Зимняя война. Часть 1: 1917-1939 года
В детстве я читал некоторые книги и статьи на тему финских войн. В большинстве своём это была либо «клюква» о советской армии, либо тупо переписывание самых известных мифов. Из этих книг у меня сложилось впечатление о том, что Иосиф Сталин был настолько кровавым тираном, что захотел оккупировать мирную Финляндию. Мол, Сталин мечтал восстановить СССР в границах Российской империи, и поэтому «захватил» Прибалтику в 1940 и хотел занять Финляндию. Но «героизм и стойкость» финских солдат помешали ему это сделать. На какое-то время я поверил этому бреду, пока не стал более подробно изучать данную тему. Многие монархисты и антисоветчики до сих пор используют Зимнюю войну 1939-1940 годов как пример «сталинской агрессии», даже не желая слышать о московских переговорах осени 1939 года. Тему мифов Зимней войны хорошо разобрал Баир Климентьевич Иринчеев — один из лучших специалистов на тему этих столкновений и отношений в России, в своей лекции «Мифы о советско-финских войнах».
Я же расскажу об этом вкратце. Сейчас модно говорить о «сталинской агрессии», о «захвате Прибалтики» и о желании «захватить Финляндию». Все говорят о том, что Финляндия была мирной страной, спокойно живущей у себя на Севере, и тут войска СССР неожиданно «вторглись на её территорию». При упоминании, к примеру, Движения Лапуа, Карельского Академического Общества, такие люди обычно впадают в ступор. Что ж, посмотрим на Финляндию в 1917-1939 годах.
В 1918 году была откровенная агрессия со стороны Финляндии: отряды белофинской армии вторглись на территорию Советской России и хотели отвоевать обширные территории в Карелии и на Севере, а если точнее, кусок России до линии Петсамо (Печенга) — Кольский полуостров — Белое море — Онежское озеро — река Свирь — Ладожское озеро. Южная группа белофиннов, состоящая в большинстве из регулярной армии молодой Финляндии, наступала в направлении Олонец — Лодейное поле. Другая же группа, называющаяся Северной, большинство состава которой составляли шюцкор (в основном финские националисты), и добровольцы из Карелии, должна была наступать в направлении Вешкелица — Кунгозеро — Сямозеро.
В ходе этой войны бойцы Красной Армии финнов победили, и в 1920 году в Тарту был подписан мирный договор. По этому договору Финляндия получала всю Печенгскую область, западную часть полуострова Рыбачий, большую часть полуострова Средний, остров Кий и острова Айновские. Граница на Карельском перешейке шла от Финского залива по реке Сестра вдоль старой границы между Российской империей и Великим княжеством Финляндским. Оккупированные белофиннами области освобождались и возвращались Карельской трудовой коммуне. Морская граница проходила так, что РСФСР был отрезан от выхода в международные воды.
