АгитПроп. Кружок. Задание №4: Анти-Дюринг
Обсуждение «Происхождение семьи, частной собственности и государства» продлится до понедельника. 23 октября в 20:00 МСК начнётся обсуждение нового задания, которое нужно будет успеть прочесть. Вскоре после этого будут подведены итоги задания №3.
Задание №4: Прочитать от предисловия до конца 8 главы «Натурфилософия. Органический мир (окончание)» работу Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг».
Срок: До 20:00 МСК, 23 октября.
Где: https://t.me/agitpropcircle
Итоги задания №2: «Принципы коммунизма»
Даты: 30.09.2017 г. — 07.10.2017 г.
Место проведения: телеграмм-чат «АгитПроп.Кружок»
1. Что такое коммунизм?
С точки зрения принципов: коммунизм — это учение об условиях освобождении пролетариата.
С точки зрения политэкономии также коммунизм — это организация общества и экономики, при котором уничтожается частная собственность (на средства производства), все средства производства переходят в коллективную собственность, господство переходит в руки пролетариев, через господство пролетариата как класса в него вбираются представители других классов, остается единственный класс, следовательно, устраняется классовый антагонизм и эксплуатация человека человеком, а в итоге классы в принципе. Это позволит организовать форму производства и присвоения продуктов, при которой все производимые продукты распределяются между всеми членами общества в соответствии с их постоянно растущими потребностями.
2. Что такое пролетариат?
Пролетариат — класс наёмных рабочих лишенных средств производства, вынужденных продавать свою рабочую силу.
Пролетарий существует лишь постольку, поскольку в этом заинтересован класс буржуа. Производит труд, стоимость которого составляет больше, чем минимальные издержки на содержание пролетария и обеспечения его труда. Разница между стоимостью производимого труда и издержками на его производство формирует прибавочную стоимость, которую присваивает и за счет которой существует капиталист.
3. Пролетариат свойственен определенной формации или он существовал всегда?
Возникновение пролетариата связано с развитием крупных производственных сил т.е. фабричного способа производства с частичной заменой ручного труда машиной. Поскольку стоимость машин была слишком высока и даже группе рабочих было не по карману приобрести оную, то все производство сосредоточилось в руках крупного капитала, вместе с тем те скудные средства производства (инструмент, примитивные станки), которые были у трудящихся, обесцениваются т.к. себестоимость товара при фабричном типе производства оказывается значительно ниже, а объемы выпускаемой продукции гораздо выше. Такое положение вещей приводит к формированию двух классов:
а) Крупного капитала в чьей собственности находятся и орудия производства, и сырье.
б) Класса пролетариев, вынужденных продавать свой труд, но не имеющих своих средств производства.
Следовательно, пролетариат свойственен капиталистической формации, до этого этапа пролетариата, как класса не существовало. До него существовали другие угнетаемые слои и классы трудящихся — рабы, крепостные, цеховые рабочие, подмастерья.
4. Как возник пролетариат?
См. выше.
Промышленная революция 18 века привела к появлению дорогостоящей техники, которую приобретали капиталисты. Машина постепенно стала вытеснять человека, отнимая у него возможности к существованию. Труд стал все больше и больше разделяться между отдельными рабочими, в результате чего продукция стала дешеветь, а труд рабочего превратился практически в механический. На смену мануфактурам постепенно пришла крупная промышленность. Вследствие этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, все более разорялись, прежнее положение работника совершенно меняется и создаются два новых класса которые постепенно поглощают все прочие: буржуазия и пролетариат. Проще говоря: пролетариат — продукт капиталистической системы, где промышленное производство определяет разделение общества на два основных класса, в котором господское положение занимает меньшинство.
5. Класс капиталистов и класс неимущих? Что под неимущими подразумевает автор?
Многие под неимущими сегодня подразумевают безработных, бомжей, люмпенов. Тут же Энгельс скорее под неимущими подразумевает не имеющих собственности, то есть именно сам пролетариат.
