Пенсионный возраст без социализма: всё выше и выше


Уничтожение Страны Советов негативным образом повлияло на жизнь её населения. Достигнутые благодаря Октябрю права всегда были, есть и будут ненужными тратами — по мнению буржуазии. Действительно, зачем оказывать достойную материальную поддержку нетрудоспособному населению, если эти средства можно освоить традиционным для эксплуататоров способом — присвоить?

В данной статье мы кратко рассмотрим основные пенсионные права граждан, живущих в суверенных осколках Советского Союза.

Трудящиеся братских народов, не так давно совместными усилиями строившие социализм, в разной степени продолжают терять свою социальную защищённость. Если в 90-е годы пенсионное законодательство на территории бывшего СССР оставалось преимущественно советским, то к сегодняшнему дню оно претерпело серьёзные изменения.


В Российской Федерации в прошлом году гарант Конституции заявил об отсутствии других альтернативных источников финансирования пенсий. На основании чего избранные представлять интересы народа слуги приняли «выстраданное» решение о повышении общего возраста выхода на пенсию к 2028 году до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин[1]. Помимо подавляющего большинства населения, данные «инновации» затронули и такие категории людей, которым в силу тяжести профессии социалистическое государство дало право выхода на пенсию до общеустановленного срока. И теперь трудящиеся сфер просвещения и здравоохранения, для ротации кадров которых некогда был установлен 25-летний срок выслуги (30 лет для городских медработников), помимо предыдущих повышений[2] получат право на заслуженный отдых ещё на 5 лет позже[3]. Жители Крайнего Севера вместе с низкой температурой чувствуют на себе и холодное дыхание капитализма, который не мог не забрать 5 лет жизни из заработанного отдыха[4].

Республика Беларусь в 2017 году вступила на путь повышения пенсионного возраста. К 2022 году он достигнет 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Трёхлетний срок дополнительной обязательной работы на благо буржуазии был распространён как на пенсии за выслугу лет, так и на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме этого, медицинские и педагогические работники, имеют право на пенсию только на 5 лет раньше общеустановленного срока, т.е., с учётом повышения, в 58 для мужчин и 53 для женщин, при наличии специального стажа в 30 и 25 лет соответственно[5].

Так как территория данного государства не расположена на территории Крайнего Севера, то пенсии работникам северных широт оно не выплачивает. Поэтому гражданам РБ, трудившимся в условиях холода есть только один выход — приобретать гражданство РФ, которая является единственной, кто по объективной причине принял в наследство пенсионные права работников севера. Беларусь, являясь обычным капиталистическим государством (несмотря на частично сохранённую символику), действует в интересах правящего класса, поэтому не стоит питать иллюзий насчёт его заботы о благосостоянии людей труда.

В Украинской Республике дела обстоят не лучше. Возраст выхода на пенсию для рвущейся в Европу державы является единым для мужчин и женщин — 60 лет[6]. Но раз уж здесь, как и в подавляющем большинстве государств бывшего Союза, стаж считают по уплате страховых взносов (вместо общественно полезной деятельности), то будущим пенсионерам необходимо ещё заработать минимальный общий страховой стаж. К 2028 году он достигнет не менее 35 лет. Если к 60 годам гражданин Украины не насобирает необходимый страховой период, то ему придётся отложить выход на пенсию сперва до 63, а в случае неудачи — до 65[7]. И даже при нехватке стажа в такие преклонные годы родное государство всё равно даёт своим гражданам возможность заработать пенсию позже. Но это еще не всё. С 2028 года она будет назначаться совершенно независимо от возраста, но при наличии 40 лет страхового стажа. Пока ещё сохраняются льготные пенсии при работе в особо опасных и особо тяжёлых условиях (Список №1), хотя и с учётом повышения возраста (50 лет), в опасных и тяжёлых (Список №2) — 55 лет.

Республика Армения тоже отстаивает равноправие мужчин и женщин. Кстати, представителям различных движений, борющиеся якобы за права женщин, возможно, нравится таковой опыт соседей. Ведь исключая половую дискриминацию, армянская буржуазия установила единый 63-х летний возраст выхода на государственную пенсию по старости[8]. Другие виды пенсий также были лишены сексистских предрассудков. Пенсиям за выслугу лет для работников просвещения и здравоохранения не нашлось места в светлом капиталистическом настоящем. А вкалывая  по Списку №1 граждане и гражданки знают —  нужно потерпеть до 55 лет (трудящимся по Списку № 2 — до 59). Но осознают ли они, что их терпение направлено во благо инициаторов «реформ»? Хороший вопрос для всех братских народов.

