Время чтения ~ 8 минут

Красно-белое кино

Если кто-то помнит советский фильм «Кин-дза-дза» про планету Плюк, одноимённую галактику, и разделение жителей этой планеты на привилегированных чатлан и дискриминируемых пацаков, то там был такой момент: после рассказа Владимира Николаевича о земных порядках плюканин ответил:

У вас такой же оголтелый расизм как у нас, только власть захватили пацаки.

Разговаривая ныне с молодёжью на тему кинематографа в целом и отображения переломных исторических моментов истории (таких как Гражданская война) в частности, видишь отличие подходов к этой теме у советского и современного кино, и понимаешь, что «мышление плюкан» уже надёжно вбито в головы. Поколение, выросшее после уничтожения Союза, и вправду не видит разницы в подходах, и когда речь заходит о современных фильмах и демонизации красных в кино, в ответ лишь пожимают плечами — при той власти демонизировали белых, сейчас красных — всё логично.

И правда, молодое поколение практически не знает советского кинематографа. Тем более большинства советских фильмов о Гражданской войне. С одной стороны, вроде всё просто: имеется интернет — заходи и смотри, с другой — столь многое теряется в информационном шуме, что даже искренние ценители советского кино порой забывают о многих картинах. Красноречивый факт: зайдя на любой киносайт к каждому по отдельности советскому фильму на эту тематику, обязательно увидишь два, три, а то и больше комментариев: «Как такой фильм прошёл строгую партийную цензуру? Наверное, это единственный фильм, где белые показаны не придурками и не злодеями».

Подобные заблуждения как могут поддерживают крупные газеты печатающие программы телевидения. Если случается, что какая-то из этих картин попадает в сетку вещания ТВ-канала, в газетной аннотации к нему обязательно будет присутствовать тот же тезис о «первом и единственном фильме без белых, показанных злодеями и придурками» и «картине, непонятно как пропущенной цензурой».

В этой статье ваш автор хочет напомнить, как в действительности Советская власть выражала в кино своё отношение к поверженному противнику. А также и познакомить широкий круг общественности со многими лентами, посвящёнными переломному моменту в нашей истории и истории всего мира.

Итак, значительные советские кинофильмы о Гражданской войне. Разумеется, список далеко не полный, потому что фильмов о Гражданской войне в советском кинематографе великое множество, и даже кратко пробежаться по ним — значит пытаться объять необъятное. К описанию сюжета картины вкратце добавляю образы белогвардейцев, восприятие и отношение к ним.

«Чапаев» (1934 год)

Фильм о легендарном красном командире Василии Ивановиче Чапаеве. Василий Иванович (Б. Бабочкин), Петька (Л. Кмит), Анка (В. Мясникова) — всё всем прекрасно известно.

Белые зрителю более всего запоминаются каппелевской психической атакой:

Красиво идут! Антилихенция!»

«Сорок первый» (1956 год)

По одноимённой повести Бориса Лавренёва, написанной в 1923 (!!!) году. Сильная буря настигла отряд красноармейцев в Аральском море. Из всего отряда с лодки спасаются лишь лучшая, имеющая на счету 40 убитых белогвардейцев, стрелок Марютка (И. Извицкая), и пленный белый поручик Говоруха-Отрок (О. Стриженов). Они вдвоём оказываются на острове, поселяются в хижине рыбка, и между ними вспыхивает любовь. Финал картины — на остров высаживаются белогвардейцы, поручик бежит навстречу своим, Марютка стреляет ему в спину, а затем рыдает над телом убитого возлюбленного. Поручик в кино изображён человеком со своей правдой. Офицер отряда белогвардейцев Кучковский (В. Захарченко) и сам отряд — жестоки.

«Неуловимые мстители» (1966 год), «Новые приключения неуловимых» (1968 год), «Корона Российской империи, или снова неуловимые» (1971 год).

Все три фильма хорошо известны. Из трёх картин теме статьи соответствует лишь вторая: в первом фильме противниками красных героев выступают бандиты, а в третьем события разворачиваются уже после Гражданской войны. Вообще третий фильм всегда считался самым неудачным из всей серии. Главные претензии были к излишне карикатурному изображению русской эмиграции. Наверное, претензии небезосновательны, однако, глядя на путешествие неких нынешних «претендентов на русский престол», да появляющиеся там и тут потешные «дворянские собрания», понимаешь, что советские кинематографисты не так уж и сильно перегнули палку. Остаётся фильм второй — там действие происходит во врангелевском Крыму. Штабс-капитан Овечкин в исполнении А. Джигарханяна — красив, умён, интеллигентен. Прекрасен поручик Перов (В. Ивашов), адъютант полковника Кудасова (исполнение им песни «Русское поле» берёт за душу), да и сам Кудасов (А. Толбузин) не вызывает отторжения. Из негатива разве что придурковатый солдат в исполнении С.Крамарова (перекочевавший из первосерийной банды), да такой же полковник в исполнении Е. Весника.

«Седьмой спутник» (1967 год)

По одноимённой повести Бориса Лавренёва (написана в 1927 году). В фильме основной мотив не сама Гражданская война, а вопрос — почему многие спецы старой России, лишившиеся всего вследствие революции, всё равно становятся на её сторону. Евгений Павлович Адамов (А. Попов) — генерал царской армии, профессор Военно-юридической академии. В 1918 году Советская власть арестовывает генерала, однако, затем отпускает. Не имея средств к существованию, генерал нанимается прачкой в тюрьму. Через время генералу предлагают послужить Советской России по специальности, и генерал оказывается на фронте, где попадает в плен к белогвардейцам. Узнав его прошлое, белые предлагают сотрудничество, однако Адамов отказывает:

— Тогда почему же вы не хотите служить в нашей армии? Кто же вы?
Генерал пожал плечами.
— Вы этого не поймете, — сказал он с тем же тихим презрением, с каким говорил когда-то с Приклонским, — не сможете понять… Когда огромное тело пролетает в мировом пространстве, в его орбиту втягиваются малые тела, даже против их воли. Так появляется какой-нибудь седьмой спутник… Но все равно — вы ничего не поймете, и разговаривать с вами я почитаю излишним, — закончил он, чувствуя, как вся кровь прихлынула к лицу от внезапной бешеной ненависти к этому оловянному солдатику, щурящему бессмысленные глазки заводной куклы

Финал — генерала расстреливают, вместе с рядовым красноармейцем Кимкой Рыбкиным (Г. Штиль).

