Время чтения ~ 9 минут

Свобода совести в эпоху революций

Свобода совести — право человека выбирать, верить ли ему в бога или нет, право выбирать веру согласно своим предпочтениям. Статья 28 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года каждому гарантирует свободу совести. Но то, что сейчас воспринимается как данность, ещё чуть больше века назад не было таковым. Прежде чем стать Законом, свобода совести в России проделала сложный и долгий путь.

Зачатки законодательного оформления свободы совести в нашей стране относятся к временам Петра I Великого. Для привлечения иностранных специалистов был издан «Манифест о вызове иностранцев в Россию» от 16 апреля 1702 г., дозволявший им свободу вероисповедания. Но, позволяя иностранцам не менять веру с переходом на русскую службу, к своим подданным Пётр такую веротерпимость не проявлял. Достаточно указать на то, что царь продолжил карательную политику своих предшественников в отношении старообрядцев, которые должны были платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». Это делалось для укрепления главенствующего положения русской православной церкви.

В течение почти двух столетий существования императорской России в стране в плане религиозных свобод мало что изменилось. Религиозная политика царского правительства и в конце XIX вeка представляла собой:

Активное вмешательство государства в жизнь религиозных организаций; юридическое неравенство конфессий; значительное влияние религиозной идеологии на правосознание российского общества; наделение религиозных учреждений функциями государственных и судебных органов; тесное взаимодействие религиозных и правовых норм; недопущение законами вневероисповедного состояния граждан и права свободного религиозного самоопределения…

То есть жителям империи законом запрещалось быть «вне религии», быть атеистами и свободно менять веру, за небольшим исключением. Государство и церковь активно поддерживали и иногда стимулировали различными способами (как, например, снятие ограничений с евреев после крещения) переход иноверцев, особенно язычников, в православную веру. Если новообращенные пытались уклониться от исполнения православных обрядов или вообще вернуться в свою веру, то к ним применялись наказания, такие как публичное покаяние, заключение в местные монастыри и конфискация имущества, и даже отобрание детей до времени полного возвращения в «лоно» православия. В тоже время Свод законов Российской империи строго запрещал «отпадение» от православия тех, для кого это была вера его предков. При таком законодательном подходе современные разговоры о духовном единстве подданных смотрятся мягко говоря странно.

На страже православного вероисповедания стояло «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года. Например, за непубличное богохульство полагалась ссылка в Сибирь или телесные наказания (ст. 183), а за ненасильственное отвлечение от веры (когда один побуждает отступить от веры другого) отправляли в ссылку до 10 лет, телесно наказывали, клеймили (ст. 190). Отступление же от веры каралось лишением всех прав на время отступления.

Призванное заменить предыдущее, Уголовное уложение 1903 года несколько уменьшило перечень религиозных преступлений, что было связано в том числе и с совершенствованием уголовного законодательства.

Первая русская революция положила начало ослаблению главенства православной церкви и установлению в стране свободы совести. Под давлением обстоятельств, социальной напряжённости и вспыхнувшей в январе 1905 года революции Николай II издал Указ от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», который устанавливал:

Что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий (ст. 1).

Указ от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости».

Но о праве не исповедовать никакую религию в Указе не упоминалось. А раскольников, которые до этого подвергались уголовному преследованию, стали делить на 3 группы: старообрядческие согласия, сектантство и последователи изуверных учений. Последняя осталась гонимой, а люди продолжали быть обязанными придерживаться того или иного вероисповедания.

Но борьба народа за свои права не утихала. 17 октября 1905 года вышел Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», объявивший «дарование свободы слова, совести, собраний и союзов». А последующий Указ от 17 октября 1906 года о правах старообрядцев предусматривал упрощение деятельности старообрядческих общин и отмену части поражений в правах. В нём «сектантам, отпавшим от православия», дозволялось свободное исповедание веры и совершение религиозных обрядов, открытие молитвенных домов и основание общин.

Из Уголовного уложения 1903 года был исключён запрет на переход между вероучениями и некоторые другие положения, противоречащие Манифесту от 17 октября 1905 года и Указу от 17 октября 1906 года. В тоже время, сохранялись нормы, касающиеся уголовного преследования за «нетерпимые вероучения». Атеизм (такого понятия в законодательстве не существовало, указывалось на неприверженность к какому-либо вероучению) и антирелигиозная пропаганда (такового понятия так же не было, обозначалось «поношением в адрес верующих»), «ересь» по-прежнему были наказуемы. В итоге объявленная последним самодержцем свобода совести сводилась к вычёркиванию из списка уголовных наказаний определённых статей.

После свержения царя Временное правительство в свою очередь объявляло свободу совести. 14 июля 1917 года было принято Постановление «О свободе совести», в первом пункте которого провозглашалось:

Каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от вероисповедания и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры.

Постановление «О свободе совести».
14 июля 1917 года.