Республика Казахстан уже приличное время как встала на путь развития цивилизованных стран. Ещё с 2001 года пенсия назначается мужчинам в 63 года, а женщинам в 58 лет[9]. Последние к 2027 году будут выходить на заслуженный отдых вместе с первыми[10]. Педагогов и медработников лишили пенсии за выслугу лет в 1998. Преследуя «благую цель» — установление «подлинного» равноправия для всех граждан взамен советской уравниловки, казахстанское правительство ликвидировало право на достойную старость для трудящихся профессий с опасными и тяжёлыми условиями труда[11].

Активно борющиеся с «оккупационным» советским наследием прибалтийские хозяйственники идут в ногу с европейским прогрессом. Эстонская Республика, как и многие другие, находится в переходном периоде. К 2026 году возраст выхода на пенсию составит аж 65 лет для обоих полов[12]. Пока ещё сохраняются пенсии по Спискам № 1 и № 2[13]. Такие же дела творятся в Латвийской[14] и Литовской Республиках[15]. Однако их власти пошли дальше, и сказали — «нет» льготному пенсионному обеспечению. Обязательный порог страхового стажа в некогда «витрине» Страны Советов также повышается.

Азербайджанская республика тоже может похвастаться значительными темпами роста. Уже сегодня до пенсии нужно трудиться до 63 и 60 лет. В ближайшее время (для мужчин к 2021 году, а для женщин к 2027 году) общий возраст выхода на пенсию достигнет 65 лет[16]. В Республике Молдова устанавливается стандартный пенсионный возраст. 63 года для мужчин (кстати, не так давно он был 62), а к 2028 году — для женщин (повышение для представительниц прекрасного пола составит — 6 лет)[17]. Дедушки и бабушки Грузинской Республики выходят на пенсию в 65 и 60 лет соответственно[18]. Списочники в этих государствах перестали иметь право на пенсию на льготных условиях, а пенсии за выслугу лет для работников педагогов и медработников отменены. Хотя в Республике Таджикистан напротив, при выходе на пенсию в 63 лет для мужчин и 58 для женщин[19] представители льготных профессий пока ещё могут пользоваться оставленным нашими общими предками правом на заслуженный отдых.

Республика Туркменистан «отсрочила» старость на 2 года. Для мужчин она наступает в 62 года, для женщин — в 57 лет[20]. До этого возраста в бодром здравии должны работать и трудящиеся сфер просвещения и здравоохранения. В Кыргызской Республике «стимулирование» труда проходит чуть более успешно — 63 и 58[21]. Работники с опасными и тяжёлыми условиями труда в этих республиках пока ещё не «уравнены» в правах с остальными.

Так получилось, что единственным признанным на международной арене постсоветским государством пока ещё не начавшим «продление трудоспособности» является Республика Узбекистан. До 2022 года люди смогут получать пенсию в 60 и 55 лет[22]. Но «выстраданное» решение уже принято, и после 2027 года её граждане будут вырабатывать свой трудовой ресурс не к установленному советскими учёными сроку, а к 63 и 58 годам. Сохранены в оптимизированном виде права медработников и педагогов, которым дали право на пенсию ранее общеустановленного срока на те же 5 лет. Продолжают выходить на пенсию раньше обычных работяг и «списочники»[23].

Несмотря на наличие в государственной геральдике Приднестровской Молдавской Республики символа союза рабочих и крестьян, она, к сожалению, является таким же буржуазным государством. Общий возраст выхода на пенсию пока что остаётся советским, но уже имеются и регрессивные сдвиги. Так, люди, чьё призвание заключается в заботе о наших здоровье и знаниях, имеют возможность выходить на пенсию раньше общего срока не более чем на 5 лет[24].

Характерной чертой раздробленных республик является сохранение пенсионных гарантий для представителей охраны установленного в результате Перестройки порядка. Всевозможные силовые службы (военные, полицейские (местами — милиционеры) и пр.) пользуются завоеваниями того строя, от наступления которого наняты оберегать. Хотя и этот сук, на котором держится буржуазия, понемногу начинает ощущать на себе её острые зубы, как это уже вовсю происходит с чиновничьими аппаратами. В некоторых государствах постепенно начинают увеличивать выслугу лет и для силовиков (например, на Украине[25]), разговоры об этом идут и в других, включая Россию.

