Время чтения ~ 9 минут

Чили в моём сердце

11 сентября 1973 года в Чили произошёл переворот, осуществлённый военными страны и возглавляемый капиталом США.

Как все государства Южной Америки, Чили длительное время находилась под непосредственным экономическим и политическим влиянием Америки. Штаты прямо или косвенно (через местных богачей) были владельцами главного богатства недр страны — медных месторождений. Кроме этого, из северной части континента тянулись нити политического влияния. США «присматривали» за латиноамериканскими государствами, сознательно поддерживая в них политическую неразбериху, поощряя военные перевороты разного масштаба, чтобы страны находились в состоянии неустойчивости.

С середины 50-х годов ХХ века позиции США в Латинской Америке пошатнулись вследствие кубинской революции. Народ Кубы смог сбросить с себя давление капитализма и начал двигаться по пути построения социалистического общества. Пример острова Свободы вдохновил многих, и в странах по ту сторону экватора окрепли настроения, которые шли вразрез с глобальными планами «старшего соседа». А планы эти были просты: сохранять для Южной Америки статус стран «третьего мира», чтобы безнаказанно качать оттуда природные богатства и получать дешёвую рабочую силу, а также территорию для своих военных баз.

История коммунистической и социалистической партий Чили имеет не слишком давнюю историю. Коммунисты создали свою партию в 1912 году, партия социалистов появилась в 1933. На протяжении всего своего существования обе имели внутренние течения, которые отличались различными взглядами и нередко конфликтовали между собой. Но — стояли они на позиции мирных реформ или отстаивали методы революционной борьбы, — главной их целью было преобразование существующего мира. В 1970 году к власти пришёл законно избранный президент Сальвадор Альенде Госсенс, который принадлежал к Социалистической партии Чили (он стал одним из её основателей в 1933). Альенде был сторонником постепенного изменения. Его экономическая программа предполагала национализацию крупнейших частных компаний и банков., а аграрная — изъятие частных поместий. Это должно было вернуть чилийскому народу власть над его же землёй. За первые два года работы правительства Альенде было экспроприировано около 500 тысяч га земли — это равно примерно четверти всей обрабатываемой земли в стране. Проводились социальные реформы, направленные на улучшение жизни простых людей. Шла работа по упорядочению заработной платы, вырос прожиточный минимум, в разы поднялась нижняя планка минимальных зарплат и пенсий. Правительство Альенде разработало целый ряд пособий и льгот. Доступнее стали образование и медобслуживание (последнее Сальвадор Альенде внедрил, ещё занимая пост министра здравоохранения Чили с 1938 по 1942 год).

Конечно, такая политика не могла прийтись по вкусу США. Штаты опасались появления ещё одной Кубы на материке. Они понимали, что с появлением социалистической Чили другие страны Латинской Америки могут присоединиться к соцлагерю, создав таким образом противовес капиталистическому миру. Тем более что СССР обычно оказывал таким государствам экономическую и военную помощь; так что нельзя было допустить создания под боком угрозы «свободному капиталистическому миру». Здесь геополитические интересы Штатов соединились с экономическими, потому что американские корпорации сказочно богатели на дешёвой и качественной чилийской меди. Но, конечно, главной задачей было не допустить возникновения «левого» очага на южноамериканском континенте.

При поддержке Америки в стране началось спланированное противодействие реформам Альенде. Лишаемые земли крупные владельцы (латифундисты) занялись вредительством: забивали скот или перегоняли его через чилийско-аргентинскую границу, чтобы тот не достался народу. Многие предприниматели переводили капиталы за рубеж, сокращали количество рабочих — всё это вело к ухудшению экономической ситуации в стране. США объявили бойкот чилийской меди — это лишило страну основного источника валюты. В 1972-1973 годах противниками Альенде, мечтавшими о прежнем положении дел, когда все вопросы решал американский капитал, организовывались массовые демонстрации. Среди них была забастовка грузовиков (для страны, в которой основные транспортные перевозки совершались именно этим видом транспорта, забастовка грозила катастрофой), «марш пустых кастрюль», который должен был показать плохую ситуацию с обеспечением продуктами в городах. Чили не давали кредитов, счета страны в иностранных банках были заморожены. Всё это ещё лежало в поле попыток сместить Альенде «законным» путём — через разжигание народного недоверия к его политике, что могло привести к переизбранию. Но чилийский народ продолжал поддерживать президента. И тогда США спланировали военный переворот.

