Белоруссия и пенсии
В своей недавней публикации товарищ Майснер указал основные моменты программы оппозиции. Мы в свою очередь хотели бы немного углубиться и изучить раздел, посвящённый планам в отношении пенсионного обеспечения. Надо же знать — какое светлое рыночное будущее ждёт представителей братского белорусского народа в преклонном возрасте (в случае госпереворота). Какой заслуженный «отдых» им необходим по мнению претендующей на власть очередной кучки толстосумов? Ведь в Республике Беларусь более 2,5 млн пенсионеров при населении в почти 9,5 млн человек. То есть примерно каждый четвёртый получает тот или иной вид пенсии.
Основными целями и задачами программы обозначены:
- Обеспечение прозрачности пенсионной системы и повышение доверия населения.
- Обеспечение устойчивости пенсионной системы и пенсионного фонда.
- Повышение эффективности накопления и расходования средств.
- Повышение уровня пенсий по возрасту.
- Поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для бизнеса.
- Введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы.
Хм. Как красиво написано. Кто-нибудь ещё помнит обещания российских политиков перед пенсионной реформой 2018 года? Населению пророчили стабильность пенсионной системы, повышение размеров пенсий (аж по одной тысяче в год), повышение трудовой активности населения, защиту работников предпенсионного возраста. А что мы получили? Денег на пенсионеров по-прежнему нет, номинальный размер пенсии вырос на копейки, а реальный загнал в ещё большую нищету. Люди предпенсионного возраста вынуждены тратить остатки здоровья, отдавая толстосумам время своего уже заслуженного перед обществом отдыха. А массовые увольнения предпенсионеров показали их истинную ценность для эксплуататоров. И это только вершина айсберга, да к тому же без госпереворота.
Продолжаем читать дальше.
1. Выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 60 лет.
Вот так! Хотя пенсионная реформа и так уже в самом разгаре (к 2022 году возраст выхода на пенсию будет равняться 63/58 лет). А тут — женщинам поднимут на 2 года, мужчинам же снизят на 3. Будет как, извините за избитую фразу, — на Украине. Пенсионный возраст там такой.
2. Упрощение системы органов социального обеспечения и объединение Министерства труда и социальной защиты и его органов на местах с органами управления Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).
Это уже, скажем прямо, обрезание органов социального обеспечения со значительным уменьшением численности работников. Интересно, а кто будет исполнять имеющиеся обязанности? Понятно, что можно нагрузить оставшихся. Но как показывает программа далее — мало чего останется исполнять. Урезание социальных обязательств государства, которые в Беларуси ещё худо-бедно сохраняют советскую инерцию, ухудшит положение малозащищённых слоёв населения. То есть люди и так нищают, ведь пособия не покрывают всех хотя бы минимально необходимых затрат, а тут их и вовсе — «упростят».
3. Унификация пенсионного законодательства и выравнивание условий по пенсионному обеспечению для всех граждан без привилегированных категорий.
Очень серьёзная мера по «улучшению» качества жизни. Отмена пенсий за выслугу лет для всех! То есть не смогут выйти на пенсию раньше общеустановленного срока ни педагоги, ни медработники, ни труженики тяжёлых и опасных производств (огромные списки профессий, которым советская власть дала право досрочного выхода на пенсию из-за того, что их трудовой ресурс заканчивается задолго до выхода на пенсию). Также раньше на пенсию нельзя будет пойти родителям, воспитывающим ребёнка-инвалида, и многодетным матерям. Даже карликов и лилипутов не пожалели. Это и есть рыночно равенство?
Конечно, нынешняя белорусская власть уже немало отобрала у них. Так, медицинские и педагогические работники, имеют право на пенсию только на 5 лет раньше общеустановленного срока, то есть, с учётом повышения, в 58 для мужчин и 53 для женщин, при наличии специального стажа в 30 и 25 лет соответственно. В СССР на пенсию за выслугу лет могли уйти после 25/30 лет работы в сельской/городской местности, а также учёбы, службы в армии, воспитания детей и прочего, не дожидаясь возраста 58/53 лет. Осталось окончательно уничтожить досрочное пенсионное обеспечение, как это уже сделано в Казахстане. Однако свои реформы авторы программы смогут воплотить только после прихода к власти. А будут ли силовики им помогать, зная, что пенсию за выслугу лет им — отменят? Хотя, скорее всего, оппозиция не пойдёт на этот самоубийственный шаг. Иначе кто потом будет разгонять демонстрации и проливать кровь белорусов для защиты «истинной» демократии?
