Золотые оковы монетизации
Интернет — великое изобретение человечества, объединяющее людей и дающее доступ к безграничным архивам полезной информации. Сейчас с его помощью легко заработать большие деньги даже бездарю. Активные пользователи глобальной сети, особенно находящиеся в ней с пелёнок, наблюдают беспечную жизнь интернет-яппи и приходят к простому выводу: необязательно тяжело и упорно трудиться для достижения благополучия. Гораздо проще — извлекать финансовую выгоду из своей жизни, то есть монетизировать её.
Разумеется, явно «продавать» собственную обыденность начинают не все, а лишь наименее образованные и талантливые. Добиться славы и благосостояния для них — идея-фикс. Самые наглядные примеры монетизации личности — это участники шоу-проектов наподобие «Дом-2» и «Пусть говорят», инстаграм-селебрити и многочисленные лайфстайл видео-блогеры, «просто рассказывающие о себе». Тот, кто не является ни представителем интересной профессии (вроде полярника, пожарного или журналиста), ни притягательным человеком, способным дать что-то полезное, другими словами — не будучи персонами, чья деятельность может действительно зацепить, норовит привлечь к себе внимание любым способом. Ради получения «хайпа» в ход идёт всё: обнажёнка, глупые «челленджи», торговля чувствами, и приём, доставшийся по наследству от «старушки» желтой прессы, — скандалы. Но постоянно поддерживать уровень популярности таким людям очень сложно, и они либо увязнут в медиа-трясине, либо уйдут в забвение.
Более смышлёные личности пытаются заработать имя и деньги конъюнктурно —эксплуатируют модные темы и идеи. Можно сказать, это бизнес-подход. Однако, вместо развития и улучшения качества материалов, такие «производители» занимаются копированием идей друг друга. «Контент» по любой теме, от комиксов и кино до одежды и косметики, превращается в «постмодерн-творчество» — ничего нового, ничего оригинального, переработка, переделка, повтор. Эти интернет-«труженики» тратят много времени и усилий для того, чтобы великолепно разбираться в своём предмете, но их дело пусто ввиду вторичности и бестолковости.
Потребности
Поведение и деятельность личности обуславливаются её средой обитания, потребностями, интересами и желаниями. Потребностью будем считать испытываемую личностью нужду в чём-либо. Удовлетворение одних потребностей порождает за собой возникновение новых, а далее — создаёт предпосылки для образования неизвестных ранее потребностей. Стремление человека удовлетворять свои потребности считается основой общественно-трудовой деятельности, следовательно — развития человечества.
Многие философы размышляли над проблемой потребностей человека и выводили каждый свою классификацию. Тем не менее, они все делятся на две категории: материальные и духовные. Материальные потребности, являясь основой жизнедеятельности, исторически сложились раньше — еда, дом, одежда и так далее. Духовные потребности — эстетические, моральные, нравственные и тому подобное присущи только человеку. Крепко связанные между собой, данные категории потребностей также включают в себя потребности в труде и в общении — потребности, отражающие общественную природу человека.
При капитализме можно монетизировать и эксплуатировать буквально всё. При этом духовные потребности становятся не следующим этапом на пути к развитию и счастью, а средством утоления базовых потребностей. Потребности перестают «усовершенствоваться», перестают возникать следующие и иные. Всё переворачивается с ног на голову, ведь старания человека направлены только на добычу выгоды.
Стремление к монетизации определено современной жизнью капиталистического общества с неправильно выставленной системой ценностных координат — культ потребления уводит человека от сущности творца к поклонению богу Доллару. Выросшие в мире, где человек человеку волк, где богатейшие, а значит — успешные разделяют принципы социал-дарвинизма, где масскульт убивает тягу к развитию личности и побуждает к низменным инстинктам, люди пытаются всеми силами «реализовать» себя. Обожествляя богачей, ставших миллионерами «неожиданно», и подпитываясь мотивационными бизнес-цитатами «инвестируй в себя», жертвы монетизации готовы, по словам американского актера Грегори Пека («Римские каникулы», «Убить пересмешника»), «продать даже родную мать, только бы это принесло им деньги, признание, славу».