Можно также связать с вопросом о отечестве упомянутом ранее в Манифесте. У пролетариата нет отечества, потому что оно ему не принадлежит. Оно принадлежит буржуазии, пролетариат не имеет ничего из-за капитализма. Именно этот класс составляет неимущее большинство, по сравнению с имущим меньшинством — буржуями.
6. Как и почему пролетарий продаёт свой труд или же рабочую силу?
При капитализме все становится товаром. Также, как и рабочая сила. Так как у пролетария кроме рабочей силы нет способа выжить, это вынуждает его продавать свою рабочую силу. Стоимость труда пролетария в среднем равна издержкам производства труда, а именно минимум, требуемый для его выживания и существования в качестве рабочего. Труд рабочего в конечном счете стоит больше, чем издержки на его производство. Но больше чем издержки он не получит, так как разницу в стоимости произведенного труда и издержками это то зачем капиталист нанимает пролетария, а именно прибавочная стоимость. Это усугубляется тем, что при свободной конкуренции и бесконтрольном производстве стоимость всех товаров, а значит и рабочей силы постоянно скачет, поэтому пролетарий вынужден постоянно выживать и ради места у станка отчаянно конкурировать с такими же, как и он пролетариями.
Капиталист покупает у пролетария не время, не сам труд, а его способность к труду и результаты труда. Если пролетарий не может предложить ничего кроме времени, капиталист не возьмет его на работу. Если продаешь свое время — это еще не значит, что ты в рабочее время трудишься. Но если ты продаешь способность к труду, то подразумевается наличие у тебя времени чтобы эту способность реализовать.
7. Какие трудящиеся классы существовали до капитализма?
Рабы, крепостные, вариации зачатков пролетариев (мануфактурные рабочие, ученики у мастеров).
8. Чем отличается пролетарий от раба?
Пролетарий отличается от раба тем, что находится в постоянной конкуренции с другими пролетариями, а положение раба обеспечено и он вне конкуренции.
Раб — это вещь. Не человек. Пролетарий — человек, причём по сравнению с рабом — свободный. Вещь используют, пока она пригодна или нужна. У рабов нет конкуренции. Рабы — это живые орудия, из них отбирали сразу таких, чтобы они были наиболее выносливыми и трудоспособными (в США вообще их селекционно выводили). Ими распоряжались как хотели, если они при продаже слабы, их не приобретали. Если они болели, от них сразу избавлялись. То есть это как выбор ножа, ты покупаешь самый острый, ножи друг с другом не конкурируют и не могут сами стать острее. Если нож становится тупым, его просто выбрасывают.
9. Чем отличается капиталист от рабовладельца?
Рабовладелец владеет средствами производства в лице инструментов и рабов. Капиталист владеет средствами производства (инструментом) и покупает рабочую силу пролетария (условно свободного). Рабовладелец постоянно владеет как самим рабом, так и всем тем, что раб производит. При этом он как бы автоматически обеспечивает существование раба, потому что и сам без него существовать не сможет. Капиталист обращается к конкретному пролетарию только тогда, когда это требуется и не зависит от труда конкретного человека.
10. Чем отличается пролетарий от крепостного?
Крепостной не имеет права распоряжается средствами производства и отдаёт феодалу часть производимой им продукции (либо денег) в качестве платы за них (в основном землю).
«Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок земли, и за это он отдает часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же работает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого другого, получая взамен часть дохода. Крепостной отдает, пролетарию дают. Существование крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции. Крепостной освобождает себя либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником, либо тем, что доставляет своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором, либо тем, что он прогоняет своего феодала, сам становясь собственником. Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и вступает в сферу конкуренции. Пролетарий же освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию, частную собственность и все классовые различия.»
11. Чем отличается капиталист от помещика?
Помещик владеет средствами производства и самими крепостными, но не должен заботится о них как о рабах (крепостные сами добывают себе пропитание, одежду, строят жильё). Капиталист владеет средствами производства, пролетарий от него свободен, но не свободен от класса капиталистов.
