АгитПроп. Кружок. Задание №3
Обсуждение «Принципов коммунизма» продлится до субботы. 7 октября в 20:00 МСК начнётся обсуждение нового задания, которое нужно будет успеть прочесть. Вскоре после этого будут подведены итоги задания №2.
Задание №3: Прочитать «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса.
Срок: До 20:00 МСК, 7 октября.
Где: https://t.me/agitpropcircle
Итоги задания №1: «Манифест Коммунистической партии»
Даты: 26.09.2017 г. — 30.09.2017 г.
Место проведения: телеграмм-чат «АгитПроп.Кружок»
1. Классовая борьба и её история.
В первобытном обществе не было классов, так как не было частной собственности и эксплуатации человека человеком. Причиной классового разделения общества является рост производительности труда и общественное разделение труда.
Рабовладение: рабовладелец — рабы.
Феодализм: феодалы — крепостные.
Капитализм: буржуа — пролетарии.
То есть эксплуататоры и эксплуатируемые.
Классовая борьба — столкновение между разными общественными классами, интересы которых несовместимы, противоречат друг другу. Именно эта борьба движет развитие обществ. Именно из-за несовместимости этих классов, их антагонизме и существует классовая борьба.
2. Классовая борьба в эпоху буржуазии, расслоение общества на 2 враждебных класса.
Два основных враждебных класса при капитализме: пролетариат и буржуазия. Расслоение происходит по принципу наличия/отсутствия средств производства. Остальные классы, например средняя и мелкая буржуазия проиграв в конкурентной борьбе пополняет ряды пролетариата.
Буржуазия — класс собственников средств производства, применяющих наемный труд.
Пролетариат — класс наёмных рабочих лишенных средств производства и тем самым вынужденных, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу.
Возникновение пролетариата связано с развитием крупных производственных сил т.е. фабричного способа производства с частичной заменой ручного труда машиной. Поскольку стоимость машин была слишком высока и даже группе рабочих было не по карману приобрести оную, то все производство сосредоточилось в руках крупного капитала, вместе с тем те скудные средства производства (инструмент, примитивные станки), которые были у трудящихся, обесцениваются т.к. себестоимость товара при фабричном типе производства оказывается значительно ниже, а объемы выпускаемой продукции гораздо выше. Такое положение вещей приводит к формированию двух классов: а) Крупного капитала в чьей собственности находятся и орудия производства и сырье. б) Класса пролетариев, вынужденных продавать свой труд, но не имеющих своих средств производства.
Следовательно пролетариат свойственен капиталистической формации, до этого этапа пролетариата, как класса не существовало.
3. Причины революций и возникновения новых классов.
Классы появляются вследствии разделения труда и возможности одних накапливать средства. Революция происходит тогда, когда способы производства «перерастают» устоявшиеся общественно экономические отношения.
4. Роль буржуазии в истории. Прошлое и настоящее. Революционное и реакционная роль.
Буржуазия в прошлом являлась революционной сформировалось в ходе развития производственных сил и свергла феодальную надстройку, тормозящую дальнейшее развитие. Потом она путём быстрого развития промышленных мощностей и инноваций в производстве, как основа её природы, породила класс пролетариев который её и похоронит. Революционная роль буржуазии в феодальном строе превратилась в реакционную роль при капитализме, тормозящую развитие человеческого общества.
Космополитизм буржуазии заключается в том, что где выгодно, там и дом. Если выгодно уничтожить чужую культуру ради барыша, заменить её другой, способствующей наживе, это будет сделано без малейших сомнений. Пролетарский интернационализм признаёт различие культур и оставляет на них полное право за народами. Он предполагает оказание помощи народам в борьбе с угнетающей их буржуазией, какой бы она ни была — их собственной или внешней. И сохранение культуры народов, как одни из результатов этой борьбы.
5. Космополитизм буржуазии и его отличие от пролетарского интернационализма.