4. Отмена понижающего коэффициента и отмена взносов в ФСЗН для работающих на пенсии.
Первое — уберёт выплату неполной пенсии при выполнении работы (платить станут всю), а второе — перестанет обязывать работодателей перечислять страховые взносы на работающих пенсионеров (не всегда влияющих потом на перерасчёт пенсии). Безусловно — предложения хорошие. Но на фоне уничтожения остатков советской пенсионной системы выглядит брошенной для усыпления бдительности костью. Ведь именно нищенская пенсия заставляет большинство работать в преклонном возрасте независимо от того, какая её часть выплачивается при исполнении трудовых обязанностей.
Гвоздь программы! 5. Включение в страховой стаж следующих периодов:
- получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трёх лет;
- получение пособия по безработице;
- содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы;
- уход, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.
Мы, честно говоря, не сразу поняли — в чём дело. В белорусском сегменте сети «Интернет» есть публикации (без ссылок на источники) о том, что данные периоды не включаются в страховой стаж. Однако ст. 51 Закона РБ о Пенсионном обеспечении говорит об обратном. В чём же дело? Этот вопрос требует более глубокого исследования. Возможно, это регулируется отдельным законодательным актом. Надеемся, что товарищи из Белоруссии подскажут нам. В России, например, всё, кроме учёбы, включается в общий страховой стаж.
6. Введение обязательного накопительного уровня с сохранением базового пакета социальной пенсии.
7. Перераспределение обязательных пенсионных взносов между государственным пенсионным фондом социального страхования и накопительными фондами.
Подобные предложения радуют только эксплуататоров. С них будет снята часть обязательств по отчислению страховых взносов и возложена прямо на плечи работников. Т.е. каждый сам должен будет копить себе на пенсию. Сознание протестующих белорусов (если они читали рассматриваемый раздел программы) успокаивает начальная малозначительность — шаг в 1% от зарплаты каждый год. 10% — плановый итог. А там и до полного снятия пенсионных обязательств с государства недалеко. Зачем вредить бизнесу какими-то страховыми отчислениями, если можно всё свалить на тружеников?
8. Внесение изменений в налоговое законодательство и льготы для участников накопительной системы.
9. Передача в Накопительные пенсионные фонды не менее 25% акций крупных госпредприятий или 25% средств от приватизации госимущества.
Ещё пара костей. В одном месте налог ослабят, а в другом, как это обычно бывает, — не забудут усилить налоговый гнёт. Зато начнётся раздолье для частных пенсионных фондов, задача которых состоит вовсе не в обеспечении достойной старости для пенсионеров, а в прибыли.
***
Подводя итог, можно отметить чёткое планирование оппозицией резкого ухудшения положения людей труда в области пенсионного обеспечения. А имеющиеся небольшие положительные предложения лёгким росчерком пера могут быть отправлены в мусорную урну, как и заслуженный отдых после нелёгкой трудовой жизни.
Мы не призываем к поддержке одной из сторон, а лишь указываем на очевидное — с пенсиями будет намного хуже, чем сейчас. Хотя и при нынешней белорусской власти происходит постепенное отбирание у население пенсионных прав.
Поэтому, уважаемые читатели, особенно жители Республики Беларусь, внимательно читайте программы оппозиции. Они не стесняются и пишут о своих планах. А все эти лозунги про засидевшегося диктатора, с уходом которого всё каким-то неведомым способом зацветёт и заколосится, — враньё. Дело не в Лукашенко, а в том, чьи интересы он представляет (или перестал представлять да стал неугоден). Несмотря на все иллюзорные речи о братстве и сохранении истории, он — слуга капитала. И эти интересы лишь мешают интересам другого капитала. А есть ли среди этих интересов, уважаемые труженики, наши классовые интересы? Нет!