Капиталист — крупный собственник, владеющий крупным капиталом, который может быть вложен куда угодно (преимущественно в крупную промышленность). Помещик владеет землей, с которой имеет определенный доход, меньший в сравнении с тем, что имеет капиталист.
12. Чем отличается пролетарий от мануфактурного рабочего?
Пролетарий не владеет средствами производства и с буржуа его связывают исключительно денежные отношения (так же труд у пролетария более монотонный, т.к. разделение труда при капитализме выше, чем при феодализме). Мануфактурный рабочий — часто владеет средствами производства, может быть даже как бы частью семьи работодателя (патриархальные отношения). Мануфактурный рабочий привязан к деревне, пролетарий — к городу.
13. В 1847 году новая машина за год лишала хлеба миллионы рабочих Китая, как можно это соотнести с сегодняшней роботизацией? Аналогичные ли это процессы?
Идентичные. Запуск автомобилей с искусственным интеллектом оставит без работы водителей такси, службы доставки и т.д. Но затребует новых ремонтных мощностей. Изменяется уровень производственных сил, изменяются отрасли, появляются новые в которые перетекает пролетариат. Эксплуатации же только увеличивается, так как производственные силы растут, а заплаты рабочим растут не пропорционально количеству прибавочной стоимости, которую они создают.
14. Завоевание политической власти буржуазией, какая судьба постигла остальные классы?
Буржуазия устранила другие классы, оставив только пролетариат в качестве субстрата для существования. Когда кричат что диктатура пролетариата это ужасающие уничтожение других классов, почему-то диктатуру буржуазии ужасающим уничтожение классов таких как помещики и крепостные не называют. Хотя конечно в вину рабочим можно предъявить что они хотят уничтожить любую эксплуатацию, а не сменить одну форму эксплуатации на другую.
15. Что такое свободная конкуренция и имеет ли она место быть сегодня или в недалеком прошлом?
«Конкуренция — свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме — борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли.» — Большая советская энциклопедия. 1-е издание.
«Свободная конкуренция — такое состояние общества, при котором каждый имеет право заниматься любой отраслью промышленности, причём никто не может ему в этом помешать, кроме отсутствия нужного для этого капитала.»
Свободная конкуренция была доминирующей в первой домонополистической стадии капитализма, теперь же мы живём при империализме, где главенствующую роль занимают монополии и конкуренция между ними. При этом стоит отметить, что сама по себе конкуренция остаётся.
«Экономически основное в этом процессе есть смена капиталистической свободной конкуренции капиталистическими монополиями. Свободная конкуренция есть основное свойство капитализма и товарного производства вообще; монополия есть прямая противоположность свободной конкуренции, но эта последняя на наших глазах стала превращаться в монополию, создавая крупное производство, вытесняя мелкое, заменяя крупное крупнейшим, доводя концентрацию производства и капитала до того, что из неё вырастала и вырастает монополия: картели, синдикаты, тресты, сливающийся с ними капитал какого-нибудь десятка ворочающих миллиардами банков. И в то же время монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют её, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов. Монополия есть переход от капитализма к более высокому строю.» — Ленин. «Империализм, как высшая стадия капитализма».
16. Какая взаимосвязь существует между богатством буржуазии и численностью пролетариата? Работает ли это сегодня?
«Чем богаче становится буржуазия, тем многочисленнее становится пролетариат».
Буржуазия богатеет за счёт увеличения эксплуатации, за счёт монополизации — уничтожение мелкой буржуазии и своих конкурентов, тем самым увеличивается численность пролетариата.
17. Что внушает пролетариям сознание их силы, какие процессы этому способствуют?
Общественных характер производства провоцирует объединение пролетариата, скопление огромных масс на одном месте, которое внушает им силу.