Буржуазный космополитизм в манифеста отмечается, тем что у буржуазии нет национальности, она плюет на национальные интересы. Её путы уже распространились на другие страны, а рынок не замкнут в одной стране, он стал международным. Буржуазия действует исключительно в интересах чистогана, игнорируя все остальное.
Пролетарский интернационализм отличен от космополитизма, если космополитизм игнорирует национальности и говорит, что мы все люди мира, интернационализм включает одну важнейшую черту — классовый подход.
Буржуазии не важно, с какой буржуазией она борется, какой национальности эксплуатировать пролетариат.
Пролетариату же рабочие всех стран братья друг другу, которые должны общими силами победить буржуазию во всем мире.
6. Совершенствование орудий и средств производства и их к чему это ведёт.
Совершенствование орудий и средств производства ведёт к сплочению класса пролетариата, свержения капиталистической надстройки над общественной формой производства и установления коммунизма, который в свою очередь породит своё отрицание и т.д.
В условиях капитализма это также приводит к усилению эксплуатации, усилению конкуренции между «избыточными рабочими» и к более глубоким и затяжным кризисам. В коммунистическом обществе оно приведёт к увеличению у трудящихся свободного времени, которое они должны будут употребить, в том числе, на саморазвитие в тех областях, в которых их знания и умения ещё недостаточно развиты.
7. Различия наёмных работников, все ли наёмные работники являются пролетариями.
«Продукт превращается вообще из непосредственного продукта индивидуального производителя в общественный, в общий продукт совокупного рабочего, т. е. комбинированного рабочего персонала, члены которого ближе или дальше стоят от непосредственного воздействия на предмет труда. Поэтому уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций. Данное выше первоначальное определение производительного труда, выведенное из самой природы материального производства, всегда сохраняет своё значение в применении к совокупному рабочему, рассматриваемому как одно целое. Но оно не подходит более к каждому из его членов, взятому в отдельности.
Однако, с другой стороны, понятие производительного труда суживается. Капиталистическое производство есть не только производство товара, по самому своему существу оно есть производство прибавочной стоимости. Рабочий производит не для себя, а для капитала. Поэтому уже недостаточно того, что он вообще производит. Он должен производить прибавочную стоимость. Только тот рабочий производителен, который производит для капиталиста прибавочную стоимость или служит самовозрастанию капитала. Так, школьный учитель, — если позволительно взять пример вне сферы материального производства, — является производительным рабочим, коль скоро он не только обрабатывает детские головы, но и изнуряет себя на работе для обогащения предпринимателя. Вложит ли этот последний свой капитал в фабрику для обучения или в колбасную фабрику, от этого дело нисколько не меняется. Поэтому понятие производительного рабочего включает в себя не только отношение между деятельностью и её полезным эффектом, между рабочим и продуктом его труда, но также и специфически общественное, исторически возникшее производственное отношение, делающее рабочего непосредственным орудием увеличения капитала.» — К. Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 23, с. 517.
Наёмные рабочие отличаются характером труда, заняты ли они физическим или умственным трудом, но они все являются частью пролетариата.
8. Кризисы капитализма.
Кризис перепроизводства — это волновое явление в экономике, когда количество товара резко возрастает, а цены резко падают. Из-за этого падения происходит резкое сокращение рабочих мест и зарплат. Происходит из-за конкуренции и жажды наживы собственников производств в рамках кап.модели.
Избежать кризис можно посредством уничтожения частной собственности в пользу государства и гос.планирования.
Кризисы при капитализме регулярны в силу его природы. Кризисы перепроизводства, вызванные неравномерностью развития, анархией в организации производства. Кризисы вызваны коренным противоречием производственных сил и отношений к собственности, т.е. буржуазная собственность выступает тормозом в отношении общественной природы самого производства.
«Каким путём преодолевает буржуазия кризисы? С одной стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых. Чем же, следовательно? Тем что она подготавливает более всесторонние и более сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им.»
