Время чтения ~ 5 минут

Забастовка дальнобойщиков парализовала Бразилию

Всеобщая забастовка дальнобойщиков в Бразилии, начавшаяся неделю назад, парализовала страну. Протестующие заблокировали движение грузового трафика на сотнях автомагистралей, закрыты заправочные станции, аэропорты тратят последние запасы топлива (многие из них так же закрылись). Полки магазинов пустеют, занятия в некоторых школах и университетах отменены, упал экспорт, а многие крупные города объявили чрезвычайное положение. Всё это благодаря политике проамериканского президента Мишеля Темера и его либерального правительства, пришедшего к власти после импичмента социал-демократического президента Дилмы Русеф. Рыночная реформа, а также действия новой власти в отношении крупнейшей бразильской нефтегазовой компании Petrobras привели к двукратному повышению цен на топливо с 2016 года.

Большинство населения недовольно политикой текущего правительства. Реформы привели к зависимости цены на топливо от доллара, и очередное резкое подорожание американской валюты стало последней каплей для дальнобойщиков. Они начали забастовку с требованием снижения цены на дизель, а также сокращения налогов и сборов.

Импичмент и Темер

В середине 2016 года бывший президент Бразилии, член левой Партии трудящихся, Дилма Русеф была отстранена от своих обязанностей. Официально — из-за фискального педалирования, то есть практики заимствований у коммерческих банков для финансирования бюджетного дефицита. Вице-президент, заменивший Русеф на посту, сразу же полностью легализовал эту практику и использовал её множество раз на протяжение последних двух лет. Хотя в 2016 году мнения бразильцев в отношении Русеф разделились, а крупнейшие телевизионные корпорации, принадлежащие частному сектору, вели тотальную компанию по очернению левого президента, с самого начала большинство относилось к Мишелю Темеру, который пришел на смену, негативно. Новый президент неоднократно обвинялся в коррупции, рэкете и препятствовании правосудию. На новом посту он сразу же начал завоёвывать «народную любовь», отменяя все достижения, достигнутые в пользу трудящихся за последние 13 лет:

— Бюджет на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и общественные услуги был заморожен на следующие 20 лет.
— Снято ограничение на 8-часовой рабочий день. Теперь один рабочий день может длиться до 12 часов, до тех пор, пока это не превышает 44 рабочих часа в неделю.
— Отменен обязательный налог на содержание профсоюзов.
— Обеденный перерыв сокращён с часа до получаса.
— Увеличен срок временных трудовых контрактов с трех до четырех месяцев.
— Приватизированы многие государственные компании.
— Реформировано школьное образование: единственными обязательными предметами стали математика, португальский и английский языки. Они должны занимать 60 процентов учебной программы за 3 года средней школы. Такие предметы как история, география и биология, больше не являются обязательными.

Кроме того, стоит отметить, что с приходом к власти Темер впервые со времён военной диктатуры 70-х назначил в кабинет исключительно белых мужчин. В итоге уже в июле 2017 года уровень одобрения президента достиг 2%, а негативным его правление стали считать 85% респондентов по опросу Ipson.

Забастовка

Либеральные реформы привели к заметному ухудшению положения рабочих и экономического состояния Бразилии. Повышение цены на дизель стало лишь причиной для народного бунта, который назревал последние два года. 18 мая дальнобойщики объявили, что со следующего понедельника начинают неограниченную по срокам забастовку до тех пор, пока их требования по снижению цен на топливо не будут выполнены. Ровно в срок утром 21 мая с перекрытия дорог началась всеобщая забастовка. Уже на следующий день автомобильные компании, такие как Ford, Chevrolet и Fiat, заявили о проблемах в связи с поставками деталей и о сокращении производства на этом фоне.

23 мая аэропорты начали заявлять о недостатке топлива. Один из крупнейших аэропортов, Сан-Паулу Конгоньяс, заявил, что топлива у него осталось на один день. 25 мая у аэропортов стало заканчиваться топливо, некоторые приостановили работу, а множество рейсов было отменено. Города Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри и штат Пернамбуку объявили чрезвычайное положение.

Полки магазинов начали пустеть, был введен лимит на покупку продовольствия в одни руки. Некоторые федеральные университеты стали отменять занятия. Забастовка сильно ударила по экспорту. Бразилия крупнейший в мире производитель кофе, сахара и апельсинов, чье производство было приостановлено. Также страна футбола является одним из крупнейших экспортеров мяса. Отсутствие кормовых запасов может привести к смерти одного миллиарда птиц и 20 миллионов свиней. В связи с нехваткой бензина значительно сократился автобусный трафик. Даже полиция сокращает количество патрулирований из-за недостатка топлива. Большинство заправок закрыто. 28 мая университеты по всей стране стали отменять занятия. Некоторые люди не вышли на работу.

Всеобщая забастовка уже считается самой крупной за последние два десятилетия. Хотя подконтрольное бизнесменам телевидение рисует исключительно негативную картинку, население страны стоит на стороне дальнобойщиков и винит во всём исключительно правительство Темера. В некоторых городах произошли столкновения с полицией.

Что же на эту ситуацию ответило государство? Как отнеслось к мнению народа? В пятницу вечером Темер назвал бастующих «радикальным меньшинством» и объявил о том, что начнёт применять армию для очистки дорог. Хотя некоторые военные уже заявили, что для такого глобального мероприятия у них не хватит того же самого топлива. В итоге попытки по очищению дорог не завершились успехом.

В воскресенье правительство согласилось на одно из требований дальнобойщиков — снижение цены на 46 центов за литр. Ближайшие 2 месяца цена будет заморожена, а затем ежемесячно регулироваться. Также Темер заявил, что они работают над решением других требований. На данный момент только 5 профсоюзов из более чем 20 групп, принимающих участие в забастовке, приветствовали сделку. Тысячи водителей продолжают бастовать.

Мы не отступим, пока наши требования не будут выполнены.

— заявил водитель грузовика Хосе Сисеро Родригес, протестующий в Сантосе, являющемся самым крупным бразильским портом, расположенным рядом с Сан-Паулу.

***

Всё это является замечательным примером всеобщей борьбы трудящихся, так как именно они, а не владельцы средств производства являются главными производителями всех общественных благ, и именно они контролируют всё производство. Ведь бразильские трудящиеся с помощью совместных действий смогли остановить функционирование огромной страны. Только организованной борьбой за свои права можно добиться улучшения собственного положения, и никак иначе.

Да, к сожалению, рабочим Бразилии не хватает теоретического понимания проблемы, так как их борьба в большей степени является экономической, а любая экономическая борьба без борьбы политической, без осознанной классовой борьбы в конце концов терпит поражение. Но в то же время через экономическую борьбу массы обычно куют свои силы и приходят к истинному пониманию проблемы и пути её решения. Поэтому мы хотим пожелать им удачи и надеемся, что в будущем эта борьба выльется во что-то большее, в том числе и для мирового рабочего движения.