«Промышленная революция собирает буржуа и пролетариев в большие города, где всего выгоднее развивать промышленность, и этим скоплением огромных масс в одном месте внушает пролетариям сознание их силы»
18. Что такое кризис перепроизводства? Как и почему он происходит? Можно ли избежать кризиса и если да, то как?
Кризис перепроизводства — это волновое явление в экономике, когда количество товара резко возрастает, а цены резко падают. Из-за этого падения происходит резкое сокращение рабочих мест и зарплат. Это происходит из-за конкуренции и жажды наживы собственников производств в рамках капиталистической модели. Избежать кризис можно посредством уничтожения частной собственности.
Кризисы перепроизводства возникают вследствие появления возможности быстро наращивать производство товаров, в результате чего товаров на рынке становится так много, что на них не могут покупателей. Когда количество не проданных товаров достигает критической отметки и начинается массовое банкротство предприятий — наступает кризис. Пролетариат не может купить всю массу товаров, потому что, во-первых, достигается полное удовлетворение потребностей общества в данном виде товара, во-вторых вследствие удержания буржуа прибавочной стоимости в свою пользу, обеднения пролетариата, сокращение зарплат и рабочих мест и, следовательно, сокращение возможности пролетариата приобрести любой товар. Если с первым научились более-менее бороться (маркетинговые исследования, реклама), то вторая причина имманентна капиталистической формации, поэтому, избежать кризиса перепроизводства возможно только путем смены общественной формации на более прогрессивную, в которой будет заложена невозможность таких явлений.
19. Что следует из регулярно повторяющихся торговых кризисов?
Из регулярно повторяющихся торговых кризисов мы можем сделать вывод, что за более чем 2 столетия нахождения у власти капиталистов не было выработано по-настоящему действенных рецептов борьбы с явлением, в следствие чего нужно признать, что текущая общественная формация не справляется с разумным управлением экономики, что она является тормозом для развития промышленности. Быстрое развитие промышленности позволяет обеспечить все народонаселение планеты необходимыми товарами, но буржуазия никогда не пойдет на этот шаг, т.к. это будет равносильно уничтожению её как класса. Более того, каждый кризис опускает вниз уровень жизни населения в кап. странах, иногда доводя его до нищеты и порождает войны. С появлением глобального рынка войны стали мировыми, каждая из них несет все большие разрушения, вплоть до постановки вопроса о выживании чел. цивилизации в целом, поэтому в интересах всего человечества стоит демонтаж текущей мировой общественной формации, порождающей эти явления (т.е. капиталистической) и создание новой, в которой данные явления будут невозможны.
Из регулярно повторяющихся кризисов следует, что буржуазия больше не справляется с порожденными ей производственными силами, что нынешние отношения собственности тормозят развитие производства, а также что в данный момент в мировом масштабе обеспечено производство таких объёмов продуктов, что при дальнейшем наращивании производства вкупе с правильно организованным распределением продуктов возможно обеспечить всех членов общества.
20. Как влияет общественная организация на свойство крупной промышленности порождающее кризисы? Будут ли кризисы при новой общественной организации?
«Крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности. Итак, именно то свойство крупной промышленности, которое в современном обществе порождает всю нищету и все торговые кризисы, явится при другой общественной организации как раз тем свойством, которое уничтожит эту нищету и эти приносящие бедствия колебания.»
Текущая общественная организация потворствует появлению кризисов, тем самым ограничивая крупную промышленность в развитии и масштабировании производства. В новой общественной формации промышленность будет изъята из частных рук и передана в управление обществом, тем самым ее развитие будет подчинено не желаниям узкого круга буржуазии, а непосредственно запросам всего общества, которое поставит её полностью себе на службу и будет развивать с той интенсивностью, как сочтет нужным, соответственно, кризисы перепроизводства уйдут в прошлое.
21. Каким должен быть новый общественный строй?
«Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, т. е. будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на ее место ассоциацию.»