9. Взаимосвязь труда и капитала.
Капитал — способ эксплуатации рабочих, который и приносит прибавочную стоимость от труда рабочих. В Манифесте говорится, что «условием существования капитала является наемный труд». То есть без него капитал не сможет больше быть самовозрастающейся стоимостью. Именно наёмный труд и создаёт капитал.
«Капитал, т. е. собственность, эксплуатирующую наемный труд, собственность, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наемный труд, чтобы снова его эксплуатировать.»
Буржуазия и пролетариат невозможны друг без друга. Если труд не продаётся, нет прибавочной стоимости, разницы между издержками и прибылью. Буржуазия без пролетариата разорится. Пролетариат без буржуазии просто перестанет быть пролетариатом, то есть продающим свой труд, как товар.
Капитал эксплуатирует не одного рабочего, а всех. Это коллективный труд, поэтому важный момент во взаимосвязи: «капитал — не личная, а общественная сила.» Совокупный труд множества рабочих.
10. Цена рабочей силы и заработная плата.
Снижение себестоимости производства, снижает стоимость жизненных средств, себестоимости рабочей силы. Поддержание жизни и воспроизводство рабочего обходится дешевле, что является поводом для снижение зарплаты.
11. Объединение рабочих. Почему классовая борьба всегда политическая борьба?
Политика это борьба за завоевание, удержание и осуществление государственной власти. В классовом обществе у власти всегда стоит какой-то класс. Исходя из этого политическая борьба автоматически становится классовой. Одержать победу в такой борьбе пролетариат может только объединившись, поскольку он не имеет того административного и финансового ресурса, что есть у буржуазии. Противопоставить этому он может только скоординированные действия больших масс людей.
12. Различные классы и сословия, кроме пролетариата и буржуазии.
Мелкая буржуазия, служащие, интеллигенция (научная, творческая), люмпены,
13. Связь коммунистов и пролетариата.
Коммунисты — идеологи пролетарской борьбы за освобождение от эксплуатации.
14. Чьей чертой является уничтожение собственности?
Любого класса пришедшего к власти.
Не нужно понимать уничтожение, как взорвать, сровнять с землей и тд. Буржуазия уничтожила феодальный способ присвоения, уничтожила феодальное государство. Пролетариату точно также нужно уничтожить частный способ присвоения и всё что обеспечивало это. Под уничтожением подразумевается перестройка, коренное изменение, тем самым ликвидация возможности частно-капиталистического способа присвоения.
15. Уничтожение частной собственности.
Уничтожение частной собственности означает ликвидация таких производственных отношений в обществе, когда создаёт стоимость одна чать общества (бОльшая — пролетарии), а присваивает результат труда пролетариев другая часть общества (меньшая). Когда средства производства находятся в одних руках, а производством стоимости занимаются другие. Когда одни эксплуатируют других.
16. Накопленный труд в капитализме и коммунизме.
В буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать накопленный труд. В коммунистическом обществе накопленный труд – это лишь средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих.
Живой труд это непосредственно производство товаров, овеществленная стоимость которая создана для продажи и тем самым накопления.
Накопленный труд это капитал в целом.
17. Лень и коммунизм.
Лень то один из главных двигателей капитализма, а не коммунизма. Ведь это трудящиеся создают капитал, а капиталисты ничего не делают, ничего не производят, они просто эксплуатируют пролетариат. То есть всеобщая леность это скорее есть свойство правящего класса при капитализме.
Ещё можно добавить, что это один из важных столпов буржуазного сознания. Какую ценность рисуют нам сегодня? «Получать деньги и ничего не делать». Вот это именно и есть то сознание, которая порождает буржуазия из своего образа жизни, поэтому ленность как раз её свойство, а не пролетариата. Коммунистическое общество ставит во главе угла труд и рабочего человека, который своим трудом производит всё что нас окружает. Соответственно, леность как раз исчезает в этом обществе, потому что её там нету места.
