь на пустом месте не возникает, и заурядной «промывкой мозгов» её не получить.

Капиталистическая Россия порождает в сознании людей безличных «оборотней в погонах», сейчас более-менее забываемых, поехавшего майора Евсюкова, полковника Захарченко и, как квинтэссенцию полицейского насилия, — бутылку шампанского. Обобщенно это — преступники, коррупционеры, убийцы и насильники. Человечные и достаточно симпатичные герои сериала «Улицы разбитых фонарей» на таком фоне просто блекнут, к тому же нужно учитывать, что произведения, по которым снимались «Улицы», написаны экс-милиционером советской закалки Андреем Кивиновым.

Итак, мы добрались до главного вопроса: в чем разница? Почему советской милиции удавалось осуществлять свою работу лучше, а российская полиция утопает в коррупции и насилии, ведь по определению, теоретически — обе эти структуры одинаковы?

Милиция или полиция — это исполнительный орган власти, элемент государства, а он в свою очередь «есть орган господства определённого класса, который не может быть примирён со своим антиподом». И принципиальная разница заключена в том, на страже чьих интересов стоят органы внутренних дел. Главное отличие не в названии и не в людях (личностях), а в базисе.

Нельзя оценить деятельность МВД, отрываясь от общественного строя, поэтому при социализме, когда милиция руководствовалась принципами социалистической законности, и органы и общество одинаково стремились к выгодной всем цели. Народ помогал поддерживать правопорядок как косвенно, когда высокий культурный и нравственный уровень населения не давал оснований для разгула массовой преступности, так и явно, организовывая патрули народных дружин или продуктивно применяя механизм общественного порицания. Отсюда и бо̐льшая эффективность работы милиции СССР.

А при капитализме, когда ребёнок буквально с молоком матери впитывает принцип «человек человеку волк», рыночная экономика и погоня за наживой искажают его сознание, главная задача полиции не безопасность всего общества, а безопасность меньшей его части, то есть сохранение существующего буржуазного правопорядка.

Органы внутренних дел, как часть правящего класса, являются и его «зеркалом», а значит и все процессы, происходящие во власти, находят место и в МВД — коррупция, насилие и непрофессионализм тому подтверждение. Здесь, кстати, можем порадоваться за бывшего президента России Дмитрия Медведева, чье желание «полиция должна соответствовать уровню развития экономики и общества» сбылось.

К слову, если бы переименования в 2011 году не произошло, ничего бы не изменилось. «Полиция» была и в соцстранах, например в ГДР, а «милиция» благополучно существует в Белоруссии. Смена названия — лишь приём, усиливающий разделение между народом и сотрудниками МВД.

Сегодня мы имеем полицейские органы, превышающие как по численности, так и по полномочиям (включая репрессивного характера) милицию Советского Союза, но с более низкой эффективностью работы. Может, львиная доля этих людей нужна не для борьбы с преступностью?

Как в любых больших группах людей, в милиции СССР и полиции РФ, были и есть хорошие и плохие личности. Но стоит помнить, что в прогрессивном, стоящем на пути социального равенства обществе работа органов правопорядка направлена во благо трудового большинства. Тогда как при капитализме люди в погонах и синей форме, презрительно взглянув на простого человека, примутся беспрекословно выполнять «приказ», в том числе и антисоциальной направленности.