Время чтения ~ 10 минут

К сердцу Донбасса

В своей новой статье наш товарищ из проекта «Страйк» кратко обозрел тему сбора гуманитарной помощи жителям Донбасса с 2014 года до сегодняшнего дня. Сам он дважды участвовал в погрузках гуманитарки и в скором времени планирует отправиться в Донбасс. Мы надеемся, что оттуда он привезёт ещё немало информации, которая позволит дополнить ранее написанное. Приятного чтения.

***

С начала СВО прошло практически полгода. За это время в России было организовано множество благотворительных организаций, готовых помогать жителям республик ДНР и ЛНР. Часть этих групп напрямую поддерживает ополченцев и солдат ВС РФ.

Помощь на Донбасс отправлялась задолго до начала СВО. В течение восьми лет конфликта на юго-востоке Украины гуманитарные конвои организовывались как инициативами снизу, так и различными фондами, в том числе и правительственными. Отправлялись и отправляются медикаменты, пища, одежда, даже книги. Например, в августе и сентябре 2015 года в Донецк и Луганск благодаря гумконвоям было доставлено около 10 тысяч тонн российских учебников. Имевшиеся тогда в избытке украинские изъяли из школьных библиотек.

К сожалению, по ряду причин нет возможности привести детальную и точную статистику по объёмам переданной помощи. Поначалу законодательно деятельность добровольцев никак не регулировалась, потому, например, для восстановления разрушенных войной зданий и сооружений стройматериалы и рабочую силу отправляли через границу обходными путями. Отдельно упоминаются отчеты лишь в местных и российских журналах и газетах, а также в работах ООН со стороны Украины. Статистические данные стали собираться лишь после введения новых законов в ДНР/ЛНР. Примерное количество российских гумгрузов за период с 22 августа 2014 года по 26 июля 2018 года составили 79 автоколонн, которые доставили около 75 тысяч тонн гуманитарной помощи.

Первый гуманитарный конвой в Донбасс прибыл в конце августа 2014 года. Хорошо помню этот день. О том, что фуры прибудут на Донбасс, стало известно из листовок, которые расклеивали по всему городу. Часть конвоя осталась в Луганске, другая же отправилась дальше в Донецк. Немногие знают, что в первом гумконвое были только дальнобойщики-добровольцы. Это уже в следующие конвои стали отправлять спасателей. Но в 22 августа в город въехали гражданские грузовики, за рулем которых были добровольцы. С десяток грузовиков встали в районе стадиона «Авангард», на площади, где раньше проводились воскресные ярмарки.

Арье Цваи, журналист.

В Донбасс с самого начала конфликта ехало множество российских граждан. Наследие 90-х дает о себе знать — здесь можно было увидеть и представителей националистических отрядов из группы «Русич», и нацболов из «Интербригад», и коммунистов из отряда «Призрак». Цели у всех разные: одни сражались с киевским режимом, чтобы продвигать идеи «русского мира», другими двигали чувства ненависти к фашизму, третьи сражались, чтобы защитить свои дом и семьи. Как и в старые времена, пёстрая идейная расцветка обыкновенна для любого конфликта на территории постсоветского пространства. Как и в старые времена, каждый хотя бы на толику политизированный участник боевых действий пытался продвигать свою идеологическую линию.

Это отчётливо видно из различных интервью тех лет:

Тех, кто восемь лет долбил Донбасс, там гибли такие же мирные жители, и почему-то никто об этом никогда не задумывался. А теперь, когда мирные жители попросили защиту у России и Россия встала на сторону мирных жителей, все почему-то начали говорить, что Россия напала на Украину и убивает жителей.

Татьяна Плотникова, активистка.

«Мы отчетливо понимали, что всю власть в ДНР нацболам никто просто так не отдаст, но куском власти могли бы и поделиться. В итоге право воевать под чутким руководством специально обученных людей нам предоставили, а политическая деятельность нам была запрещена», — вспоминает .

Александр Аверин, нацбол.

Бригада «Призрак» стояла за интересы народа и будет стоять. И мы построим Новороссию, народную и социалистическую, кому бы как ни хотелось. (Аплодисменты, возгласы «Правильно!»). Бригада «Призрак» — с народом!».

Алексей Мозговой, командир бригады «Призрак».

Впоследствии большинство политизированных бригад, преимущественно левого или окололевого толка, было зачищено перед СВО. Например, были убиты лидеры «Интербригад», «Призрака» и других добровольческих формирований. Также убрали основных лидеров республик. Все ранее условно автономные группировки привязывались к администрации республик, из-за чего сложилась ситуация, когда на бумаге отряды оставались политизированными, но на деле являлись лишь стандартными военными частями, которые сражались строго в интересах правительств республик и отличались лишь внешней символикой. Что касается их взглядов, то в некоторых бригадах можно было наблюдать очень смешанные и эклектичные мнения насчёт политической ситуации. В конечном счёте вооружённые силы ЛДНР к началу СВО представляли из себя не пёструю горстку ополчений, а подчиненные государству части. В тех же отрядах «Спарты» можно было встретить как левых, так и правых бойцов.