18. Идеи как продукт производственных отношений (религиозные, моральные, философские политические и тд).
«Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса.
Ваше пристрастное представление, заставляющее вас превращать свои производственные отношения и отношения собственности из отношений исторических, преходящих в процессе развития производства, в вечные законы природы и разума, вы разделяете со всеми господствовавшими прежде и погибшими классами. Когда заходит речь о буржуазной собственности, вы не смеете более понять того, что кажется вам понятным в отношении собственности античной или феодальной.»
Религия, моральные и политические ценности меняются в зависимости от производственных отношений. Люди борятся за разные вещи сегодня, женское равноправие и борьба за него стали возможны только когда мы дошли до капитализма. Борьба за отмену рабства в капиталистических странах сегодня выглядит странно, потому что рабовладение и так везде запрещено, зато в конце существования рабовладельческого строя, борьба за отмену рабства была оправдана и являлась одной из популярных идей. Напротив, борьба за права женщин наравне с мужчинами без какого-либо ущемления в правах, было бы невозможно в период рабовладения, когда сами люди в зависимости от происхождения не имели одинаковых прав.
19. «Уничтожение семьи».
Буржуазное общество всё превращает в товар. В том числе и родственные, семейные отношения. Например борьба за наследство, продажа детей, фиктивные браки, браки по расчёту, разводы из-за денег. Именно об этом говорится в моменте о семье, а не про разрушение семьи как союза мужчины и женщины.
Коммунизм по сути отрицает буржуазные пережитки, как-то материальная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. личная жизнь — остаётся частным делом каждого члена общества. а вопросы воспитания детей возлагаются в том числе и на общество. Это подразумевает борьбу с проституцией, с корыстным отношением к браку. Семьи станут счастливее, т.к. браки очистятся от материальной заинтересованности, а отношения станут более искренними.
20. «Общность жён».
Буржуазный термин созданный для клеветы коммунистических идей не имеющий ничего общего с реальностью.
«Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в
общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь.
Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства.»
Отрывок нужно понимать так: буржуа в силу своего мировоззрения считает женщин такой же собственностью как корова или маслобойка и использования этой собственности для увеличения нормы прибыли своим святым правом. К примеру выдать дочь замуж за сына партнёра не беря в расчёт её мнение. Отсюда и представления буржуа об общности жён (женщин) как обобществлении какой нибудь вещи, мол раз общая мельница мелет муку для всех, то и «общую» жену сможет пользовать и распоряжаться ей любой человек. Такое понимание вытекает из собственнической позиции по отношению в женщина, в то время как в манифесте акцентируется внимание на том, что это не общее право на её эксплуатации, а ЕЁ право выйти из под власти эксплуататоров и стать полноправным человеком.
При коммунизме женщина в обществе, переходит из разряда вещи покупаемой и продаваемой в разряд равного партнёра. Изменение её положения. Такие явления как проституция, браки по расчету, измены — следствие отношения к женщине. Когда женщина является по сути вещью, товаром.
В коммунистическом обществе разрушение буржуазного института семьи и брака ровно до той степени необходимо, чтобы сделать женщину независимой. Равной мужчине. Изжить ревность как таковую. Когда два лица противоположного пола находятся друг с другом до той поры пока им хорошо вместе обоюдно. Когда союз двух людей основан на взаимной симпатии без привлечения финансовой заинтересованности. Всё это возможно только при изменении самого общества и как основы его — экономики.
21. Рабочие не имеют отечества.
Маркс отвечает капиталистам, что вы обвиняете нас в том, что мы отрицаем отечество, так у нас его нет. Нам не принадлежит земля, её недра, заводы, производства и тд, это всё в ваших руках, это ваше буржуазное отечество, у нас в этом отечестве нет ничего того, что принадлежит нам.
