Досрочная пенсия в Российской Федерации — отобранное право


 

С разрушением флагмана социализма — СССР, местная буржуазия активно принялась отвоёвывать себе место под солнцем. Наступление на права рабочих развернулось по всем фронтам. Пенсии — лишь один из них.

В повседневной жизни для приобретения знаний и в целях заботы о здоровье мы нередко обращаемся к трудящимся в области просвещения и здравоохранения. Из-за намеренного разрушения промышленности они стали самой массовой категорией работников, выходящих на заслуженный отдых до общеустановленного срока.

В данной статье на примере педагогических и медицинских работников мы поговорим о праве на пенсию за выслугу лет, реализация которого стала затруднительной ещё до нынешней масштабной «реформы», когда уже происходило косвенное повышение пенсионного возраста.

Российская Федерация унаследовала основные советские социальные гарантии в области социального обеспечения. Данное наследие, как и многое другое, оказалось попросту ненужным тем, кто встал у руля расколотого корабля. В 2018 году для выхода на пенсию ранее 60 и 55 лет указанным категориям необходимо иметь 25 лет страхового стажа (30 — для городских медработников). Основным фактором, влияющим на получения права, является правильный подсчёт временных промежутков, которые законодательно включены в специальный (льготный) стаж (далее — Стаж).

При социализме к ним относились периоды, в которые по объективным причинам работник не имеет возможности непосредственно напрямую осуществлять медицинскую или педагогическую (далее — Льготную) деятельность. Оно и понятно — трудовые будни любого человека не могут состоять только из постоянного выполнения профессиональных обязанностей на определённой должности. Мы болеем, учимся, повышаем свои профессиональные навыки, ходим в отпуск, служим в армии, рожаем детей и осуществляем уход за ними.

Такие периоды советское законодательство, стоявшее на страже прав трудящихся, включало в Стаж для назначения пенсии за выслугу лет[1]. Но «ярмо коммунизма» было победно сброшено с плеч дорогих россиян. Поэтому восстановление «потерянной» реакционерами в октябре 1917 г. России не могло не затронуть права будущих пенсионеров. Дорвавшиеся до власти капиталисты, с помощью подконтрольных им «народных избранников», начали нещадно выбрасывать из этого стажа всё, что не имело отношения к работе.

 


 

Итак. Отпуск по уходу за ребёнком одним из первых был исключён из Стажа. Буржуазные законодатели пояснили: раз женщина в декрете, то она не осуществляет трудовой деятельности, а значит — не испытывает моральной и психологической нагрузки за которую предусмотрена пенсия за выслугу лет. Ограничились теми, кто был в таком отпуске до октября 1992 года[2]. Что получилось? Ухаживающие, например, за одним ребёнком работники теперь «имеют возможность» получить это право на 3 года (максимальный срок отпуска) позже. А если детей — больше, то, при взятии полного отпуска, заслуженная пенсия «отодвигается» на 6, 9 и более лет. Таким наглым образом одно из основных завоеваний социализма, как правило — для женщин, было обращено против самих трудящихся. Хочешь пенсию — работай, а маленького ребёнка девай куда знаешь. И как же это вяжется с современной стратегией повышения рождаемости?

Борьба с коммунистической идеологией шла полным ходом. Так, в педагогический Стаж не включаются, например, должности, связанные с пионерскими организациями, работа в которой осуществлялась после 1993 года (сопряжённые с ней должности были исключены из льготного списка). Т.е. работники просвещения всё ещё продолжали трудиться в оставшихся пионерских кружках, воспитывая подрастающее поколение, но без права на пенсию за выслугу лет. Но теперь школа декоммунизирована, а пионерия — уничтожена.

Отдавая долг Родине, советские солдаты знали, что она тоже их любит, и не бросит. Поэтому происходило включение периода службы в вооружённых силах СССР в двойном размере, при условии, если 2/3 стажа будет приходиться на Льготную деятельность (исключение — медработники, служившие по специальности). Однако в 1993 году было отменено и это[3], посему служба уже в вооружённых силах РФ с данного времени перестала засчитываться в Стаж. Теперь так: отдал долг — свободен, Родина тебе ничего не должна!

На этом военная служба не была оставлена в покое. Не так давно — в ноябре 2017 года — служба в Советской армии стала исключаться из Стажа при условии — если Льготная работа берёт своё начало после 1 января 1992 года. Обоснование шикарно: «…законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с таковой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда»[4]. Надо полагать, что обязательная служба в армии (флоте) не только не является неблагоприятным воздействием, связанным с психологической нагрузкой, но и не забирает годы жизни (в Союзе — это два-три года), на протяжении которых работник мог трудиться.