Финны получали очень обширные территории. Но им этого было недостаточно, и 6 ноября 1921 года отряды финских добровольцев (которых набирал и снабжал финский Генеральный штаб) вместе с карельскими сепаратистами, вооружёнными из Финляндии, начинают наступление на красногвардейцев. В современной историографии эту войну принято называть Второй советско-финской, в советской историографии её обычно называли Карельской авантюрой. В ходе этой войны, кстати, отличился ярый финский националист Пааво Талвела, который очень успешно командовал финскими частями во время Зимней войны, и в декабре 1939 года разгромил 139-ю и 75-ю дивизию РККА. Однако и в Карельской авантюре красногвардейцы побеждают сброд из финских добровольцев, карельских сепаратистов и, кстати, кронштадских беженцев. Самуил Хесин так описал один из отрядов белофиннов: «Обосновавшаяся в деревне Вычетайбола банда состояла из 160 человек, из них финнов было 80, карел 60 и русских белоэмигрантов 20. Командовал этим отрядом, бывший финский офицер Кейнен. В банде, орудовавшей возле деревни Лендеры и состоявшей из 200 человек, 170 были финны. Командиром отряда белобандитов в деревне Балозерской был финский офицер Энкель, уроженец города Кякисальми (Финляндия)»
Как вы могли понять, до Зимней войны между Финляндией и СССР было целых две войны. Это уже может натолкнуть на мысль о том, что финны были вовсе не лояльны к русским. Однако некоторые монархисты могут сказать, что после 1922 года финны всё осознали и стали мирным народом. И тут мы находим опровержение. Мало кто знает о том, что после Карельской авантюры финны не успокоились. После двух проигрышей их бредовые идеи о «Великой Финляндии» не исчезли. Вплоть до конца 1920-х годов отряды финнов, которые вроде бы считались незаконными бандформированиями, хотя, скорее всего, пользовались поддержкой и помощью финского правительства, совершали кровавые вылазки на советскую территорию. Выступали они через так называемые «окна» на границе с СССР, коих было около десяти. «Окном» называли какой-либо участок территории, который по всем параметрам наиболее подходит для перехода границы (обычно нелегального). Рейды групп финских разведчиков на территорию Советского Союза в количестве нескольких человек были вообще регулярными, но помимо разведчиков через «окна» переправлялись и диверсанты. Границу с Финляндией в районе Карелии протяженностью в 1000 вёрст всё в том же 1922 году охраняло 508 красногвардейцев, а из них лишь 324 солдата непосредственно несли охрану! Естественно, на такой малоохраняемой границе проникновения банд враждебной страны будут, и будут довольно часто.
К середине сентября 1922 года, через пять месяцев после окончания Карельской авантюры, ситуация вновь накалилась. В северные волости Карелии из Финляндии проникли три вооружённые группы: первая состояла из 60 человек и расположилась в деревнях Чиркокемская, Березнаволок, Юшкозеро. Вторая группа была меньше: состояла из 18 человек и расположилась в деревнях Тунгуда — Машезеро, а третья, состоявшая лишь из 8 человек, близ Беломорска (тогда Сороки). По словам Карельского отдела ГПУ, основной целью этих групп было создать базу в районе Березнавалок — Чиркокемская, для агитации местного населения, а затем примерно к концу ноября 1922 года начать открытое выступление против СССР. Заграничная агентура, которая действовала в стране Суоми, говорила о том, что в Рованиеми и Кухмоениеми располагаются отряды примерно по 60 человек, для того что бы в самое ближайшее время пересечь границу и начать новую Карельскую авантюру, а в случае неудачи совершать теракты в СССР. К тому же прекратился приток беженцев в районе Ухты, что, как посчитало ГПУ, тоже было признаком приближающегося восстания.
Однако уже в конце сентября 1922 года обстановка в Карелии немного успокоилась благодаря дипломатическим демаршам РСФСР, ну и враждебного отношения мирного населения Карелии к новой войне — кроме нескольких десятков человек, большинство из которых было приказано немедленно задержать. При выполнении некоторых условий ГПУ гарантировало, что зимой 1922-1923 годов новая Карельская авантюра не случится. В любом случае в СССР рассматривалась возможность нового восстания в Карелии до начала 1925 года. Помимо разведки и диверсий на территории Финляндии обосновалось множество белоэмигрантов. После проигрыша в Гражданской войне бывшие белогвардейцы позорно бежали в Финляндию, где и осели. Оттуда белобандиты совершали вылазки на территорию СССР с разведывательными и диверсионными задачами. В городе Териоки была шпионская школа и явочные квартиры. Из Териоки в СССР перебрасывали террористов, там же их и обучали шпионской и диверсионной деятельности.
Уже в июне 1927 года через одно из «окон» на границе близ Сестрорецка отряд белоэмигрантских террористов прошёл на территорию РСФСР. В леске близ посёлка Левашово террористы устроили базу, откуда они совершили несколько неудачных вылазок в Ленинград. Однако 7 июня 1927 года террористы совершили теракт в здании «Агитпропагандного Отдела Ленинградской Коммуны» по адресу Набережная реки Мойки, дом 59, забросав гранатами место заседания ленинградских коммунистов. Террористы ранили около 26 человек и убили одного. После этого теракта «борцы за свободу» вернулись обратно в Хельсинки.