Шовинизм и национализм — это чувства которые подогреваются национальной буржуазией у своего пролетариата для защиты своего капитала и отъёма чужого, это приводит к столкновению пролетариата разных стран и разобщению его. Поэтому, чтобы стать сильнее и обеспечить собственное выживание пролетариям всех стран необходимо возвыситься над национальными интересами и осознать свои общие интересы как класса. Поэтому существует лозунг: пролетарии всех стран соединяйтесь!
Также не нужно путать национальную гордость с национализмом. В разумных пределах она идёт на благо. В каждом народе есть что-то великое и мы должны это возвысить, чтобы потянуть этот народ вверх. Мы должны объединить всё лучшее что есть у пролетариев разных народов и построить мир из этого лучшего. А не разрушать и отказываться от всего (в особенности хорошего), начинать с нуля, это будет не верно.
Тут можно вспомнить вот это:
«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика.» — Ленин. О национальной гордости великороссов.
И вот ещё очень важный момент:
«Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни. Нет ничего более убогого теоретически и более смешного практически, как «во имя исторического материализма» рисовать себе будущее в этом отношении одноцветной сероватой краской: это было бы суздальской мазней, не более того.» — Ленин. О карикатуре на марксизм и об «Империалистическом экономизме».
То есть все нации внесут в интернационал частичку себя, своей культуры. Лучшую частичку.
22. Свободный рынок.
«В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен.
И уничтожение этих отношений буржуазия называет упразднением личности и свободы! Она права. Действительно, речь идет об упразднении буржуазной личности, буржуазной самостоятельности и буржуазной свободы.
Под свободой, в рамках нынешних буржуазных производственных отношений, понимают свободу торговли, свободу купли и продажи.
Но с падением торгашества падет и свободное торгашество. Разговоры о свободном торгашестве, как и все прочие высокопарные речи наших буржуа о свободе, имеют вообще смысл лишь по отношению к несвободному торгашеству, к порабощенному горожанину средневековья, а не по отношению к коммунистическому уничтожению торгашества, буржуазных производственных отношений и самой буржуазии.
Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества.
Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу собственность. Да, мы действительно хотим это сделать.»
23. 10 меры для перехода от капитализма к коммунизму.
«1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней13.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.»
24. Свободное развитие каждого является свободным развитием всех.
Одина из главных целей коммунизма, которая замечена в Манифесте и более чётко указана Лениным:
обеспечение полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества»
Так как общество производит для себя, свободное развитие каждого ставится как одна из главных целей, ведь тем более развит человек, чем более образован, тем больше он может дать обществу и помочь развитию всех. В отличие от капитализма, когда цели развития каждого члена общества не стоит.
25. Феодальный социализм и его связь с настоящим.
Феодальный социализм — реакционное движение пытающееся спрятаться за частичной социалистической риторикой или всевозможным аскетизмом. На самом деле главная претензия у него к буржуазии, в том что она создаёт революционный пролетариат. В наше время частично эту позицию занимают православные ратующие за Николая Кровавого, за определенный аскетизм, выступающие против пороков буржуазного общества.
26. Мелкобуржуазный социализм и его связь с настоящим.
Мелкобуржуазный социализм часто выступал против разрушительного действия машинного производства и разделения труда. Это защита старых порядков, уже изжитых себя и попытка либо вернуть назад, либо встроить эти порядки в нашу современность. В определенной мере можно связать с современными компаниями, которые вместо машин начинают применять устаревшие методы производства, продвигать их и выдавать это всё за фишку. Это напоминает магазины стерлингова, где хлеб производится по канонам столетней давности, но при этом стоит бешенные деньги.
27. «Истинный» социализм и его связь с настоящим.