Главное свойство нового общественного строя — отказ от частной собственности на средства производства — определит его новый облик — свободу от конкуренции и замещение ее ассоциацией и развитие промышленности с той интенсивностью и в той степени, в которой она будет максимально удовлетворять запросам общества, таким образом, промышленность из подавляющего фактора на общество превратится в его инструмент для удовлетворения нужд и развития каждого члена нового общества.
22. Должна ли быть ликвидирована частная собственность? Объясните почему. Может ли быть построено новое общество с сохранением частной собственности?
Частная собственность должна быть ликвидирована, т.к. она на данный момент является тормозом развития общества и причиной кризисов, наносящих обществу все больший ущерб. Новое общество не может быть построено с сохранением частной собственности, т.к. таким образом оно унаследует все отрицательное, что есть в текущем и станет неотличимым от него.
23. Могут ли коммунисты призывать к сохранению частной собственности? Как стоит относиться к современным левым, призывающим сохранение мелкого бизнеса?
Коммунисты не могут призывать к сохранению частной собственности, т.к. это противоречит самой сути коммунизма. Однако, стоит с критикой относиться к тем деятелям, призывающим отменить частную собственность сразу, одномоментно, без всяких переходных периодов. К левым, призывающим сохранить текущий базис следует относиться как к врагам рабочего класса и вести непрерывную критику и пропаганду против них.
24. Возможно ли было уничтожение частной собственности до капитализма? Объясните почему.
«Пока нельзя производить в таких размерах, чтобы не только хватало на всех, но чтобы еще оставался избыток продуктов для увеличения общественного капитала и дальнейшего развития производительных сил, до тех пор должен всегда оставаться господствующий класс, распоряжающийся производительными силами общества, и другой класс — бедный и угнетенный. Каковы эти классы, это зависит от ступени развития производства…
Но теперь благодаря развитию крупной промышленности, во-первых, созданы капиталы и производительные силы в размерах, ранее неслыханных, и имеются средства для того, чтобы в короткий срок до бесконечности увеличить эти производительные силы. Во-вторых, эти производительные силы сосредоточены в руках немногих буржуа, тогда как широкие народные массы все более превращаются в пролетариев, причем положение их становится тем более бедственным и невыносимым, чем больше увеличиваются богатства буржуа. В-третьих, эти могучие, легко поддающиеся увеличению производительные силы до такой степени переросли частную собственность и буржуа, что они непрерывно вызывают сильнейшие потрясения общественного строя. Поэтому лишь теперь уничтожение частной собственности стало не только возможным, но даже совершенно необходимым.»
25. Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путем?
Уничтожение частной собственности мирным путем есть фактически «революция сверху», мировой исторический опыт показывает, что вероятность, что правящий класс осознает свое положение и пойдет на коренные перемены в обществе, стремится к нулю.
26. Можно ли уничтожить частную собственность сразу?
Частную собственность невозможно уничтожить сразу, т.к. это повлечет за собой мгновенный развал текущей системы хозяйствования без создания новой.
27. Какой ход должен быть у революции? Какой класс должен господствовать для её свершения?
Революция прежде всего должна создать политическое господство пролетариата, которое в дальнейшем будет проводить преобразование экономики и общества вплоть до полной отмены частной собственности.
«Демократия была бы совершенно бесполезна для пролетариата, если ею не воспользоваться немедленно, как средством для проведения широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность и обеспечивающих существование пролетариата. Главнейшие мероприятия эти, с необходимостью вытекающие из существующих ныне условий, суть следующие:
1) Ограничение частной собственности: прогрессивный налог, высокий налог на наследства, отмена наследования в боковых линиях (братьев, племянников и т. д.), принудительные займы и т, д.
2) Постепенная экспроприация земельных собственников, фабрикантов, владельцев железных дорог и судовладельцев, частью посредством конкуренции со стороны государственной промышленности, частью непосредственно путем выкупа ассигнатами. 3) Конфискация имущества всех эмигрантов и бунтовщиков, восставших против большинства народа.