Организации переворота 1973 года посвящён отдельный доклад комиссии Сената США. На переворот было затрачено 13 млн долларов. Разрушительная деятельность велась по всем фронтам. Щедрыми субсидиями поддерживалось забастовочное движение, направленное на саботирование действий правительства по поднятию народной экономики. Оказывалась финансовая помощь правой террористической организации «Patria y Libertad», всячески поощрялись политические группировки, противодействующие левым. Финансировались террористические организации, которые отвечали за беспорядки на улицах. Так была подготовлена почва для переворота.

Начало было положено летом 1973 года. Тогда было обстреляно помещение компартии в городе Нуньоа и совершено нападение на помещение социалистической партии в Барранкасе. Нарушалось электроснабжение, убивали водителей грузовиков, не присоединившихся к забастовкам и завозившим продукты в рабочие районы. Взрывы, поджоги, уличные беспорядки проходили практически каждый день по всей стране, включая столицу — Сантьяго. Это была подготовка к самому событию, проведённому США совместно с военными и крупным капиталом Чили 11 сентября.

Военный переворот начался в ночь с 10 на 11 на кораблях ВМС Чили. Несколько сотен матросов и офицеров, отказавшихся к нему примкнуть и сохранивших верность партии «Народного единства», которую возглавлял Альенде, были застрелены и сброшены в море. Операция по захвату столицы началась в 6:30 утра. Были заняты телецентр и другие стратегически важные объекты. Поддерживавшие правых радиостанции сообщили о захвате власти военной хунтой во главе с генералом Пиночетом. Радиостанции, находившиеся на стороне левых, были разгромлены и подвергнуты бомбардировке. Одной из радиостанций удалось передать в эфир последнее обращение президента Альенде к народу, где он призывал народ не сломиться и верить в победу.

Трудящиеся моей родины!

Я верю в Чили и в судьбу нашей страны. Другие чилийцы переживут этот мрачный и горький час, когда к власти рвется предательство. Знайте же, что не далек, близок тот день, когда вновь откроется широкая дорога, по которой пойдет достойный человек, чтобы строить лучшее общество.

— говорилось в этом обращении.

Радиостанция «Магальянес», передавшая это обращение, была вскоре уничтожена, все её сотрудники убиты.

Сам Сальвадор Альенде вместе с группой оставшихся верными людей остался в президентском дворце Ла Монеде. На улицах Чили появились танки и авиация. Хунта во что бы то ни стало хотела взять дворец штурмом, показательно раздавить народную власть, захватить президента. Но им это не удалось. Осаждённые отстреливались в течение нескольких часов. Тогда хунта предложила капитулировать в обмен на разрешение покинуть страну, но и это предложение было отвергнуто. Президент покончил жизнь самоубийством, когда солдаты ворвались в то помещение, где он находился.

Он сражался как лев до последнего вздоха. Революционеры, сопротивлявшиеся там фашистскому нападению, рассказывали невероятные вещи о последних минутах. Версии не всегда совпадали, потому что сражения велись в разных точках дворца. Кроме того, некоторые из его самых близких сподвижников погибли или были убиты после тяжелого и неравного боя. Различие в свидетельствах заключалось в том, что одни утверждали, будто последними выстрелами он застрелил себя, чтобы не попасть в плен, а другие — что он погиб от вражеского огня. Дворец горел, атакуемый танками и самолетами, чтобы завершить переворот, считавшийся делом легким, при котором не будет сопротивления. Нет никакого противоречия между обеими формами выполнить свой долг. В наших войнах за независимость случалось не раз, когда славные бойцы, видя, что защищаться уже невозможно, лишали себя жизни, чтобы не попасть в плен.