«И так как в руках немца она перестала выражать борьбу одного класса против другого, то немец был убежден, что он поднялся выше «французской односторонности», что он отстаивает, вместо истинных потребностей, потребность в истине, а вместо интересов пролетариата – интересы человеческой сущности, интересы человека вообще, человека, который не принадлежит ни к какому классу и вообще существует не в действительности, а в туманных небесах философской фантазии.»
«Истинный» социализм отрицал классовую суть и выступал скорее за общий гуманизм, считал себя слишком возвышенным и в тоже время возносил немецкую до образцовой. Что-то напоминающее сегодняшний «Русский мир», когда отрицается классовая суть, русские превозносятся, их малюют образцовыми борцами за гуманность, за всё хорошее, против всего плохого. Они начинают считать себя выше классов и классовой борьбы.
28. Буржуазный социализм и его связь с настоящим.
«Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества.
Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов. Этот буржуазный социализм разрабатывался даже в целые системы.
Буржуа-социалисты хотят сохранить условия существования современного общества, но без борьбы и опасностей, которые неизбежно из них вытекают. Они хотят сохранить современное общество, однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают. Они хотели бы иметь буржуазию без пролетариата. Тот мир, в котором господствует буржуазия, конечно, кажется ей самым лучшим из миров. Буржуазный социализм разрабатывает это утешительное представление в более или менее цельную систему. Приглашая пролетариат осуществить его систему и войти в новый Иерусалим, он в сущности требует только, чтобы пролетариат оставался в теперешнем обществе, но отбросил свое представление о нем, как о чем-то ненавистном.
Другая, менее систематическая, но более практическая форма этого социализма стремилась к тому, чтобы внушить рабочему классу отрицательное отношение ко всякому революционному движению, доказывая, что ему может быть полезно не то или другое политическое преобразование, а лишь изменение материальных условий жизни, экономических отношений. Однако под изменением материальных условий жизни этот социализм понимает отнюдь не уничтожение буржуазных производственных отношений, осуществимое только революционным путем, а административные улучшения, осуществляемые на почве этих производственных отношений, следовательно, ничего не изменяющие в отношениях между капиталом и наемным трудом, в лучшем же случае – лишь сокращающие для буржуазии издержки ее господства и упрощающие ее государственное хозяйство.»
Здесь из каждого слова вспоминается позиция охранителей и патриотов зараженных их идеями, либо позиция всевозможных борцов за животных, людей занимающихся благотворительностью, правами детей, женщин, рабочих и тд, когда никто не выступает против самого буржуазного строя, а только против его пороков. Кто борется не с причиной, а следствием. При этом постоянно ведётся пропаганда реформ и негативное отношение к любым видам революции.
29. Критически-утопический коммунизм и его связь с настоящим.
«Революционная литература, сопровождавшая эти первые движения пролетариата, по своему содержанию неизбежно является реакционной. Она проповедует всеобщий аскетизм и грубую уравнительность.
Изобретатели этих систем, правда, видят противоположность классов, так же как и действие разрушительных элементов внутри самого господствующего общества. Но они не видят на стороне пролетариата никакой исторической самодеятельности, никакого свойственного ему политического движения.
Так как развитие классового антагонизма идет рука об руку с развитием промышленности, то они точно так же не могут еще найти материальных условий освобождения пролетариата и ищут такой социальной науки, таких социальных законов, которые создали бы эти условия.
Место общественной деятельности должна занять их личная изобретательская деятельность, место исторических условий освобождения – фантастические условия, место постепенно подвигающейся вперед организации пролетариата в класс – организация общества по придуманному ими рецепту.
Правда, они сознают, что в этих своих планах защищают главным образом интересы рабочего класса как наиболее страдающего класса. Только в качестве этого наиболее страдающего класса и существует для них пролетариат.
Однако неразвитая форма классовой борьбы, а также их собственное положение в жизни приводят к тому, что они считают себя стоящими высоко над этим классовым антагонизмом.»
