Квартет a-la Голодец
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец сыскала-таки причину, почему российское школьное образование катится в пропасть. Оказывается, вся проблема в том, что парты в классах расставлены неправильно.
Проказница Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Вот, оказывается, в чём дело! И рецепт до смешного прост: расставь парты по-другому, и сразу же дети пойдут другие. И грамотность произрастёт, и интерес к учёбе появится невесть откуда, и патриотизм заколосится.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!»
То есть причина вовсе не в том, что школу уже скоро тридцать лет лихорадит самыми нелепыми переменами, бросая из огня да в полымя. Причина не в зарплатах учителей, которые представляют из себя что-то существенное только за счёт различных президентских, губернаторских и областных надбавок. Причина не в падающем авторитете учителей, которые теперь не проводники в прекрасный мир знаний, а продавцы образовательных услуг. Причина не в заформализованности образования, не в том, что педагоги выше ушей загружены заполнением бесконечных отчётов, ведомостей, планов урока, сводок и графиков. Причина — в расстановке парт. И точка.
Расселись, начали квартет; Он все-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет! — Кричит Осёл, — мы верно уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А все-таки квартет нейдет на лад.
Конечно, мадам зампредседателя нашла отличный путь. Если не поможет перестановка — скажем, что причина в наличии досок и учебных пособий. Объявим, что классы не дают учиться, и занятия на пользу только на чистом воздухе. Придумаем, что учителей должно быть трое на каждый уроок. Что ученики должны сидеть по одному. Или в шахматном порядке. Или лицом к стене… Видите, сколько вариантов? И под каждый можно выбить деньги.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!»
Стремление откреститься от традиций советского образования заставляет чиновников заявлять, что «…именно организация школьного пространства оказывает влияние на развитие индивидуальности ребенка. Если учитель находится в кругу детей, то он уже не ментор, он помогает ребенку развивать свою индивидуальность и талант, и это абсолютно новое направление в системе образования». Чем такой метод лучше, эффективнее — непонятно, к тому же и ничем не доказано, кроме голого утверждения. Можно подумать, в советское время при системе прямоугольных классов и «менторов» — учителей выросло мало учёных и творцов! Разве что инфантильное неприятие образа ментора достаточно ёмко характеризует «потребителя образовательных услуг», как не желающего и не умеющего принять, что кто-то может быть старше, умнее, авторитетнее тебя. И если раньше мы говорили «учитель, перед именем твоим…» и уважительно прибавляли: «слово Учитель пишется с большой буквы», то сегодня преподаватель уже не воспринимается как образец, которому надо подражать, кто для тебя является старшим товарищем и другом. Сейчас это «свой парень», с которым надо сидеть в общем запанибратском кругу (по старому — классе).
Иногда можно слышать такое утверждение: если бы советская система образования в самом деле была такой хорошей, почему же её не перенял Запад? Ответ прост: советская система была слишком хорошей. Она воспитывала действительно широко образованных людей, хотя бы в общих чертах знакомых с каждой областью знания. Она давала комплексное видения, формируя не узкого специалиста, а многофункционала. Именно это Западу и не нужно было — капиталистическая система как раз требует широких масс узких специалистов, достаточно хорошо разбирающихся в своей конкретной области, но слабо образованных во всех остальных. Капитализму не нужен человек, имеющий широкую, объёмную картину мира — ему нужен тот, кто будет верить СМИ и рекламе, даже если их утверждение «А» будет противоречить утверждению «Б». Но вот наконец и мы «доросли» до такого понимания целей образования…
И начали переставлять парты.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей, — А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».