Миномётные обстрелы не могли не привести к резкой политизации не только бойцов, но и мирного населения. Неравнодушных просто не осталось, что приводило не только к появлению различных добровольческих отрядов, но и к организации низовых инициатив. Этим быстро воспользовалось российское государство, которое создало и профинансировало множество фондов, отправляя через них тонны различных грузов. Однако дальше, незадолго до начала СВО, правительственные организации перестали активно участвовать в помощи населению Донбасса (при этом, конечно, контроль процесса остался) — все трудности легли на плечи частных и политических групп.

Гуманитарный груз, собранный отрядом «Красных добровольцев».

Потому не следует уходить в позитивную либо негативную крайность при оценке ситуации на Донбассе, вставая на сторону какой-либо пропагандистской машины. Вопреки расхожему мнению, с трудом можно сказать, что Донбасс живет строго за счет российских «налогоплательщиков».

Незадолго до написания этой статьи была создана группа «Красный доброволец». На данный момент она провела две погрузки, в которых я поучаствовал — 2 и 23 июля. Группа численностью в несколько десятков человек состоит целиком из волонтёров снизу, не имеет государственной поддержки и, несмотря на своё название, не все её участники придерживаются коммунистических, да даже и левых взглядов. Среди добровольцев можно встретить и представителей партии КПРФ, и простых патриотов, и леворадикалов, и анархистов, да что уж там, даже либералов! Участники — как граждане РФ, так и беженцы с Украины.

Что было удивительным для меня, — на местах сбора гумпомощи я не встретил яростных шовинистических настроений. Наблюдал общую нелюбовь к украинскому режиму в его сегодняшнем состоянии, однако пожеланий смерти украинскому народу или уничтожения Украины как государства не было. Скорее, наоборот — шли разговоры на тему помощи гумконвоями и гражданам по ту сторону фронта, но от этой идеи отказались из-за отсутствия безопасности для волонтёров.

Помогают добровольцы с погрузкой гумгрузов, которые собираются командой Олеси Климук и отправляются в голодающие деревни Донбасса, в госпитали и другие места. Популярности они смогли добиться через блогера Мятежника Джека. Аналогично можно упомянуть и другие инициативы, например Максима Бендуса «Детям Донбасса» или медика-волонтера Валерию Пинигину, организовывающую медицинские грузы. Стоит отметить, что помощь от некоторых инициатив идёт не только мирным жителям ЛНР и ДНР, но и ополченцам. К слову, Максим Бендус не только помогает гражданским, но ещё способствует снабжению военных экипировкой и спецоборудованием.

Есть организации сконцентрированные на прямой помощи военным, например националистический журнал (или то, что от него осталось) «Спутник и погром». Из последнего сбора на полмиллиона рублей они снабдили часть 101-го танкового батальона в ДНР необходимым спецоборудованием. Общественная организация нацболов «Другая Россия» также не остаётся в стороне и помогает своим добровольческим отрядам, отправляя на огромные суммы денег грузы в 107-й и 101-й батальоны. Парламентские партии, вроде ЛДПР и КПРФ, также участвуют в этой деятельности. 97-й гумгруз КПРФ собирали совместно с другими добровольцами. В погрузке участвовали даже депутаты.

Гумгрузы проверяются спецслужбами, чтобы на территории республик не пришло оружие, запрещенные вещества и прочее. Разрешение на индивидуальный допуск выдают местные власти. 30 июня 2022 года вышло распоряжение главы Донецкой республики Дениса Пушилина «Об утверждении Временного порядка аккредитации гуманитарных грузов в Донецкой Народной Республике». Указом запрещается ввоз и использование гуманитарных грузов, не прошедших аккредитацию. В указе говорится, что вводимые меры направлены на синхронизацию работы лиц, предоставляющих гуманитарную помощь, с работой государственных органов, органов местного самоуправления и предприятиями, учреждениями, организациями ДНР. Связано это с боевыми действиями на территориях республик.

Это же касается и военных корреспондентов — из-за повышенной смертности среди журналистов без предварительных проверок попасть на территорию Донбасса довольно сложно.

Разбитая машина на территории ДНР.