Эти люди в определенной мере пропагандируют социализм, но понимают его в утопическом виде. Воспринимают его как всеобщий аскетизм и уравниловка, не понимают научного значения пролетариата и коммунизма, не понимают как достичь их собственных целей. Сегодня этим занимается множество всевозможных левых, которые вроде бы и поддерживают социализм, но их понимания очень сильно отличается от марксизма и реальности вообще.
30. Превращение государства в управление производством.
Важный момент. Государство как аппарат подавления одного класса другим в классовом обществе превращается в простое управление производством в бесклассовом обществе. Так как не существует классов, средства производства находятся в общественной собственности, нет частной собственности — тогда не может быть никакой эксплуатации одного класса другим. Государство в коммунизме больше не государство, так как оно теряет свою классовую суть. Государство становится простым управлением производства.
31. Отношения коммунистом к оппозиции.
«Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения. Во Франции, в борьбе против консервативной и радикальной буржуазии, коммунисты примыкают к социалистическо-демократической партии, 26 не отказываясь тем не менее от права относиться критически к фразам и иллюзиям, проистекающим из революционной традиции.
Но ни на минуту не перестает она [коммунистическая партия] вырабатывать у рабочих возможно более ясное сознание враждебной противоположности между буржуазией и пролетариатом, чтобы немецкие рабочие могли сейчас же использовать общественные и политические условия, которые должно принести с собой господство буржуазии, как оружие против нее же самой, чтобы, сейчас же после свержения реакционных классов в Германии, началась борьба против самой буржуазии.
Одним словом, коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя.
Во всех этих движениях они выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения, независимо от того, принял ли он более или менее развитую форму.
Наконец, коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран.
Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения.»
Коммунисты поддерживают все прогрессивные силы и партии, пока они помогают делу пролетариата и защищают его интересы, не забывают критиковать все, пусть даже дружественные партии если они отходят от интересов рабочих, и всегда ставят на главное место вопрос о собственности.
Дополнительные вопросы, поднимаемые во время обсуждения
Организационные моменты
1. В правилах указано, что за сообщения не по теме участники могут получить бан. Тема — Манифест Коммунистической Партии. Дата начала обсуждения 26 сентября. Что сейчас происходит?
Ответ: Всё верно. Задание начинается с 26 числа, и тогда правила вступят в полную силу. Пока в чате происходит знакомство, они носят условный характер.
2. Обсуждение начинается соответственно 26-го сентября в 20:00?
Ответ: Да.
3. Время московское?
Ответ: Да.
4. В каком формате будет проходить обсуждение манифеста? Эссе, список вопросов, обсуждение по пунктам, к чему готовиться?
Ответ: Обсуждение по предложенному администрацией списку вопросов.
5. Ну, значит, мне стоит читать, а появившиеся вопросы конспектировать для дальнейшего обсуждения 26-го? Или можно щас вопросы задавать? Если сразу разбирать примитивные вопросы, мне кажется материал будет лучше пониматься.
Ответ: Конспектировать стоит в любом случае. Таким образом усвояемость материала происходит гораздо лучше.
6. В какой форме будет проводится беседа по прочитанному? Тут же, либо где-либо еще? Просто есть мысль, что из-за постоянных диалогов не по теме, мы потеряем сообщения непосредственно по вопросам прочитанного.
Ответ: В конце обсуждения по выбранной теме организаторы будут готовить итоговый протокол, с которым смогут при желании ознакомиться все желающие. Протоколы будут публиковаться в здесь же чате, а также на сайте журнала «Победитель» и на форуме «АгитБлог».
7. В какой форме проходит отчёт о проделанной работе по заданию кружка? Как проходит проверка усвоенного материала? Опрос, тест, интервью? Просто без контроля знаний, данный кружок просто распадётся или будет существовать как кот шрёдингера. в итоге: не будет некого результата. вопрос соглашусь сложный, но его надо каким то образом решать.