Время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность, так же было выброшено из Стажа в 1993 году. Но и этого оказалось мало. По мнению «эффективных» управленцев, не нужно включать учёбу и тогда, когда она закончилась позднее 1 октября 1993 года. Например, если работник просвещения учился с 1989 по 1994 гг., то ПФР смело выбрасывает данный промежуток. А судебная практика в различных регионах отличается — где-то суды решают этот вопрос в пользу педагога, где-то — против.

Даже такие небольшие промежутки, как дни сдачи крови — и те не подлежат включению! И это на фоне призывов к добровольной сдаче крови и закреплённого в ст. 186 Трудового кодекса РФ права работника на освобождение от работы в связи со сдачей крови, сохранением за ним не только рабочего места, но и среднего заработка. Справедливости удаётся добиться только через суд. Хотя ещё в 1998 г. ПФР и издал Письмо[5], которое позволяло включать «донорские» дни в Стаж, но с началом действия в 2002 г. новых правил исчисления периодов[6], включаемых в Стаж, этот сюжет был пропущен, а про то Письмо благополучно забыли.

Не нашлось места в новых правилах и курсам повышения квалификации. Здесь работникам так же не оставили выбора, ведь повышение квалификации является их обязанностью, выполняемой по приказу работодателя. Суммарный период обучения к моменту назначения пенсии в среднем составляет несколько месяцев.

Пенсионная «реформа» 2002 года положила конец 77-летней истории пенсий за выслугу лет для трудящихся в области просвещения и здравоохранения. Теперь у них есть право на «досрочное пенсионное обеспечение» — новое наименование урезанного социального обязательства со стороны «щедрой» буржуазии. Обновлённые порядки в прямом смысле начали отсекать немалое количество работников от заработанного ими права. В новом тысячелетии к условиям назначения пенсий прибавилась, например, так называемая «полная норма выработки»[7], т.е., работа весь трудовой день только на льготной должности — сюрприз для тех, кто или совмещал несколько должностей (льготную с не являвшейся таковой), или ввиду постоянных сокращений был вынужден брать на себя обязанности, не связанные с профессиональной деятельностью, или вовсе узнавал (как правило, при обращении за пенсией), что другая часть его ставки уже не входит в новый список должностей и профессий, по которым полагаются льготы. А главным критерием исчисления Стажа стала уплата страховых взносов в ПФР, что порой совершенно не мешает его игнорировать.

Советский законодатель учитывал и учебные отпуска, во время которых работающие педагоги и медработники получали образование по специальности, находясь на заочном обучении. В 2007 г. российские «творцы» законов посчитали ненужным этот пережиток тоталитарного режима[8]. И даже уплата работодателем за этот промежуток страховых взносов не является препятствием. Теперь только и остаётся — отстаивать своё право в буржуазном суде, надеясь на человечность вершителей правосудия.

Как мы видим, для лишения граждан их прав в сфере пенсионного обеспечения, совсем не обязательно проводить шумную кампанию по повышению пенсионного возраста (или как принято официально говорить — совершенствовать пенсионную систему). Его и так тихонько «корректируют» в сторону увеличения с помощью нехитрых и, разумеется, законодательно обоснованных изменений, большинство из которых, как пишут «демократические» судьи в своих решениях, «не нарушают права граждан». Если произвести средний подсчёт, то у педагогов и медиков повышение возраста выхода на пенсию составило примерно 6-8 лет (армия, декрет, курсы, вуз…). А уж совсем скоро, с 2019 г., эти цифры будут ещё выше. Так сказать — «подарок» на Новый год от, как некоторые ошибочно полагают, своих, более добрых капиталистов.

Находящееся под их контролем государство не остановится, и будет постоянно менять методы подсчёта периодов работы, выбрасывая другие промежутки. Какие именно — можно предположить. Например, в оплачиваемом отпуске работник официально не исполняет свои трудовые обязанности, а значит, тоже не испытывает моральной и психологической нагрузки. Долой! Отпуск по беременности и родам. Полгода за просто так? Вон из стажа! Родила — сама виновата, раз не хочешь пенсию. Не так ли? Можно ещё посчитать только часы, а не дни, ведь медики и учителя проводят на работе не 24 часа в сутки, а, значит, есть время, когда они не страдают, а подло и коварно спят. В топку это время!

На «льготность» времени работы в разных случаях влияют и другие факторы. Меняющиеся списки учреждений и наименований профессий вынуждают через суд устанавливать их соответствие, а ошибки в бесконечно растущей бюрократической волоките подчас лишают трудящихся остатков социальных гарантий.

Рассмотренное положение рабочих в области просвещения и здравоохранения показывает намеренное и целенаправленное ущемление их пенсионных прав. Если СССР шёл путём проб и ошибок (конечно, не стоит сбрасывать со счетов и имевшиеся недостатки, об исправлении которых мы уже, к сожалению, не узнаем), то РФ идёт совершенно иной, верной только для эксплуататоров, дорогой.