4) Организация труда или предоставление занятий пролетариям в национальных имениях, фабриках и мастерских, благодаря чему будет устранена конкуренция рабочих между собой, и фабриканты, поскольку они еще останутся, будут вынуждены платить такую же высокую плату, как и государство.
5) Одинаковая обязательность труда для всех членов общества до полного уничтожения частной собственности. Образование промышленных армий, в особенности для сельского хозяйства.
6) Централизация кредитной системы и торговли деньгами в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом. Закрытие всяких частных банков и банкирских контор.
7) Увеличение числа национальных фабрик, мастерских, железных дорог, судов, обработка всех земель, остающихся невозделанными, и улучшение обработки возделанных уже земель соответственно тому, как увеличиваются капиталы и растет число рабочих, которыми располагает нация.
8) Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет. Соединение воспитания с фабричным трудом.
9) Сооружение больших дворцов в национальных владениях, в качестве общих жилищ для коммун, граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторонности и недостатков.
10) Разрушение всех нездоровых и плохо построенных жилищ и кварталов в городах.
11) Одинаковое право наследования для брачных и внебрачных детей.
12) Концентрация всего транспортного дела в руках нации.
Все эти мероприятия нельзя, разумеется, провести в один прием, но одно из них повлечет за собой другое. Стоит только произвести первую радикальную атаку на частную собственность, и пролетариат будет вынужден идти все дальше, все больше концентрировать в руках государства весь капитал, все сельское хозяйство, всю промышленность, весь транспорт и весь обмен. К этому ведут все перечисленные мероприятия.»
28. Возможно ли революция в одной стране? Верен ли ответ для разных стадий капитализма?
Революция в одной стране невозможно в первой стадии капитализма. Так как в мировой рынок уравнивает общественное развитие во всех цивилизованных странах.
«Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности цивилизованные народы, что каждый из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними — главной борьбой нашего времени.»
Но, с развитием монополий и перехода капитализма в свою высшую стадию — империализм, наступает неравномерность общественного и экономического развития, поэтому с поддержкой рабочих других стран революция в отдельно взятой стране или ряде стран возможна. Этот доказал пример СССР.
29. Какие последствия будет иметь уничтожение частной собственности?
В результате уничтожения частной собственности уйдет в прошлое конкуренция, ее место займет ассоциация производителей, а крупная промышленность, освобожденная от оков предыдущего строя, разовьется еще больше, чем сейчас, сможет удовлетворить все потребности человека, и сама стать инструментом для развития и самореализации каждым членом общества, таким образом, уничтожив вынужденную специализацию современного рабочего или крестьянина.
30. Зависят ли потребности от общественного строя?
Потребности биологические от строя не зависят. Потребности культурные, духовные безусловно зависят от строя, они являются продолжением текущего способа производства и в данный момент активно навязываются рекламой и образованием. При этом нужно различать личные хотелки и общественные потребности.
31. Необходимо ли развитие всех членов общества? Какое должно быть развитие, узкоспециализированное или всестороннее? Существует ли взаимосвязь со способом ведения промышленности?
Развитие всех членов общество необходимо при том строе, в котором на деле, а не на словах постулируется равенство всех его членов. Оно не может быть узкоспециализированным, т.к. специализация ограничивает человека в его возможностях, в его понимании окружающего мира и происходящих вокруг процессах.
При капиталистическом способе ведения промышленности, становится выгодно как можно раньше специализировать работника, дабы он быстрее пришел на производство и, будучи лишен самостоятельности в выборе работы, был по максимуму зависим от своего буржуа. В коммунистической формации, производство — способ самореализации человека, и оно несовместимо с принудительной специализацией.
32. Какую возможность дает общество, организованное на коммунистических началах?
Коммунистическое общество дает возможность превратить труд из повинности и способа выживания в путь самореализации человека, и через это еще и полностью удовлетворить потребности нового общества.
«Общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности.»
33. Как можно добиться исчезновения различий между городом и деревней?