«Служили два товарища» (1968 год)

Гражданская война, врангелевский фронт. В фильме параллельно идут две истории: о красноармейцах Некрасове (О. Янковский) и Карякине (Р. Быков), получивших задание с аэроплана снять укреплённый район Перекопа и белом офицере Брусенцове (В. Высоцкий). Брусенцов показан трагической фигурой. Хотя в конце ленты он и стреляет в Некрасова, притом «просто так», с общей досады, дальнейшая его судьба — скоропалительный брак с сестрой милосердия (И. Савина), убийство любимого коня Абрека, с которым офицер не в силах расстаться, и самоубийство — вызывают у зрителя сочувствие.

«Адъютант его превосходительства» (1969 год)

Пятисерийная картина рассказывает о красном разведчике Павле Андреевиче Кольцове (Ю. Соломин), внедрившемся в штаб белых и ставшим адъютантом командующего — генерала Ковалевского. Генерал Владимир Зеноныч Ковалевский(В. Стржельчик) изображён интеллигентным, рассудительным военачальником. За исключением жестокого капитана Осипова (К. Желдин) и подпоручика контрразведки (Г. Гирдвайнис), остальные белогвардейцы также вызывают симпатию. Ключевой момент фильма — объяснения главного героя с мальчиком Юрой (А. Милокостный), сыном погибшего белого полковника. Юра догадывается, кем является Кольцов. Диалог с расставлением всех точек над «i» давно стал классическим:

— Пал Андреич…
— Да?..
— Вы шпион?
— Как ты думаешь, Юра: Владимир Зеноныч — хороший человек?
— Да! Очень!
— Мне он тоже нравится. И я совсем не против него, а против того, что он хочет сделать…

«Рассказ о простой вещи» (1975 год)

По одноимённому рассказу Бориса Лавренёва. История про красного агента чекиста Орлова (А. Джигарханян), работавшего в подполье в городе, занятом белыми. Орлова разоблачают, однако, между враждующими сторонами заключается договор обменять чекиста на содержащегося в плену у красных атамана Чернецова (В. Васильев). В момент обмена Орлов убивает Чернецова, и сделка срывается. Герой снова в камере в ожидании расстрела. Финал — разговор чекиста с умным и рассудительным подполковником Тумановичем (М. Глузский), объяснение ему своего поступка. Из негатива — жестокий поручик Соболевский (О. Борисов).

«Макар-следопыт» (1984 год)

По мотивам повести Л. Е. Остроумова. Детский трёхсерийный фильм о приключениях мальчика Макара Жука, пробирающегося в Красную Армию, чтобы стать разведчиком. Действие происходит на деникинском фронте. В картине попадаются два придурковатых белых солдата (В. Ильичёв и А. Рудаков), они постоянно обводятся вокруг пальца Макаром и его друзьями. Для баланса имеется такой же недотёпа и среди красных — боец Сорокин (М. Семёнов), он появляется в третьей серии.

Белый штабс-капитан Чёрный в исполнении гениальнейшего Олега Борисова — это, как говорится, наш выбор. Хитроумный и харизматичный, не смотря ни на что, он не может не вызывать симпатию.

***

Вот таким образом в советском кинематографе изображали своих побеждённых идеологических оппонентов. Скептик скажет: «Всё равно, ни в одном фильме белые не показаны как положительная сторона». Конечно, это так. А почему должно быть иначе, когда не белые победили, и объективно правда была не на их стороне? Кто-то заблуждался, кто-то видел в белом движении свою правду, кто-то преследовал свой шкурный интерес — всё отлично показано в упомянутых советских картинах, и для этого не нужны ни карикатурные злодеи, ни «придурки». В любом случае образ «советских белогвардейцев» кардинально отличается от того, как вырисовывают красных (в том числе и комиссаров с политруками в лентах о Великой Отечественной войне) в современном российском буржуазном кино. Здесь вариантов немного: либо кровавые упыри, либо тупой человекообразный скот. Хотя, чему удивляться, демонизация «вредного», с точки зрения интересов правящего класса, общественно-политического строя сейчас является архиважнейшней задачей. К тому же окромя политического заказа сказывается и общее понижение уровня культуры, и кинематографа в частности.

В заключение возвращаясь к кино советскому и достаточно комплементарному отношению в нём к поверженным оппонентам, возникает вопрос: насколько такой подход был правильным? Ведь не секрет, у многих советских людей увлечение белогвардейщиной возникло в том числе и на основании образов, созданных советском кинематографом. С другой стороны, стал бы советский кинематограф тем уникальным явлением, каким мы его знаем и любим, если бы он представлял собой кинематограф нынешний, только вывернутый наизнанку? Определённо не стал бы, ибо советская культура в целом ставила перед собой совсем иные цели нежели нынешняя: воспитание в человеке лучших качеств, побуждение к созиданию.

Возможно ли достижение этих целей с помощью наглого вранья и передёргивания? «Это вряд ли», — сказал бы герой ещё одного замечательного советского фильма красноармеец Сухов.