Но можно же и возразить. Например, именно в «святые» 90-е была возвращена возможность получения полной пенсии[9] при продолжении льготной работы. Однако не надо забывать о том, в какую нищету загнала контрреволюция педагогов и медиков (как, впрочем, и подавляющее большинство населения), катастрофически низкий уровень пенсионного обеспечения, когда одним из немногих способов повысить своё финансовое положение было — дотянуть до пенсии и продолжить работу[10]. Мало что изменилось и сейчас, несмотря на приближающееся 20-летие «вставания с колен», пенсионное обеспечение работников просвещения и здравоохранения является лишь небольшой прибавкой к зарплате, позволяющей немного повысить уровень материального благосостояния.

История движется по спирали. В одних случаях она заходит на новый, более прогрессивный виток, в других — скатывается по наклонной. Урезание социальных прав есть одна из неизбежных форм капиталистической эксплуатации трудящихся. «Россия, которую мы потеряли» реставрируется уже третий десяток лет. И если согласимся плыть дальше именно на этой лодке, то спустя время она сама раскачается и утонет. А мы вместе с ней.
 

Дмитрий Данильченко о пенсиях в СССР — https://pbd.su/агитпечь/пенсии-в-ссср-право-рабочего-класса
Дмитрий Данильченко о пенсиях в Российской империи — https://pbd.su/агитпечь/пенсии-в-российской-империи-право
 

Примечание:

1. См.: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 (ред. от 03.08.1972, с изм. от 12.04.1984) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») // СПС «Консультант Плюс».
2. См.: п. 103 Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» // «Российская газета», № 219, 06.10.1992.
3. См.: п. 1 Перечня решений Совета министров СССР, которые не применяются на территории РФ. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 (ред. от 29.10.2002) «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.1993, № 39, ст. 3625.
4. Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2017 № 43-КГ17-7 // СПС «Консультант Плюс».
5. Письмо ПФ РФ от 07.12.1998 № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж “донорских” дней» // СПС «Консультант Плюс».
6. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2872.
7. См.: п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2872.
8. См.: Учебные отпуска на льготной работе. URL: http://www.pfrf.ru/branches/voronezh/news~2016/09/21/120029 (дата обращения: 09.11.2018).
9. См.: Федеральный закон от 29.02.1996 № 21-ФЗ «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей» // «Собрание законодательства РФ», 04.03.1996, № 10, ст. 829.
10. См.: Мидонова Е.А. Оптимальное сочетание интересов государства и личности в пенсионном обеспечении педагогических работников // «Право и политика», 2007, № 8.

Источники:

Нормативно-правовые акты:

  • Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1990, № 27, ст. 351.
  • Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1«О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» // «Российская газета», № 219, 06.10.1992.
  • «Кодекс законов о труде Российской Федерации» (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (ред. от 25.09.1992) // СПС «Консультант Плюс».
  • Федеральный закон от 29.02.1996 № 21-ФЗ «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей» // «Собрание законодательства РФ», 04.03.1996, № 10, ст. 829.
  • Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 (ред. от 03.08.1972, с изм. от 12.04.1984) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения») // Первоначальный текст документа опубликован в издании «СП СССР», 1960, № 1, ст. 2.
  • Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» // СПС «Консультант Плюс».
  • Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463 (ред. от 22.09.1993) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» // СПС «Консультант Плюс».
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 (ред. от 29.10.2002) «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.1993, № 39, ст. 3625.
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (ред. от 19.02.2001) «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» // «Собрание законодательства РФ», 04.10.1999, № 40, ст. 4856.
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Российская газета», № 212, 06.11.2002.
  • Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2872.
  • Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.07.2014.
  • Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2017 № 43-КГ17-7 // СПС «Консультант Плюс».
  • Письмо ПФ РФ от 07.12.1998 « 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж “донорских” дней» // СПС «Консультант Плюс».

Периодическая литература:

  • Бацвин Н. Включение дополнительных отпусков в трудовой стаж: анализ судебной практики // Трудовое право. 2013. № 2. С. 103 — 112.
  • Гончарова М. Досрочная пенсия не для всех // ЭЖ-Юрист. 2012. № 44. С. 11.
  • Гусев А.Ю. Дефекты пенсионного законодательства, регулирующего вопросы исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии // Администратор суда. 2017. № 3. С. 12 — 14.
  • Егоров В. Без муки нет науки // ЭЖ-Юрист. 2014. № 34. С. 11.
  • Куревина Л.В. Особенности назначения досрочной пенсии педагогическим работникам // Отдел кадров коммерческой организации. 2012. № 1. С. 46 — 56.
  • Мидонова Е.А. Оптимальное сочетание интересов государства и личности в пенсионном обеспечении педагогических работников // «Право и политика», 2007, № 8.
Please Login to comment