Так гражданам, достигшим 14 лет, разрешалось переходить из одного вероучения в другое (п. 4), допускалась не принадлежать ни к какой вере, но таковая непринадлежность должна была быть отмечена в местном органе власти, что обязывало атеистов регистрировать свои убеждения (п. 5). Конечно, по сравнению с имперской такая свобода совести была более прогрессивна. Например, атеистов поставили на один уровень со старообрядцами и сектантами, отменялось поражение в правах представителей разных вероисповеданий, но сохранялось главенствующее положение православия. Делалась и оговорка о том, что указанный акт не распространяется на изуверные учения, указанные в ст. 96 Уголовного уложения (п. 9).

Стоит отметить, что объявляемая свобода совести как в царской России, так и в России при Временном правительстве носила незаконченный характер. Она распространялась лишь на определённые законом вероучения, а при Временном правительстве и на непринадлежность к ним, сохранялось уголовное наказание в рамках Уложений 1845 и 1903 годов, например, за публичное богохульство. Таким образом, понимание «свободы совести» было довольно узким. По нашему мнению, более подходящим понятием относительно к описываемому времени было бы понятие «свободы вероисповедания».

После Великой Октябрьской Социалистической революции Декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января (2 февраля) 1918 года в статье 3 было провозглашено:

Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры отменяются.

Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».
20 января (2 февраля) 1918 года.

В сравнении с аналогичным положением, закреплённым в Постановлении «О свободе совести» Временного правительства, понимание свободы совести в Декрете стало носить более широкий характер. Поэтому именно после начала перехода к коммунистической общественно-экономической формации впервые в истории России была реализована свобода совести в том её понимании, которое дошло до наших дней. Гарантом её соблюдения стала глава III Уголовного кодекса РСФСР 1922 года. Согласно статье 121 преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или иных частных учебных заведениях и школах каралось принудительными работами на срок до одного года. А статья 125 за воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, если они не нарушали общественного порядка и не сопровождались посягательствами на права граждан, устанавливала наказание в виде принудительных работ на срок до шести месяцев. Данный пример хорошо показывает основной принцип свободы: там, где начинается свобода одного, заканчивается свобода другого.

Становление свободы совести в России проделало немалый путь. Несмотря на то, что Н.С. Хрущёв своими «стараниями» на время своего правления усложнил порядок функционирования религиозных организаций, повысил им налоги и усилил научно-атеистическую пропаганду, законодательство сохранило свободу совести для всех граждан СССР. Однако уже современные тенденции с точки зрения закона говорят об обратном. Принимаемые законодателем такие нормы как, например, об оскорблении чувств верующих, толкают понятие «свобода совести» в старые узкие рамки. В тот самый идеал «некогда потерянной» России. Подобными действиями правящий буржуазный класс продолжает отбирать ту Россию, которую народ приобрёл в 1917, кровью и невероятными лишениями отстоял в 1941-1945, но, упав в омут лжи, обронил в 1991. Отдадим ли мы сегодня свою свободу совести?

Источники

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.06.2017).
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
  • Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  • Свод законов Российской империи. 1842. Т. 14. Ст. 28, 46-49, 51-53.
  • Манифест о вызове иностранцев в Россию от 16 апреля 1702 г.
  • Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 г.
  • Уголовное уложение от 1903 г.
  • Указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.
  • Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.
  • Указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» от 17 октября 1906 г.
  • Постановление Временного Правительства «О свободе совести» от 14 июля 1917 г.
  • Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января (2 февраля) 1918 г.
  • Постановление НКЮ РСФСР от 24.08.1918 «О порядке проведения в жизнь декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” (инструкция)».
  • Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 г.
  • Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936).
  • Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977).
  • Пол Верт. Православие, инославие, иноверие. Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи // URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/69450/chitat_knigu.shtml#r23 (дата обращения: 12.07.2017).
  • Дорская А.А. Законодательное закрепление свободы совести Временным правительством // URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=68094 (дата обращения: 12.07.2017).
  • Зеньковский С.А. Петр I и раскол // URL: http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=2012 (дата обращения: 12.07.2017).
  • Кулиев Ф. М. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII – начале ХХ в. // Известия ОИГСИ. 2015. Вып. 15 (54). С.14-24.
  • Наказание за богохульство — сегодня и завтра // URL: https://www.svoboda.org/a/24692050.html (дата обращения: 12.07.2017).
  • Редькина О.Ю. Закон «О свободе совести» 14 июля 1917 года // URL: http://docplayer.ru/35851404-Zakon-o-svobode-sovesti-14-iyulya-1917-goda-1-redkina-o-yu.html (дата обращения: 12.07.2017).
  • Статья об оскорблении чувств верующих в России и случаи вынесения приговоров. Досье // URL: http://tass.ru/info/4245069 (дата обращения: 12.07.2017).
  • Хрущев и церковь. Антирелигиозная кампания // URL: http://www.libma.ru/istorija/vremena_hrusheva_v_lyudjah_faktah_i_mifah/p13.php (дата обращения: 12.07.2017).