Об истории паспорта. От запретов к свободе. Часть 1
Уважаемый читатель! Научно-агитационные статьи не пользуются большим спросом. Масса текста, сухие факты, отсутствие интриг и элементов развлечения. Да и авторы, являясь такими же как вы — обычными людьми, не всегда могут тронуть своим пером умы и сердца читателей.
Некоторые авторы обвиняют потенциальную аудиторию, например, в нежелании читать большие (по современным молодёжным меркам) наборы слов, усваивать значительные объёмы информации. В общем — в лени.
Но как плохие учителя обвиняют в неуспеваемости учеников, так и недобросовестные авторы сваливают свои недоработки на якобы пассивность людей. Поэтому мы так делать — не будем. А будем давать вам, уважаемый читатель, новые порции знаний. Ведь эти порой нудные кирпичики со временем могут превратиться в крепкую стену знаний, которая без труда будет выдерживать осады бесчисленных сил буржуазных агитаторов.
Однако если качество «кирпичного завода» оставляет желать лучшего, то мы просим вас помочь улучшить агитационно-пропагандистский материал журнала «Победитель» беспощадной, но при этом взвешенной, непротиворечивой, последовательной и… доброжелательной критикой.
***
Сегодня
Паспорт обязателен для всех граждан Российской Федерации и других республик бывшего СССР. При его отсутствии невозможно было бы свободно передвигаться, выбирать место постоянного и временного проживания, устроиться на работу, выйти замуж или жениться, получить медицинскую помощь, и многое другое. Паспорт необходим для сбора сведений о динамике численности населения на той или иной территории государства, а также для поиска нарушивших правовую волю правящего класса — закон.
В данной статье мы поговорим о законодательных основах паспортной системы России в первой половине XX века, и проследим путь развития права передвижения в пределах нашей страны.
В начале прошлого столетия предшественники паспорта именовались видами на жительство и делились на три группы: паспортные книжки (бессрочные и сроком на 5 лет), плакатные паспорта (до 1 года) и краткосрочные билеты для отлучки.
Основное назначение вида на жительство заключалось в удостоверении личности и праве на временный выезд из постоянного места жительства (в тех случаях, когда его необходимо было получить).
Под постоянным местом жительства в зависимости от сословия понималось: место, где подданные имели недвижимое имущество или домашнее обзаведение (движимое имущество), или были заняты по службе (для дворян, купцов, чиновничества, почетных граждан и разночинцев); город или место, где они были причислены к мещанскому или ремесленному обществу (для мещан и ремесленников); сельское общество или волость, к которой они были
Правила паспортизации и формы видов на жительство различались в зависимости от территории проживания, сословия, национальности, рода занятий и имущественного положения. Например, дворянам выдавались бессрочные
По общему правилу мужчинам паспорта выдавались с 17 лет, а женщинам с 21 года. Причём до 1914 года замужняя женщина была сильно ограничена в получении вида на жительство. Паспортные книжки оформлялись на имя мужа, а уже в них содержались сведения о супруге и детях. Одним документом удостоверялась личность всех членов семьи. До этого получение ими отдельных паспортов и билетов происходило только с
С изданием Высочайшего указа в 1906 году «городским жителям больше
Современники тех событий писали: «…потребовалось 45 лет и страшная смута и народные волнения последних двух лет для того, чтобы отменить только некоторые ограничения, тяжёлым гнётом тяготившие над так называемыми поданными классами, причём указом даже не затронуты такие драконовские ограничения, опутывающие многомиллионную еврейскую массу, как
Фабрично-заводским рабочим, как и другим городским жителям, было необязательно иметь вид на жительство, за исключением некоторых территорий, где наличие паспорта было обязательным. К таким относились местности с усиленным развитием фабрично-заводской деятельности или со значительным скоплением рабочих. При этом хозяинам (официальное наименование работодателей того времени) подобных заводов и фабрик запрещалось принимать на работу людей, у которых отсутствовал вид на жительство (если это правило было установлено губернатором). Эти и другие меры были необходимы царскому правительству для полицейского контроля промышленной части пролетариата. Сами же паспорта рабочих хранились у работодателя, выполняя и роль будущих трудовых книжек.