Ответ: Никак. Прочитал — можешь принять участие в обсуждении, задать вопросы, или сам кому-то что-то объяснить. Тут не школа — хочешь изучать — изучай.
8. Товарищи, предполагается ли организация очных встреч, так скажем, личного общения?
Ответ: На данный момент нет. Все товарищи из разных концов страны и даже мира. Поэтому общая встреча всех участников маловероятна. Пока онлайн и расчёт на максимальную простоту и массовость. Но руководство чата будет только приветствовать региональные оффлайн-встречи.
Организации левого толка
1. Что за «Победитель»?
Ответ: Победитель — это современный советский информационно-аналитический пропагандистский онлайн-журнал. Подробнее здесь: О нас
2. Друзья, хочу спросить, организаторы этого кружка как относятся к Сути Времени?
Ответ: К людям там нормально, многие заплутавшие левые и наши потенциальные товарищи. К верхушке отрицательно, ни к какому коммунизму и научному знанию они не ведут. Один идеализм вместо материализма. Тем не менее организаторы кружка относятся с пониманием ко всем людям, которые хотят себя найти в красной идее.
Общие и прочие вопросы
1. Вот у меня как раз вопрос про «и чего плохого в том, что человек основал бизнес»? Совсем недавно с одним таким «бизнесменом» общался и вот по неопытности и невественности аргументы у меня кончились.
То есть такой «бизнесмен» (я в кавычки беру, потому что доходы там не выше, чем у многих рабочих, «зато не на дядю») он потерян? Чем его агитировать?
Ответ: Агитацией и пропагандой. Человеку надо как можно более доступным образом, на примерах, объяснить базовые принципы. Во-первых, нужно опровергнуть штамп, что коммунизм — это всеобщее равенство или, как говорил Черчилль, — равное распределение бедности. Наши граждане измученные дефицитами дорвавшись до мат. благ начинают безумно потреблять. Этот «бизнесмен» дорвался до вершины своей кочки и восседая на ней доволен. Интересно, что будет с ним дальше, когда «неожиданно» столкнётся с проявлением конкуренции и давлением со стороны более крупного «бизнесмена» желающего за его счет увеличить свой капитал?
2. Организовать профсоюз — вообще не проблема. Другое дело как сагитировать, как привлечь к борьбе, как отвечать на порою глупые вопросы, на которые я обращал внимание выше, что делать, если борьба ведётся, и ведётся успешно, а на тебя спустили бандитов и тебе угрожают?
Ответ: Не уверен, что с организацией профсоюза все так просто. собираться и что-то обсуждать в рамках закона и сейчас никто не запрещает. вопрос в легитимности этого собрания. Ну а если будет реальная польза от работы профсоюза, разве в него люди не потянутся? А там и агитация заработает.
3. Никто не станет отрицать, что теорию изучать надо.Но прежде чем говорить о практике, о вопросе агитации и пропаганды, к примеру, может быть, стоит попробовать коллективно определить проблемы, барьеры, на которые каждый из нас наталкивается в беседе с окружающими?
Ответ: Основной барьер — это восприятие СССР как «кровавого совка» с отрицанием базиса. Сейчас основная цель — это коллективное изучение «Капитала», для этого правда нужно подготовиться на более простых трудах, наладить работу и поднять уровень активных участников кружка.
4. Возможно ли устранить прямую ассоциацию коммунизма с ГУЛАГами в сознании людей? Надо ведь понимать, что коммунизм не ведет именно в СССР?
Ответ: Это вопрос грамотной агитации и пропаганды. Проблема не в ГУЛАГах, а в лживых художественных образах, которые создали ярые антисоветчики.
5. Вы замечали, какую музыку слушают люди вокруг? Ни песни на русском. Это тоже немаловажный момент, ведь культурная революция — часть большой революции.
Ответ: Сложно не замечать. Тут не только дело в иностранщине, а в общей тенденции в культуре к упрощению и примитивизации.