Стоит упомянуть, что капитан разведки Финляндии по фамилии Розенстрём лично помогал двум группам террористов. Для белоэмигрантов он отдал дачу на Карельском перешейке и проводил их до одного из «окон» на границе с РСФСР. Плюс в самой Финляндии было множество фашистских и русофобских организаций. Они требовали искоренения «коммунистической заразы», уничтожения «русских варваров» и возвращения «исконно финских территории» (особенно Петрозаводск основанный Петром I в 1703 году был «исконно финским городом»). Движение Лапуа было самым известным из фашистских организаций Финляндии. Лапуасцы требовали искоренения «отравы Маркса», запрещения Социал-Демократической партии Финляндии. Они крали депутатов СДПФ, избивали их, «выкидывали» на территорию СССР, а иногда и убивали.
В 1939 году, с началом Второй Мировой войны Сталин решил отодвинуть границу от Ленинграда. 5 октября 1939 года представители Финляндии были приглашены в Москву для переговоров. До этого с финнами также велись переговоры, но не в столице. Сталин предлагал отодвинуть границу от Ленинграда примерно на 90 километров. То есть он предложил обменять финскую территорию на Карельском перешейке на советскую территорию в Карелии площадью в 5529 км2 — вдвое большую той, которую нам должны были отдать финны. Также СССР требовал разоружения всех укреплений на Карельском перешейке, как и финских, так и советских. Наконец, Сталин просил, чтобы финны сдали СССР на 30 лет в аренду полуостров Ханко. Финны отказались от наших условий, но предложили отдать СССР небольшие цепочки островов в Финском заливе и кое-какие территории близкие к Ленинграду. 9 ноября переговоры закончились. Финляндия и СССР стали готовиться к войне.
Как видите, причинами нападения СССР на Финляндию в 1939 году стали вовсе не «мечты Сталина о захвате мирной Суоми», а обострившаяся обстановка в мире, и отказ Финляндии от предложений СССР. Движущей силой для начала войны было желание обезопасить Ленинград от финнов — соратников немцев, тех, кто ведёт захватническую войну.
Наши командиры думали, что в случае, если Германия нападёт на СССР, то финны, скорее всего, выступят на их стороне, и могут спокойно захватить Ленинград, ибо от линии старой границы до города было, как я уже писал выше, чуть более 30 км. К тому же, пограничные части РККА постоянно засекали нарушение воздушной границы СССР финскими разведывательными самолетами. В 1941 году примерно так и случилось, только вот Ленинград нашим бойцам удалось удержать. В 1942 году немцы и финны также планировали совместное наступление на город с целью его захвата, но их планы провалились.
Условия СССР были крайне мягкими: советская территория почти в 6 тысяч км2 предлагалась Финляндии в обмен на её территорию, составлявшую около 3 тысяч км2. Финны отказались, и они знали, что СССР нападёт. Вот только мощи РККА они реально не представляли. Неудачное наступление РККА в Финляндии в декабре 1939 года сильно подорвало репутацию красной армии, но наше решительное и молниеносное наступление на Линию Маннергейма в феврале 1940 года полностью её восстановило.
Источники
- Рупасов А., Чистяков А (2016) Советско-финляндская граница. 1918-1939. Очерки истории // Спб: Аврора
- Уткин Н. (2003) Россия-Финляндия. «Карельский вопрос» // М: Международные отношения
- Лайдинен Э., Веригин С. (2013) Финская разведка против Советской России. Специальные службы Финляндии и их разведывательная деятельность на Северо-Западе России (1914-1939 гг.) // П.: Verso
- Сюкияйнен И. (1948) Карельский вопрос в советско-финялндских отношениях в 1918-1920 годах // П.: Государственное издательство Карело-финской ССР
- Егоров Ф. (1952) Разгром белофинской авантюры в Карелии в 1919 году // П.: Государственное издательство Карело-финской ССР
- Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю, (2010) Политическая история Финляндии 1809-2009 // М.: Весь мир