До Высочайшего указа сельским обывателям выдавались срочные виды на жительство в зависимости от необходимости (чаще — билеты на отлучку), но при отсутствии задолженностей по налогам и сборам. Если таковая задолженность образовывалась уже после получения паспорта, то документ подлежал изъятию, а его бывший владелец высылке по месту приписки. При передвижении без паспортного документа сельский обыватель также подлежал удалению. «С 1906 года у крестьян, как и у других сословий, появилась возможность самостоятельно выбирать место проживания. Если крестьяне переезжали в город, то их постоянным местом жительства считалось то, где они проживали и работали, а не место прошлой приписки в качестве крестьян. Закон предусматривал выдачу бессрочных паспортов для крестьян, которые также
Паспортные книжки не выдавались лишённым прав состояния (общее название сословных и гражданских прав); находящимся под надзором у полиции; калекам, если у них отсутствовали средства к жизни, (а также другим, кто не мог найти себе пропитание трудом) и
Те, у кого была судимость, на время надзора получали временные виды на жительство с разрешения полиции, в которых ставилась отметки: о существе приговора, о запрещении для проживания и посещения той или иной группы городов (столиц губерний; всех губернских городов; всех уездных или
Так как паспорт был обязательным условием для изменения места жительства за пределами уезда, то прибывшие на новое место жительства, обычно — в город, должны были явиться в местный отдел полиции и засвидетельствовать свой вид на жительство (прописаться). На хозяев наёмных домов возлагалась обязанность — сообщать в полицию о новоприбывших жильцах. При отсутствии вида на жительство наступали неблагоприятные последствия. На этот счёт у некоторых городов были свои правила высылки. Например, в тогдашней столице, Санкт-Петербурге, при обнаружении отлучившихся или проживающих без вида на жительство (а равно как и с просроченным) полиция проводила расследование. Если выяснялось, что беспаспортное лицо предприняло все зависящие от него действия, но не смогло получить этот документ, то ему выдавали временный (до 6 месяцев). В течение этого срока
Несмотря на имевшуюся строгость, царская паспортная система имела немало недостатков. «Казалось бы, усиление паспортного контроля должно отвечать интересам полиции в осуществлении поставленных перед ними задач обеспечения общественной безопасности. Однако в трудах комиссий, занимавшихся этой проблемой, встречались указания со стороны чиновников полиции на то, что паспорта не только не облегчают полицейского надзора, но наоборот, даже затрудняют деятельность полиции. Многолетний опыт показывал, что люди, скрывающиеся от наблюдения, старались обзавестись паспортами, внешне удовлетворявшими требованиям закона. Такие паспорта, составленные на чужое или даже вымышленное имя, часто не давали повода сомневаться в их подлинности и в итоге абсолютно замаскировывали разыскиваемую
Впрочем, кроме паспортов подделывались и другие документы, которые помогали революционным элементам вести вредную для царского режима деятельность. Не редко — на благо трудящихся.
Таким образом, паспорт хоть и обеспечивал административный контроль за передвижением населения, но по мере нарастания технического прогресса в таком виде он становился одним из факторов, что сдерживали развитие общества. Ограничение права беспрепятственного передвижения в связи с развитием железнодорожного транспорта было преодолено Западной Европой ещё в прошлом столетии. А Россия — буксовала.
Указанные выше правила действовали вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, когда был дан старт построению общества социальной справедливости на большей части территории бывшей Российской империи. Современному обывателю, каких бы взглядов он не придерживался, для объективной оценки событий столетней давности необходимо использовать метод историзма. То есть анализировать развитие объектов и явлений с точки зрения моральных и правовых норм рассматриваемого периода (насколько те или иные изменения были прогрессивны, как
В следующий раз мы поговорим о том, как советское правительство пыталось отойти от видов на жительство и дать гражданам право беспрепятственного передвижения, и что в итоге послужило причиной для возвращения к паспортам.
Источники
- Устав о паспортах (Св. Зак. т. XIV, изд. 1903 г. и по прод. 1906, 1908, 1909, 1910 гг.) Сост. Л.М.Роговин. СПб.: Законоведение, 1913, 370 с. // URL: http://library6.com/3596/item/813699 (документ в формате pdf) (дата обращения: 09.01.2020).
- Закон от 12.03.1914 «О некоторых изменениях и дополнениях действующих узаконений о личных и имущественных правах замужних женщин и об отношениях супругов между собой и к детям» // СУ № 76. Ст. 902.
- Биюшкина Н.И. Дискриминационно-охранительные отношения в Российском государстве в период правления Александра III (с марта 1881 г. по 1894 г.). Монография. Москва, 2011. 305 с. // URL: https://lawbook.online/gosudarstva-prava/pasportno-registratsionnyie-otnosheniya-39119.html (дата обращения: 14.01.2020).
- Гура Г.М. Особенности паспортной системы Российской Федерации // Территория науки. 2013. С. 161–167.
- Конькова А.Ю. «Документы, удостоверяющие личность в Российской империи» // Научный вестник Крыма, № 4(9), 2017 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17182151 (дата обращения: 14.01.2020) (документ в формате pdf).
- Кудрявцева А.В. Становление права на свободу передвижения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. С. 423–427 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-prava-na-svobodu-peredvizheniya (дата обращения: 28.01.2020).
- Мыш М.И. Крестьянская конституция (Высочайший указ 05.10.1906 «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц бывших податных состояний») / М. Мыш // Вестник Права. СПб., 1906. Книга 4. С. 126–178.