***

На основании проведённого обзора видно, что основным признаком для всех государств выступает постепенное урезание пенсионных прав. Помимо повсеместного повышения возраста выхода на пенсию различные категории людей со сложными условиями труда также вынуждены долгие годы тратить оставшееся здоровье. Но не на детей и внуков, и даже не на себя. А на тех, кто так или иначе присваивает себе результат труда рабочего человека. Поэтому, невзирая на границы, мы — дружно, бок о бок продолжаем идти по пути регресса, активно сплачиваемые вокруг своих правительств взаимной ненавистью по отношению друг к другу.

Растущее различие пенсионного законодательства становится ещё одной преградой для тех, кто планирует поменять место в пределах нашей страны. С 1992 года осколки некогда великой державы начали заключать между собой международные соглашения в области пенсионного обеспечения. Это, по заверениям взявших власть у Советов, должно было как сохранить приобретённые в СССР пенсионные права, так и помочь теперь уже мигрантам получить пенсию по законодательству другого государства, в которое они переехали после работы за новой границей. Но и здесь не всё гладко. Практически не решена проблема непризнанных или частично признанных государствах — Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, а с недавних пор Донецкой и Луганской народных республик — как считать трудовой (ныне — страховой) стаж, если нет соответствующих соглашений между государствами? Если с точки зрения некоторых признанных государств таких республик не существует, то, значит, никакого стажа трудящиеся там люди заработать не могут.

Более того. Годы суверенного существования не могли не отразиться на возможности выхода на пенсию. Например, при переезде из Российской Федерации в Республику Беларусь стаж работы на Крайнем Севере, как упоминалось ранее, не учитывается. И даже если в Российской Федерации уже была назначена таковая досрочная пенсия, то при смене гражданства и обращении в Пенсионный фонд РБ до достижения местного пенсионного возраста следует отказ. Этому сопутствуют бесконечные объяснения, мол, в Белоруссии нет северных территорий, поэтому и период работы (даже в советское время) — не нужен. А не нужен он, как мы уже довольно часто повторяем, только тем, кто решил «сэкономить» на старости ограбленных и неимущих.

Другой пример — переезд из Республики Казахстан. Хотя её северный сосед ещё не до конца отобрал досрочный выход на пенсию для педагогов и медработников, он всё же не рад их прибытию из тех государств, где с этим уже разобрались. Так прибывшие потенциальные пенсионеры обнаруживают, что, несмотря на их фактическую общественно полезную деятельность на территории Казахстана, в Российской Федерации их, казалось бы, льготный стаж — не нужен.

И подобных примеров много. Разумеется, все действия пенсионных служб работают исключительно в соответствии с международными договорами и местными законами. Но, как известно, закон — это правовое выражение воли правящего класса. Класса, растащившего огромную страну, и продолжающего грабить её население — нас с вами. Рабочие места, достойная заработная плата, бесплатные медицина и образование, социальное обеспечение — это будущее, не так давно построенное нашими предками. Вот что у нас забирают. А уже завтра оно не достанется нашим потомкам. И сможем ли мы, глядя им в глаза, ответить на вполне логичный и закономерный вопрос — где были и что делали?

Выбор за нами: стыдливо опустить глаза или… бороться сейчас!


Предыдущие статьи серии:

О пенсиях в РФ — https://pbd.su/агитпечь/досрочная-пенсия-в-рф
О пенсиях в СССР — https://pbd.su/агитпечь/пенсии-в-ссср-право-рабочего-класса
О пенсиях в Российской империи — https://pbd.su/агитпечь/пенсии-в-российской-империи-право


Примечания


Правовые документы


Периодические издания

  • Анбрехт Т.А. Пенсионные системы государств — членов Евразийского экономического союза: перспективы развития // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 29 – 33.
  • Данильченко Д. Досрочная пенсия в Российской Федерации: отобранное право [электронный ресурс]  // URL: https://pbd.su/агитпечь/досрочная-пенсия-в-рф
  • Зубкова И. Пенсия в СНГ // «ЭЖ-Юрист», 2009, № 17.
  • Плыкина О.А. Вопрос-ответ // Налоги. 2009. № 44. С. 20 – 21.
  • Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. 176 с.
  • Чирков С.А. К вопросу о сохранении пенсионных прав работников-мигрантов, выехавших в государства — участники территориальных международных договоров // Трудовое право. 2009. № 11. С. 97 – 109.
  • Чирков С.А. К вопросу о международном праве социального обеспечения // СПС «Консультант Плюс». 2015.
Please Login to comment