Квартет a-la Голодец


 

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец сыскала-таки причину, почему российское школьное образование катится в пропасть. Оказывается, вся проблема в том, что парты в классах расставлены неправильно.

Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Вот, оказывается, в чём дело! И рецепт до смешного прост: расставь парты по-другому, и сразу же дети пойдут другие. И грамотность произрастёт, и интерес к учёбе появится невесть откуда, и патриотизм заколосится.

“Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”

То есть причина вовсе не в том, что школу уже скоро тридцать лет лихорадит самыми нелепыми переменами, бросая из огня да в полымя. Причина не в зарплатах учителей, которые представляют из себя что-то существенное только за счёт различных президентских, губернаторских и областных надбавок. Причина не в падающем авторитете учителей, которые теперь не проводники в прекрасный мир знаний, а продавцы образовательных услуг. Причина не в заформализованности образования, не в том, что педагоги выше ушей загружены заполнением бесконечных отчётов, ведомостей, планов урока, сводок и графиков. Причина — в расстановке парт. И точка.

Расселись, начали квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осёл, — мы верно уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки квартет нейдет на лад.

Конечно, мадам зампредседателя нашла отличный путь. Если не поможет перестановка — скажем, что причина в наличии досок и учебных пособий. Объявим, что классы не дают учиться, и занятия на пользу только на чистом воздухе. Придумаем, что учителей должно быть трое на каждый уроок. Что ученики должны сидеть по одному. Или в шахматном порядке. Или лицом к стене… Видите, сколько вариантов? И под каждый можно выбить деньги.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
“Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!”

Стремление откреститься от традиций советского образования заставляет чиновников заявлять, что «…именно организация школьного пространства оказывает влияние на развитие индивидуальности ребенка. Если учитель находится в кругу детей, то он уже не ментор, он помогает ребенку развивать свою индивидуальность и талант, и это абсолютно новое направление в системе образования». Чем такой метод лучше, эффективнее — непонятно, к тому же и ничем не доказано, кроме голого утверждения. Можно подумать, в советское время при системе прямоугольных классов и «менторов» — учителей выросло мало учёных и творцов! Разве что инфантильное неприятие образа ментора достаточно ёмко характеризует «потребителя образовательных услуг», как не желающего и не умеющего принять, что кто-то может быть старше, умнее, авторитетнее тебя. И если раньше мы говорили «учитель, перед именем твоим…» и уважительно прибавляли: «слово Учитель пишется с большой буквы», то сегодня преподаватель уже не воспринимается как образец, которому надо подражать, кто для тебя является старшим товарищем и другом. Сейчас это «свой парень», с которым надо сидеть в общем запанибратском кругу (по старому — классе).

Иногда можно слышать такое утверждение: если бы советская система образования в самом деле была такой хорошей, почему же её не перенял Запад? Ответ прост: советская система была слишком хорошей. Она воспитывала действительно широко образованных людей, хотя бы в общих чертах знакомых с каждой областью знания. Она давала комплексное видения, формируя не узкого специалиста, а многофункционала. Именно это Западу и не нужно было — капиталистическая система как раз требует широких масс узких специалистов, достаточно хорошо разбирающихся в своей конкретной области, но слабо образованных во всех остальных. Капитализму не нужен человек, имеющий широкую, объёмную картину мира — ему нужен тот, кто будет верить СМИ и рекламе, даже если их утверждение «А» будет противоречить утверждению «Б». Но вот наконец и мы «доросли» до такого понимания целей образования…

И начали переставлять парты.

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь”.

Комментарии:

wpDiscuz