Время чтения ~ 5 минут

Психология лавочника

Часто сталкиваясь с понятием «психология лавочника», где-то на подсознательном уровне мы понимаем, что ничего позитивного оно не несёт. Однако сегодня нам пытаются объяснить и навязать совершенно обратное понимание этого выражения. Что же всё-таки это такое — «психология лавочника»?

«Формула» проста и напрямую связана с буржуазной идеологией: получение максимальной финансовой прибыли при минимальных затратах, другими словами — получение выгоды.

Что же такого особенного, если применять данную «формулу» на целое население страны и на различные государственные структуры? Если говорить о нас, то внедрение такой «формулы» с самых ранних лет приводит к тому, что к получению выгоды человек будет стремиться со школьной скамьи, и далее это стремление будет распространяться на все сферы человеческой жизни. Выгода будет искаться во всем: с какими ребятами в классе дружить? — наверное, лучше с теми, кто являются «лидерами», они популярны, вокруг них вращаются самые популярные девочки и мальчики класса. А все остальные которые не могут войти в этот круг, как правило, не подходят по каким-то материальным признакам: футболка не брендовая, да и где твой Ятелефон последней модели, — соответственно, лучше быть в кругу «лидеров». Какие уроки учить, ведь если ты будешь сдавать ЕГЭ по математике, русскому, обществознанию, остальные предметы не нужны, не нужно тратить лишние время, силы на то, что тебе не пригодиться. Профессию человек будет выбирать только ту, где больше платят. А что касается СУЗов и ВУЗов, то и там будет активнейший поиск выгоды: зачем регулярное посещение лекционных и семинарских занятий, бессонные ночи за учебниками, своевременная сдача сессий, то есть получение профессиональных знаний, — если можно внести определенную сумму денег, и ты сразу дипломированный специалист, с дипломом государственного образца, а то что специалист никакой — это не важно. Но, как мы знаем из современных реалий, наличие диплома не гарантирует рабочее место, вот и появляется возможность уйти в бизнес. Спрашивается, а зачем была вся эта учеба? Ведь выгоднее в бизнес уйти, чем горбатиться за нищенскую зарплату, да и ещё на кого-то.

И тут, уважаемые читатели, наверняка обратили внимание, что и сама «система» очень способствует развитию человека по той самой формуле.

Что же тогда происходит в государственных инфраструктурах, которые так способствуют развитию «психологии лавочника»? Все то же: образование, детские сады, школы, СУЗы, ВУЗы тоже активно пытаются получить прибыль, и она должна быть ежеминутной — «неважно, что будет завтра, главное сегодня заработать и как можно больше заработать». Образовательные учреждения нужны только там, где большое население; увы, в деревне или ПГТ это не принесет нужной прибыли. В школах должны быть только успешные ученики, потому что от этого напрямую зависит рейтинг школы, а чем выше рейтинг, тем больше учеников, тем больше финансовый приток. И преподаватель — он тоже должен искать выгоду, как продавец — консультант рассказывать про свой «товар», а иначе такой учитель не нужен школе. Абсолютно идентичная ситуация получается и с ВУЗами: не нужно много разных, а нужны только в крупных городах и желательно один на весь город, ведь так финансово рациональнее получается. Подобный подход точно так же исповедуется и в промышленности. Содержать большие предприятия, где работают тысячи людей — невыгодно, ведь нужно платить налоги, содержать промышленные линии в технической пригодности, покупать новые станки и прочие, — это все слишком дорого. А вот небольшой заводик с несколькими десятками рабочими, это очень даже прибыльно.

А что касается космической отрасли, то тут вообще все сплошные убытки. Ибо очень сложно на этом что-то заработать, ну а если даже туда полететь, то там какая прибыль будет? Неизвестно, поэтому летать в космос не надо! Там все невыгодно.

Таким образом, мы видим, что данная формула, пропагандируемая и исполняемая, в итоге, мягко говоря, даёт не самый положительный итог в сферах образования, промышленности и так далее. В такой системе всегда и все будет построено на получение моментальной прибыли. То есть такое понятия как государственно-стратегическое планирование сюда очень плохо вписывается, ведь от такого планирования выгода будет не сразу, неизвестно когда, и вообще будет ли она.

Но почему-то мы все-таки на подсознательном уровне понимаем, что в «психологии лавочника» нет нечего хорошего, потому что большинство из нас выросли или воспитаны людьми, которые выросли в государстве, где применялась совершенно другая «формула», и применялась совершенно по-другому, — я говорю о Союзе Советских Социалистических Республик. В этом проекте пытались реализовать совершенно новое воспитание: воспитание нового человека, который не будет постоянно искать моментальной прибыли, для которого друзья в классе будут все как один важны. Ученик будет стремиться к знаниям, потому что даже в его небольшом городке есть школа, где есть преподаватель, который хочет его научить новому. А этот преподаватель прибыл по распределению из университета, где он в свою очередь тянулся к знаниям там. И, как это ни странно, сама система была построена таким образом, чтобы способствовать развитию такого нового человека.

Промышленность тоже была устроена по другим принципам. Бетон, железо, камень и там и там одинаковые, но сам идеологический принцип построения был другим, он не был нацелен на постоянную личную выгоду: заводы строились везде, и строились в гигантских масштабах, потому что на таком заводе может работать много людей, а если много людей — то можно выстроить полный цикл производства (от винтиков до двигателя), и в совершенно других масштабах. Ну а если говорить про космос, то вся наша космическая программа — это детище СССР, потому что только при той системе была возможность, воспитать такое количество высококвалифицированных кадров, которые смогли совершить прорыв планетарного масштаба. Мы видим, что новая советская «формула» является совершенно новым этапом развития человечества, потому что несёт в себе как качественные изменения, так и новый образ мышления, где во главу угла ставится общественное благо и равный доступ для всех к этим благам. Так и количественные изменения перерастают в качественные, где весь промышленный комплекс способен работать на совершенно других мощностях, ранее не виданные человечеству. Система образования, которая способна выдавать большое количество квалифицированных кадров, — и это касается всех инфраструктур. И все это является совершенно противоположным «психологии лавочника» — она просто не может работать на таких высотах, потому что направлена не на человека, а на прибыль, выгоду и деньги. Поэтому, если мы хотим более совершенных изменений, то достичь их можно только взяв на вооружение советский вариант, другого не дано.