Посвящая своемузанятию всё время и силы, получая в отклик миллионы просмотров и «лайков», люди думают, что приносят пользу публике. Искренне верят в то, что они по-настоящему «трудятся», а за это их должны любить. Но трудом их потуги назвать нельзя, ведь труд, в прогрессивном значении — это целесообразная деятельность. А разве стремление к славе и чистогану в культурном обществе может быть здоровой целью? Бесполезный труд и бесцельное (если не считать целью деньги) творчество расчеловечивают личность, превращая её в животное.
Рабы монетизации не были бы собой, если бы избранные не становились богатыми и известными. Однако, получив этот результат, они не обретают удовлетворённости. Достигнув определенной стадии самосознания, человек хочет ощущать, что в его существовании есть смысл и значение, но в крупной сумме денег и популярности смысла —кот наплакал, если это не приносит пользы другим людям.
Понимая или не понимая тщетность своей деятельности, погрязшие в монетизации люди продолжают вкушать все радости потребительского и «звездного» бытия. Либо принимаются терзать себя вопросами смысла жизни, выискивая ответы в метафизических дебрях размышлений идеалистов. Но в попытках стать счастливыми они стараются разбогатеть ещё больше.
Оковы
Знаменитый испанский художник Франсиско Гойя сказал: «Фантазия, лишённая разума, производит чудовищ; соединённая с ним, она мать искусства и источник его чудес». Но разум жертв монетизации пленён жаждой навара, поэтому «чудовища», даже мастерски созданные, не перестают появляться. Ленивые и ничего не умеющие невежды заливают интернет терабайтами бесполезного видео-, аудио-, фото-, текстового и другого «контента». Безостановочный процесс «творчества» порождает увеличение количества рекламы, благодаря которой все получают прибыль. В итоге мы приходим к тому, что сеть заполнена халтурой и спамом. И то и другое — мусор, который уничтожает чувство прекрасного, ведет к моральной деградации и культурной нищете общества.
Казалось бы, монетизация жизни, например блог про путешествия, позволит человеку не работать на «дядю», даст дополнительное время для развлечений в придачу к и так приятному досугу. Но, вместо освобождения от экономических оков, монетизация превращает людей в заложников: бесконечное производство «материала», социальная и трудовая уязвимость, жестокая конкуренция и сопутствующий ей стресс, а также отсутствие времени для саморазвития (нужно постоянно создавать «контент»). Закованному в эти цепи автору приходится делать то, за что его «полюбили» или то, что в тренде. Попытка начать делать что-то новое, вызванная изменением интересов — развитием, — может вылиться в потерю популярности и денег. Интернет-амплуа парализует духовный рост личности, а деньги от рекламы бросают творческий якорь.
Итог
Мы не объявляем всех блогеров и других создателей «контента» в интернете меркантильными и бесполезными личностями. Мы не «косплеим» пуританскую мораль под вывеской пролетарской. Мы просто пытаемся подтолкнуть вас к размышлениям о явлениях современного мира. Погоня за успехом — это ещё один дурман, отвлекающий людей от классовой борьбы и заставляющий грызть друг другу глотки за больший «кусок» пирога. Нам следует сопротивляться животному стремлению к наживе. Потребностям желудка и потребительской этике необходимо установить разумные пределы. Мы должны развиваться сами и способствовать окружающим в этом нелегком деле, помогать находить ответы на сущностные вопросы. От нас зависит то, какими будут люди рядом.
Действуй!
P.S.: Оценить весь декаданс общества можно на примере отечественного молодёжного YouTube-блогинга, разобранного в видеоролике «БЛОГЕРЫ. Трудная жизнь в топе» YouTube-канала Tubus Show: