Новый год. Советский праздник…
Приближается Новый год — праздник, который был и остаётся типично советским.
На благословенном Западе (его, несмотря на всю анти-риторику, копирует современная РФ) Новый год не в почёте, там правит бал католическо-протестанское рождество, отмечаемое в ночь с 24 на 25 декабря. На эти даты приходятся главные торжества и мероприятия, а во многих странах 1 января является вовсе рабочим днём. Думается, и нас давно уже в добровольно-принудительном порядке стали бы приучать праздновать «как там», если бы не расхождения с Западом в церковных календарях. В также находящейся в фаворе у современных властей России-которую-мы-потеряли календарь был иной, потому возвращение «туда» представляется проблематичным. Вот и остаётся советский Новый год, и от него не спрятаться, не скрыться.
С момента уничтожения Советского Союза прошло уже более 25 лет, но по-хорошему праздничные традиции советского праздника продолжают оставаться типично советскими. Снова и снова из года в год 31 декабря народ садиться за советский новогодний стол, смотрит по телевидению советское поздравление главы государства, советские «Иронию судьбы» и «Карнавальную ночь», пьёт «Советское шампанское», закусывая советскими мандаринами и советским салатом «Оливье». Даже ежегодный телевизионный «Голубой огонёк» является старой советской традиционной формой, а превращение его содержания в антисоветский «Очень Голубой огонёк» можно расценивать как акт мародёрства.
За 25 с лишним лет коллективная творческая интеллигенция, та самая, что страшно мучилась при советском тоталитаризме и цензуре, не дававшим ей развернуться во всю свою мощь, не смогла (кроме разве что песни «Новый год к нам мчится»), создать Н-И-Ч-Е-Г-О, что стало бы действительно новогодним традиционным. Потуги, конечно, были и есть, но всё что ни создаётся, в народе не приживается.
Если кто помнит 90-ые годы — «Старые песни о главном». Новогодние фильмы-концерты, где современные артисты перепевают… советские (!!!) песни прошлых лет и обыгрывают заново отдельные эпизоды советских (!!!) кинофильмов. На третий год новая новогодняя традиция была прервана и впоследствии забыта.
Далее свободный от цензуры творческий гений обещался представить современную замену надоевшей советской «Иронии судьбы» — кинофильм «Афинские вечера». Невразумительный продукт показали в канун одного Нового года, и затем он благополучно канул в Лету.
Очевидно и сами, почувствовав, что что-то не так, свободные художники решили пойти по уже проторенной дорожке. Вначале появляется «Карнавальная ночь-2» с участием Олейникова и Стоянова. Об «успехе» очередной замене «Иронии» свидетельствует тот факт, что о ней достаточно быстро забыли даже в мире творцов, и через несколько лет на экраны выходит ещё одна «Карнавальная ночь-2» с Безруковым, снятая самим кинематографическим тяжеловесом Эльдаром Рязановым. Как и олейниковско-стояновская «Карнавальная ночь-2-1», «Карнавальная ночь-2-2» также успешно забывается, а Женя Лукашин с наглостью московского гостя, проникшего в квартиру ленинградской учительницы, продолжает штурмовать экраны широких народных масс.
Неудачный опыт заставил служителей муз зайти, что называется с тыла, и товарищ Лукашин был атакован своим собственным продолжением в виде «Иронии судьбы-2». Что из этого вышло, всем хорошо известно. Нет речи о том, кому понравился фильм, а кому нет. Факт остаётся фактом: даже если у этой картины и нашлись почитатели, традиционной она не стала, и ныне новогодний праздник спокойно обходится без неё, как и обходился до её появления.
Почему же так происходит?
Многие задаются этим вопросом.
Неужели и вправду в советских худсоветах, дававших «добро» или, напротив, зарубавших ту или иные передачу с кинофильмом, сидели настолько гениальные люди, что от их вмешательства у творцов, показавших свою полную несостоятельность после краха Советской власти, рождались шедевры, становившиеся подлинно народными и традиционными?
Думается, что доля истины здесь есть: вмешательство «компетентных органов» с последствиями, в том числе и материальными, в случае выдачи халтуры, заставляли творцов (безо всякой иронии) давать качественный и уникальный продукт, создавать традиции. Времена безнаказанности и дежурной отговорки «критикуешь, а чего добился ты?» развратили их, а вместе с тем и снизили требовательность к самим себе.
Также как фактор можно считать комплекс неполноценности и вторичность по отношению к Западу, которые причудливым образом сочетаются в современных артистах вместе с чувством собственного величия. Ставшие потребителями по своему мировоззрению, они переваривают западный масскульт, выдавая не более чем вторичный продукт (в том числе под псевдосоветской упаковкой), при этом не создавая своего. Создать что-то оригинальное, тем более способное войти в традицию, даже не творчески перерабатывая, а лишь слепо копируя чужие образцы, притом далеко не лучшие — едва ли возможно.
Но и, конечно же, то самое — капитализм. Капитализму не нужны фильмы и передачи, способствующие моральному и интеллектуальному росту человека над собой. Человек должен потреблять, потреблять и потреблять, а вместе с тем много работать и поменьше думать. Для этих целей современный масскульт подходит как нельзя лучше, тем паче что наш доморощенный, есть филиал масскульта цитадели мирового капитализма. Всё это суть следствие. Не нравится следствие — бороться надо с первопричиной. В нашем случае есть и положительный момент: как традиционное явление к праздникам, нынешние творческие поделки в народе не приживаются, что наглядно демонстрирует продолжающийся советский Новый год.