— так написал о Сальвадоре Альенде Фидель Кастро.

Организаторы переворота развернули жесточайший террор по отношению ко всем, кто хоть как-то сотрудничал с народным правительством и поддерживал социалистические перемены. Убивали коммунистов, социалистов и профсоюзных лидеров. Военный режим сразу же объявил состояние «внутренней войны». Генерал Пиночет заявил: «Из всех наших врагов главным и наиболее опасным является коммунистическая партия. Мы должны разрушить ее сейчас, пока она реорганизуется по всей стране. Если нам это не удастся, она рано или поздно уничтожит нас». Ведущую роль в репрессиях играла армия. Были учреждены военные трибуналы, заменившие гражданские суды. Было создано несколько концентрационных лагерей для политзаключенных, в том числе в Писагуа и Чакабуко в пустыне Атакама на севере страны. Коммунистическая и социалистическая партия были запрещены.

Символом пиночетовского террора стал стадион, расположенный в Сантьяго. Там в течение многих дней как к концлагере содержались тысячи человек, схваченных на улицах столицы. Там, под светом ослепительных прожекторов, этих людей пытали и расстреливали. Там был бесчеловечно убит любимец Чили — певец Виктор Хара, коммунист, своими песнями и театральными постановками боровшийся за лучшее будущее для страны. Певца несколько дней пытали электрическим током, избивали, ломали пальцы, которые рождали музыку для всего народа. Когда жена Виктора Хары нашла его тело, в нём было обнаружено 44 (!) пули, причём многие выпущены были уже по мёртвому — так велика была ненависть фашистов. Имя Хары стало символом страданий, перенесённых чилийским народом во время переворота.

В мировой печати со ссылками на различные источники появились данные, что только за первые недели после переворота было убито 20 тысяч человек, 30 тысяч подверглись жестоким пыткам, более 200 тысяч рабочих были уволены с работы. Ярый противник военного режима, глава чилийской компартии Луис Корвалан в 1985 году свидетельствовал, что за годы военного режима репрессиям было подвергнуто 500 тысяч чилийцев. В марте 1974 года в Хельсинки на 1-й сессии Международной комиссии по расследованию преступлений военной хунты в Чили в ее резолюции фигурировала жесткая формулировка:

Вся картина, которая вырисовывается из анализа этих фактов, напоминает дни прихода к власти германских фашистов.

Итогами террора стало многолетнее правление военной хунты. В современной либеральной прослойке существует миф о том, что якобы неразумное правление Альенде привело экономику Чили к краху, а вот Пиночет вернул в страну процветание. Это ложь. Политика пиночетовского правления была схожа с «шоковой терапией», которую пережила Россия в начале 90-х. в результате экономика даже не вернулась к уровню, который был при Альенде. Страна лишилась примерно десятой части населения, причём многие покинули Чили; в основном это были квалифицированные специалисты, которые могли надеяться найти работу за рубежом. Более трети людей, увидевших свет при правительстве социалистов, вновь оказались за гранью нищеты. Резко вырос разрыв между богатыми и бедными. За двадцать лет с 1973 до 1993 внешний долг Чили вырос в 7 раз — с 3 до 21 млрд долларов. Внутри страны резко упало финансирование социальных программ, в забросе оказались культура, медицина, образование.

Так, 11 сентября 1973 года, была жестоко убита чилийская свобода. Но несмотря ни на что, в Чили продолжают действовать левые силы. Песни Виктора Хары до сих пор звучат на улицах городов. Нам надо помнить об этих трагических страницах истории, и знать, что капитализм никогда не отступится и не испугается даже самых жестоких, самых бесчестных методов, чтобы погубить коммунистическое движение. Только учась на событиях прошлого, мы можем сделать из них вывод и стать сильнее.

И никогда не забывать про 11 сентября в Чили. Встаньте и помолчите одну минуту.