Работа по отправке гумгрузов довольно опасная. Грузовик могут обстрелять в пути, перепутав с военным конвоем, либо из стратегических соображений — в каждом отдельном случае причины разные, не угадаешь и не разберёшь. Об этом рассказывали как медики, отправлявшие медикаменты в госпитали, так и дальнобойщики. Сообщение со стороны ООН на территории Украины на 18 февраля:

Огонь по Счастью был открыт около 12:00. В настоящее время проходила проверку Госпогранслужбы колонна с гуманитарной помощью от представителей Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, которая двигалась с неподконтрольной территории.

Обстрел был произведен из крупнокалиберного пулемета (около 50 выстрелов), миномета 82 мм (3 выстрела), гранатомета АГС-17 (10 выстрелов) из населенного пункта Веселая Гора.

Теперь же о российской стороне, на 28 апреля:

Попали вчера при возвращении из Харьковской области, куда возили помощь, собранную Русской православной церковью и общественной организацией «Внуки». Видимо, нас заметили и на обратном пути решили уничтожить. Хотя, повторюсь, в нашей делегации из вооруженных людей был только один наш сопровождающий, мы были даже без охраны.

Представитель организации «Внуки» Алена Березовская, которая была в колонне в момент обстрела.

В дополнение — высказывание медика Валерии (её я упоминал выше), отправляющей грузы в частном порядке:

Гуманитарные конвои часто обстреливают в деревнях. Нередки случаи, когда по столпившемся людям наносили точечные удары со стороны фронта. Ситуация настолько сложная, что большинство населённых пунктов могут подолгу оставаться без гумпомощи, ведь дороги и поселки обстреливают.

Происходящее сегодня на Донбассе — ещё один повод, которым политические активисты в очередной раз смогут воспользоваться в своих целях. Нацболы наберут популярности среди военных, националисты окажутся героями, которые помогали напрямую в ДНР и ЛНР, либералы станут воителями «за правду!», а коммунисты останутся в памяти рабочих как те, кто смог их поддержать в трудную минуту.

Националистам будет сложно уйти дальше военной темы, ведь регион многонационален — здесь можно встретить украинцев, русских, греков, евреев, татар и т. д. Нацболы, ввиду внутреннего кризиса, вряд ли смогут полноценно закрепиться как в военной машине, так и в правительственных структурах, оставаясь ультрарадикальным движением, которое пригодится на случай, если потребуются сорвиголовы, которые могут лечь под пули или же усмирять неспокойное население, например, из-за невыплаты зарплат. Особой нелюбовью к националистам проникаются украинцы, которые воспринимают их лозунги о великой северной державе, идущей на помощь своим славянам против других, как империалистическую агрессию.

Сложнее обстоят дела с левыми и либералами. Первые действительно могут сыграть на местных настроениях, участвуя не только в боевых действиях и журналистской работе, но и в профсоюзной деятельности — ведь на Донбасс съезжаются рабочие из регионов, которые неудачно попытали счастья на родине, но могут заработать в местах восстановительных работ. К тому же, в связи с прямым террором со стороны киевского правительства, люди рано или поздно обратятся к тем идеям, которые позволят найти ответ на вопрос «что делать?» в данной и конкретной ситуации — когда своё и российское правительства ничего толком сделать не могут, когда есть реальное насилие со стороны ВСУ, а РФ не особо-то стремится восстанавливать разрушенные производства и значительно улучшать условия жизни и труда населения.

Либералы практически непопулярны на Донбассе, но прекрасно себя чувствуют в украинском поле, где нередко выступают с лозунгами «Нет войне!». И это играет на руку Киеву, ведь сам лозунг носит в себе обвинение только одной стороны конфликта в том, что началась спецоперация, хотя исторически виновны не только украинское и российское правительства, но и другие игроки, вмешивавшиеся в дела Украины с момента развала СССР. Спецоперация оказалась поражением дипломатии, на чём либералы, правда, играть не хотят, ориентируясь только на день сегодняшний, и здесь полностью проигрывают другим политическим группам, которые более-менее могут разбираться в вопросе.

Всё это касается и гуманитарной помощи, потому что таким образом политические группы, давая руку помощи, как бы показывают местным жителям: «Мы на вашей стороне!». И не только им, но ещё и ополченцам. Левым активистам при этом следует отдавать себе отчёт, что гуманитарная помощь страдающим людям при всей своей полезности и необходимости не должна оставаться их главным и единственным инструментом, так как она борется с симптомами, а не болезнью. Ей должна сопутствовать пропаганда, объясняющая, что в этом конфликте нет стороны, действительно желающей блага простому народу ЛДНР и Украины, что все стороны преследуют свои корыстные цели. Без подобных разъяснений труд левых активистов, желающих блага простому народу, будет полностью присвоен буржуазным правительством, и окажется, что сами того не желая, левые поспособствуют улучшению репутации буржуазного правительства в глазах населения.

Автор: Гектор Шпрее
Редактор: Борис Беляев

Солдат на Донбассе на фоне красного флага.