Добиться уничтожения между городом и деревней можно путем дальнейшей автоматизации труда, уничтожением принудительной специализации человека и слиянием крупных, промышленных городов и деревень в новые структуры. Это может быть возможно только при коммунизме, когда во главу угла будет поставлена не прибыль и оптимальность производства, а условия существования и самореализации самих работников.
34. Какое влияние окажет коммунистический строй на семью? Коммунизм вводит или уничтожает общность жен?
«Отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью, — зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этом и заключается ответ на вопли высоконравственных мещан по поводу коммунистической общности жен. Общность жен представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазному обществу и в полном объеме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жен, наоборот, уничтожит ее.»
35. Существуют ли сегодня три группы социалистов, рассмотренные автором? К чему стремятся подобные социалисты? Как к ним стоит относиться пролетариату?
Первая группа сторонников феодального и патриархального общества. Напоминает некоторых современных монархистов и православных, желающих восстановить старые порядки нравственности и производства, которые негативно относятся к капитализму. С этой группой нужно решительно бороться.
Вторая группа состоит из сторонников капитализма, так называемых «буржуазных социалистов», но желающих устранить все связанные с ним негативные явления. Напоминает радетелей за капитализм с человеческим лицом «просто нужно построить правильный капитализм». Они стремятся к сохранению существующего общества, но пытаются бороться со следствиями, которые порождаются этим обществом, а не с причинами. Поэтому часто поддерживают благотворительность и реформирование, которое не решает, а только ретуширует истинную проблему. Против подобной группы тоже следует вести неустанную борьбу.
Третья группа состоит из демократических социалистов, абсолютно аналогичны многим социал-демократам сегодня и многим, кто сегодня называет себя «коммунистом»:
«Идя по пути с коммунистами, они хотят осуществления части мероприятий, указанных в … вопросе, но не в качестве переходных мер, ведущих к коммунизму, а в качестве мероприятий, достаточных для уничтожения нищеты и устранения бедствий нынешнего общества. Эти демократические социалисты являются либо пролетариями, которые еще недостаточно уяснили себе условия освобождения своего класса, либо представителями мелкой буржуазии, т. е. класса, который вплоть до завоевания демократии и осуществления вытекающих из нее социалистических мероприятий во многих отношениях имеет те же интересы, что и пролетарии. Поэтому, коммунисты в моменты действий будут заключать соглашения с демократическими социалистами и вообще на это время должны придерживаться по возможности общей с ними политики, если только эти социалисты не пойдут в услужение к господствующей буржуазии и не станут нападать на коммунистов. Разумеется, совместные действия не исключают обсуждения тех разногласий, которые существуют между ними и коммунистами.»
36. Как должны относиться коммунисты к разным политическим партиям? Должны ли они поддерживать прогрессивную буржуазия в зависимости от условий?
«Коммунисты пока еще имеют общие интересы с различными демократическими партиями, причем эта общность интересов тем значительнее, чем больше демократы приближаются к целям коммунистов в тех социалистических мероприятиях, которые демократы повсюду теперь отстаивают, т. е. чем яснее и определённее они отстаивают интересы пролетариата и чем больше они опираются на пролетариат.»
Пролетариат обязан поддерживать прогрессивную буржуазию для свержения феодального строя, отличный пример февральская революция в России.
«Но так как коммунисты не могут рассчитывать, что им придется вступить в решающий бой с буржуазией прежде, чем буржуазия достигнет господства, то в интересах коммунистов помочь буржуазии возможно скорее достичь господства, чтобы затем как можно скорее в свою очередь свергнуть ее.»
Как было сказано в манифесте, во назревание коммунистической революции часть прогрессивной буржуазии, осознав исторический ход развития может перейти на сторону пролетариата, но не стоит на это надеяться. Пролетариат в первую очередь должен рассчитывать на свои силы, но при этом принимать в свои ряды эту прогрессивную часть.
«Наконец, в те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества принимает такой бурный, такой резкий характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее. Вот почему, как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, именно – часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения.»